Почему советские парашютисты не заслонили небо: причины краха надежд бойцов ВДВ

Благодаря России родилась концепция массовой заброски десантников. Именно в Советском Союзе в 1930-е годы эксперименты с десантниками продвинулись дальше всего. Какие приспособления изобретали в СССР и почему практически ничего не было реализовано в Великую Отечественную? Рассказано ниже.

Почему советские парашютисты не заслонили небо: причины краха надежд бойцов ВДВ
Десантирование с ТБ-3

Автоматический выбрасыватель и иные разработки

Бомбардировщики, активно применявшиеся для заброса бойцов советских ВДВ, имели мало места. Бомбы – громоздки и малогабаритны, а десантники – напротив. Особенно в полной амуниции. Над решением этого вопроса ломали голову советские конструкторы. Изобретали и испытывали различные приспособления, способные вызвать удивление.

Самым специфическим был «автоматический выбрасыватель красноармейцев». Он представлял собой люльку, куда помещался боец.

Когда в авиамашине дергали за рычаг, приспособление переворачивалось, и десантник выпадал наружу. Парашют раскрывался самостоятельно, что являлось и недостатком – затяжные прыжки становились невозможны, и преимуществом – все военнослужащие выбрасывались одновременно и, соответственно, приземлялись в одной точке.

Почему советские парашютисты не заслонили небо: причины краха надежд бойцов ВДВ

Иной разработкой были десантные кабины. Их прикрепляли снизу к корпусу бомбардировщика. В этих приспособлениях было удобнее, чем в выбрасывателе, но прыжки осуществлялись поочередно, что неизбежно приводило к сильному разбросу выпрыгнувших десантников.

Вдобавок сначала люки были тесными, и прыгать человек мог лишь в боковом положении.

Солдат начинал крутиться, и, если парашют раскрывался немедленно, то существовала угроза перекручивания строп, что заканчивалось запутыванием парашюта. Из-за этого разбилось 4 десантника. Потом ширину люков увеличили.

Почему советские парашютисты не заслонили небо: причины краха надежд бойцов ВДВ

Но десантные кабины являлись чересчур громоздкими и тяжелыми, критично снижая летные характеристики авиамашин. Относительно маленькие кассеты под крыльями – намного лучше.

Известен случай своего рода рекорда: под крылья биплана Р-5 смогли засунуть целых 14 парашютистов. Хотя обычно десантировали по 4 человека. В действительности данные кассеты играли роль большого «багажного отсека». Имелись также подкрыльевые грузовые короба – туда поместили спасенных пассажиров и экипаж с парохода «Челюскин» в 1934 г.

Суровая действительность

Существовали и иные идеи для парашютистов. В их число входили воздушные эшелоны из гигантских планеров – до 8 летательных аппаратов. Либо концепция «десантного перехватчика» – крыла, присоединявшегося к обыкновенному И-5, с отсеками для бойцов. Либо попытки десантировать танки-амфибии на воду. Все перечисленные проекты не были претворены в жизнь из-за инженерных проблем либо показали свою несостоятельность во время испытаний.

Хотя имелось много и удачных приспособлений и стратегий, активно применявшихся в конфликтах до Второй мировой. Так грузы сбрасывали практически повсеместно, начиная с Хасана в 1938 г.

В Прибалтике летом 1940 г. забросили большой посадочный десант в количестве около 1 000 парашютистов. В дополнение к этому в Бессарабии высадились другие бойцы. Дело решала быстрота, поскольку существовали опасения, что отступающие с занятой советскими бойцами территории румыны постараются забрать наиболее ценное, а что не сумеют – сломают либо уничтожат.

На первый взгляд, с учетом крупных маневров вроде киевских, Красная Армия была готова начать крупные забросы парашютистов. Однако когда Германия напала на СССР стало очевидно: размах и успешность десантирования не соответствуют целям Великой Отечественной.

Это объяснялось рядом причин. Прежде всего, первую атаку нанесли по СССР – немцы взяли инициативу в собственные руки. Красная Армия была вынуждена отходить либо защищаться первую половину Великой Отечественной.

Разумеется, советские солдаты активно проводили контратаки по различным направлениям, но в целом ситуация складывалась не в их пользу. В такой обстановке использовать десант было нецелесообразно.

Почему советские парашютисты не заслонили небо: причины краха надежд бойцов ВДВ

Кроме того, бойцы ВДВ – элитные подразделения, которые сложно формировать, а их обучение требует больших расходов и занимает много времени. Великая Отечественная была очень масштабным и кровавым конфликтом.

Со временем столкновения сторон походили на сражение инвалидов на колясках. Военнослужащими не могли укомплектовать даже обычные стрелковые подразделения.

Про элитные части и речи не шло. В итоге новобранцев направляли в механизированные части либо штурмовые отряды, а не ВДВ.

Наконец, наземный характер сражений. Большие десантные операции той войны обычно осуществлялись на морском побережье. Сицилия, Крит, Нормандия – везде сравнительно большие жертвы среди парашютистов компенсировались преимуществом их применения.

В львиной доле иных ситуаций лучше было пустить в бой танки. Когда парашютистов старались использовать по довоенным тактикам, в большом количестве, то дело, как правило, оборачивалось сокрушительным фиаско. Красная Армия несла колоссальные потери, а боевые задачи так и оставались невыполненными. В результате от этой тактики отказались.

Ресурс отечественной транспортной авиации был серьезно ограничен. Авиамашины использовались для разных целей, самолеты дышали на ладан, а потери при крупных высадках были велики. СССР не мог позволить себе подобное расточительное отношение к воздушным судам.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: