Крути педали: как в боях отметились велосипедные войска

Велосипед кажется максимально мирным изобретением, которое никак не может иметь отношения к войнам. На самом деле это не так. Уже более полутора сотен лет двухколёсная техника участвует в боевых сражениях.

Первые сражения

Многие изобретения сначала создаются для военных целей и уже потом переходят в гражданскую среду, однако велосипед – исключение из этих правил. Впервые в боях этому транспорту довелось поучаствовать во время Франко-прусской войны 1870 года. В то время это была главная техника посыльных, чтобы те могли быстро доставлять важные сведения. Велосипеды, в отличие от лошадей, были не только быстрыми, но и бесшумными.

Военные сразу оценили все преимущества велосипедов. В 1895 году в британской армии создали целое подразделение, бойцы которого ездили на «пауках» (велосипедах с большим передним колесом). Во время Англо-бурской войны боевые велосипедисты сыграли важную роль в сражениях.

Крути педали: как в боях отметились велосипедные войска
Велосипед на рельсах

Конечно, у велосипедов было множество недостатков, и самый главный – невысокая проходимость. Подчас их приходилось перетаскивать на руках, что тяжело и неудобно. В 1895 году французские офицеры Жерар и Морель запатентовали первый складной велосипед и полностью решили проблему мобильности. Солдат мог легко сложить транспорт вдвое и нести его за спиной. При этом его руки были настолько свободны, что боец мог даже стрелять.

Складной велосипед стал необычайно популярен, и к началу 20 века такая техника появилась во многих странах мира. B.S.A. стала крупнейшей в мире фирмой по производству военных складных велосипедов и выпустила десятки тысяч экземпляров.

От военных конструкторов требовалось приспособить велосипед под боевые потребности. Именно так появились трёхколёсные тандемы с закреплёнными на них пулемётами и четырёхколёсные велотачанки с пулемётной системой Максима.

В Первую Мировую

Первая Мировая война стала эпохой расцвета боевых велосипедов. Почти каждая армия имела в своём составе т.н. самокатные войска, которые были оснащены велосипедами. Только в русской императорской армии таких рот было около 30.

У Англии было 100 тысяч боевых велосипедистов, у Германии – 125 тысяч, у Бельгии и Франции – 150 тысяч. Служить в велосипедных войсках считалось почётным, и туда отбирали самых лучших солдат. Такие велосипеды были популярны у посыльных, на них доставляли снабжение и увозили раненых.

Крути педали: как в боях отметились велосипедные войска
Военные велосипеды компании B.S.A

Российская империя тоже не была исключением. Велосипедные прогулки очень любила царская семья, Лев Толстой и многие другие. Но военные велосипеды в царской России начали делать в 1914 году, а до этого их закупали за рубежом.

Вторая мировая

К рубежу 1930-1940-х почти каждая армия мира имела в своём составе велосипедные войска. Больше всего таких бойцов было у Вермахта. В Красной армии специализированных веловойск не было – советское командование сочло их непрактичными.

Однако при осаде Сингапура именно японские велосипедисты захватили базировавшийся в джунглях и считавшийся труднодоступным английский гарнизон. И это не единственный случай, когда боевые велосипедисты успешно проявили себя в сражении. В 1942 году британские веловойска провели успешную диверсию против гитлеровской радиолокационной станции. Оказалось, что велосипедисты во многом эффективнее артиллеристов. Они двигались быстрее пехотинцев и тише мотострелков.

После Второй Мировой веловойска тоже использовались, хотя и в меньших масштабах. Так, во время войны в Ираке американцы пользовались велосипедами марки Montague Paratrooper. Сделанные из лёгкого алюминия, они могли перевозить по 2 ц груза. В армии Британии и Швейцарии и сейчас есть велосипедные роты.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: