Одна в своём роде: первая экономическая война Советского союза

На протяжении всей своей многострадальной истории Россия ведёт войны по всему миру. Исключением не стал и СССР, формально исповедовавший идеологию «дружбы народов», а по факту являвшийся довольно агрессивным милитаризированным государством. Подняв на знамя идею социальной справедливости, равенства и мирового коммунизма, Советский Союз вёл войны с первых лет своего существования, протаптывая конницами и сапогами поля Польши и Прибалтики, утюжа танками Маньчжурию и Центральную Европу, отправляя агентов и военспецов в самые дальние уголки земного шара.

При этом советское правительство, презиравшее саму идею богатства и экономической выгоды, избегало экономических войн. Но одна такая война все-таки была, и именно ей посвящена эта статья.

Русский путь сквозь сердце Китая

Одна в своём роде: первая экономическая война Советского союза
Карта, изображающая протяженность Китайско-Восточной железной дороги и дальнейшие военные действия

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), право на строительство которой было получено Российской империей от китайских властей, была достроена в 1903 году. Это был грандиозный проект, связывающий Владивосток с остальной Россией прямиком через китайскую территорию. Громадная железная дорога была окружена полосой отчуждения, находившейся под российским контролем, а вдоль дороги были построены русские поселения. Работа над КВЖД была первым шагом в массированной колонизации Восточной Азии, затеянной имперскими властями. Однако этим грандиозным планам не суждено было сбыться: всему помешала революция.

Японские амбиции и китайский интерес

Одна в своём роде: первая экономическая война Советского союза

Как только Россия погрязла в гражданской войне, японцы тут же заинтересовались возможностью прибрать к себе КВЖД. Китайское правительство, в 1920 году еще лояльное японцам, отдало приказ об оккупации полосы отчуждения. Тем не менее дорога все еще продолжала работать под руководством русских специалистов.

В итоге китайцы все-таки обогнали японцев в своих стремлениях завладеть дорогой. 31 мая 1924 года между китайским и советским правительством было подписано соглашение об урегулировании спорных вопросов, согласно которому китайцы получили свою долю в миноритарном владении КВЖД. Однако львиную долю прибыли от содержания железной дороги все-таки получал СССР, что не устраивало многих китайских политиков.

Конфликт двух республик

Одна в своём роде: первая экономическая война Советского союза
Чжан Цзолинь и его сыновья, с детства носившие генеральские звания

Очень скоро китайско-советские отношения начали холодеть. Этому способствовали регулярные провокации на КВЖД, устраиваемые строптивым генералиссимусом Чжаном Цзолинем. В итоге этот персонаж так сильно надоел советским властям, что те решили взорвать его в поезде при помощи спецслужб. Разумеется, это событие не добавило теплоты в советско-китайские отношения: Чжан Сюэлян, сын покойного генералиссимуса, решил продолжить дело отца и, по возможности, отомстить Советам.

В конце 1928 года подконтрольная Сюэляну полиция захватила харбинскую телефонную станцию КВЖД, а в начале следующего года Чжан сделал все, чтобы сорвать советско-китайские переговоры об урегулировании конфликта. Дело шло к полноценной войне.

Битва за железную дорогу

Одна в своём роде: первая экономическая война Советского союза
Трофеи ОДВА

Летом 1929 года китайцы, недовольные падением прибыли (произошедшем якобы по вине Советов), захватили КВЖД и де-факто спровоцировали СССР на ответные действия. В ответ на это в составе Красной Армии была создана Особая Дальневосточная Армия (ОДВА), целью которой провозглашалось отбитие железной дороги и принуждение китайцев к миру на советских условиях.

В распоряжении китайцев была массивная речная флотилия (более 300 тысяч кораблей), пушки, пулемёты и миномёты, так что воевать явно было чем. Стандартное обмундирование типичного китайского солдата несколько смущало своей анархроничностью, поскольку включало в себя сочетание современного по тогдашним меркам маузера и традиционной китайской сабли.

Одна в своём роде: первая экономическая война Советского союза
МС-1

Силы ОДВА выглядели куда более внушительно. Советская военная мощь на Дальнем Востоке включала в себя Амурскую речную флотилию, современную авиацию, бронеавтомобили и новые МС-1. Потому война началась довольно быстро: 12 октября советские силы ударили по городу Лахасусу, перестреляв более тысячи китайских солдат и обратив еще столько же в бегство. Продлившись всего месяц, локальный конфликт окончился позорным поражением китайцев, порядок потрепанных советской авиацией и изрезанных шашками кубанских «красных казаков».

Жертвы ОДВА составили менее 300 человек, в то время как жертвы желтокожих исчислялись тысячами. Красная Армия обогатилась многочисленными трофеями, а благодаря последовавшему мирному договору был восстановлен советский контроль над КВЖД. Так и окончилась единственная в своём роде экономическая война СССР.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: