Главные отличия штурмовика и истребителя

Когда авиация только начинала зарождаться, никто и не предполагал, что у нее будет столько разных эволюционных ветвей. Однако уже на момент Первой мировой войны существовало как минимум два класса боевых летательных машин: бомбардировщики и истребители. Ближе к 1939 году номенклатура самолетов расширилась, начали появляться все более специализированные виды. Например, усредненная версия между тяжелым бомбардировщиком и легким маневренным истребителем – штурмовик.

Цели применения

Главные отличия штурмовика и истребителя
Советский штурмовик времён Второй мировой войны Ил-2

Для начала стоит понять истинное предназначение как истребителей, так и штурмовиков. Основная цель штурмовой авиации — это отработка по сухопутным и морским целям с использованием бомбового, ракетного и пулеметно-пушечного вооружения. Ярким примером такой машины служит знаменитый Ил-2. На него могли подвешивать сразу несколько сотен килограммов бомб и неуправляемых ракет. Также в крыльях имелись крупнокалиберные пулеметы и автопушки. Зачастую штурмовики действовали совместно с наступающими сухопутными силами. Их направляли на устранение опасных укреплений, подавление огневых точек и уничтожение подвижной силы неприятеля (танки, бронемашины, пехота).

В свою очередь истребители редко несли бомбовую нагрузку, так как она увеличивала массу самолета, снижала динамические характеристики и дальность полета. Изначально вооружение «ястреба» состояло только из пулеметов, а пушки и ракеты были добавлены лишь через некоторое время. Таким образом, главными целями истребителя можно считать:

  • прикрытие своих сил от налета вражеской авиации,
  • уничтожение истребителей врагов,
  • разведка местности.

Конструкция

Главные отличия штурмовика и истребителя
Немецкий истребитель Фокке Вульф FW-190

В качестве примера приведем все тот же советский штурмовик Ил-2. В войсках эту тяжелую машину прозвали «летающим танком» – и это неспроста. Ильюшин, разрабатывая свое творение, постарался максимально упрочнить конструкцию как самого планера, так и всех его частей. На крыльях имелись бронещитки, фонарь кабины был сделан из бронебойного стекла, а пилота прикрывала бронеспинка. Все это позволяло штурмовику выдерживать попадания пуль винтовочного калибра, мелкокалиберных автопушек и осколков разрывных снарядов. Для чего же нужна была такая защита? Причина в высоте полета штурмовика. Зачастую Ил-2 действовал на высоте бреющего полета (меньше ста метров).

Истребитель же, в свою очередь, использовали для полетов на больших высотах. Однако со временем истребителям также стали усиливать бронирование. Достаточно вспомнить немецкие истребители Фокке-Вульф, которые по массе ничем не уступали штурмовику Ю-87. Тем не менее ближе к концу войны их стали применять и в качестве штурмовиков. Другим примером служит японский истребитель «Зеро», который не был оснащён тяжелой броней, но отличался высокой маневренностью.

Смешение классов

Главные отличия штурмовика и истребителя
Истребитель-штурмовик Hawker Hurricane IID

Со временем понятия «истребитель» и «штурмовик» в первозданной своей трактовке стали отходить на второй план. Уже к концу Второй мировой войны свет увидел гибридные машины, способные с одинаковой эффективностью выполнять функции как штурмовика, так и истребителя.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: