Харис Якупов: как отечественный живописец немцев разозлил

Татарский живописец Харис Якупов попал в список лиц, подлежащих ликвидации. В этот перечень попали люди, являвшиеся врагами Третьего Рейха и лично фюрера. В чем причина того, что прекрасный живописец, которого Гитлер никогда не видел, пользовался подобной нелюбовью со стороны фашистов?

Сила пропаганды

Во время войны с Германией отечественная пропаганда поднимала моральный дух жителей СССР. Несмотря на то что львиная доля военных картин художника была документальной, его фронтовые наброски иногда укрепляли боевой дух не хуже, чем сообщения Левитана по радио, где перечислялись успехи Красной Армии.

Боевые сюжеты

Живописца мобилизовали зимой 1940 г. Он возвратился назад в Казань лишь в декабре 1945 г. В течение всей Великой Отечественной его сопровождали карандаш и альбом. Изначально времени на творчество катастрофически не хватало. Потом красноармеец стал выделять минуты в ходе привалов либо поздним вечером, чтобы запечатлеть события минувшего дня.

Постепенно альбом обогащался быстрыми эскизами. Например, возвращающиеся в очищенный от фашистов Катовице здешние шахтеры медленно идут по тропе с черными от сажи лицами.

На их глаза блещут слезы радости и долгожданной свободы от захватчиков, хотя до конца войны еще далеко.

На другом наброске 3 мальчика что-то готовят в гитлеровской каске после освобождения Красной Армией Орла. На третьем рисунке сестра милосердия наклонилась над раненым солдатом. Потом упряжка псов, тащащая пулемет, а немного ниже – труп убитого в бою советского воина.

Немалому числу эскизов сопутствовали лаконичные подписи, благодаря которым Харис уже после Великой Отечественной смог написать ряд трогательных литературных трудов. Над одним из рисунков быстрым почерком написано «Огромный и страшный!». Это краткая характеристика концентрационного лагеря «Гросслазарет», который Якупов увидел в Славуте.

Харис Якупов: как отечественный живописец немцев разозлил
Харис Якупов в молодости

В 3-х уцелевших альбомах живописца – серия портретов граждан СССР, вносящих свою лепту в дело разгрома фашистов: подросток примерно 16 лет с Орденом Славы, пожилой татарин с поседевшими волосами и светлыми глазами, неизвестные красноармейцы (снайперы, танкисты, минометчики и проч.).

Многие изображения не подписаны, на других указаны лишь инициалы, а на третьих есть как чин, так и Ф.И.О.

Львиная доля портретов пропала, поскольку нередко красноармейцы посылали наброски Якупова родным взамен фотокарточки.

Свидетельства боевых успехов

С документальной точностью живописец отражал события. Прорыв из немецкого кольца под Брянском и Елец после битв на улицах города (1941 г.), преодоление Десны и Днепра, сражение в окрестностях д. Менделевка, после Курской дуги (1943 г.), взятие Тернополя, прорыв на Львовском направлении (1944). Потом художник побывал в Польше, Чехословакии, Германии. Разгром гитлеровцев Харис встретил в чешской столице.

Харис Якупов: как отечественный живописец немцев разозлил
Курская битва, 1943 г.

Любопытно, что первый набросок живописец изобразил тогда, когда немцев выбили из Ельца. На эскизе представлен взятый в плен автоматчик Вермахта. Юный ефрейтор без военной формы, с прекрасным голубоглазым лицом, травмированной правой рукой и явно страдающий от холода. Вражеский солдат сообщил, какие пути в городе заминированы.

Художник много внимания уделил теме захвата фашистов. Это идущие складывать оружие гитлеровцы (1944 г.) или фигуры оборванных, раненых, пострадавших от холода и голода, истощенных и безоружных врагов с надписью «Для них война окончилась».

Подобные картины были наглядными картинами сломленного боевого духа немцев. Упавшие самолеты, взорванные бронемашины, захваченные трофейные пушки красноречиво свидетельствовали об успехах Красной Армии, не хуже сводок Левитана.

Есть и рисунки, которые нельзя назвать исторически достоверными. Однако они серьезно повышали моральный дух советских солдат. К числу подобного творчества можно отнести эскиз карандашом, составленный по словам русского разведчика. На наброске изображена сцена: рота нацистов, залезшая на БТР, в страхе сдается после приказа 2-х отечественных кавалеристов «Руки вверх», произнесенного по-немецки.

Некоторые картины вызывали чувство беспощадной ненависти к неприятелю. Например, «Мародеры», «В германское рабство», «Расстрел».

Материал для книги

В 1942 г. Хариса пригласил глава издания «Сын России» М. Луконин. Он рассказал о том, что планируется написать книгу о Елецко-Ливенской операции под названием «Наши герои». Якупова попросили подобрать подходящий материал. Художник легко отобрал картины и написал новые.

Харис Якупов: как отечественный живописец немцев разозлил
Елецко-Ливенская операция (карта)

По рассказу самого сержанта он смог запечатлеть красноармейца Фомина, который во время ожесточенного сражения за Елец пришел на смену раненому командиру, сам получил рану, но продолжал воевать с неприятелем.

Редактор попросил нарисовать ряд иллюстраций для военной газеты. На первой картине Харис нарисовал умилительную сцену распределения посылок с подарками от жителей Саратова. Красноармейцы с благодарностью берут мыло, табак и теплые носки.

Юмористическая картина

Следующей иллюстрацией для газеты Луконина был знаменитый рисунок «Отступление на удобные позиции». На карикатуре фюрер, у ног которого суетится идеолог фашистской пропаганды Геббельс, зачеркивает слова «молниеносная война» и добавляет «отступление на более удобные позиции в связи с зимой».

Рисунок опубликовали в «Сыне России» в конце зимы 1941 – 1942 г. с юмористической подписью самого главного редактора. Суть последней сводилась к неизбежной гибели Гитлера.

Харис не ограничился этим рисунком. На другой картине миниатюрный лидер Третьего Рейха с окровавленным томагавком обороняется от приближающегося гигантского молота, серпа и сверкающей звезды.

На иной карикатуре с надписью «Скоро! Гитлеру капут!» фюрер со страхом пытается отойти подальше от петли. На другой сатирической картине он подносит к виску пистолет, а красная подпись «Конец» свидетельствует о готовности фашистского вождя расстаться с жизнью.

Картины с лозунгами

Услышав от жителей очищенных от гитлеровцев населенных пунктов о жестокости немцев, у Хариса появляется мысль создать ряд агитационных плакатов. Живописец отразил в них актуальные битвы. В результате рождаются изображения с громкими призывами. Например, «Даешь Берлин!», «Отомсти!», «Помоги Сталинграду!» и др.

На плакате «Отстоим Москву!» по сути, изображена карта проведения сражений. Здесь черными стрелками указаны направления атак на столицу и Тулу гитлеровских войск во главе с фон Боком и Гудерианом.

Взамен стрелки, отражающей контратаку советской армии – красный штык снайперской винтовки Токарева. Оружие крепко схватил русский боец, который с возгласом «Ура!» бежит на врага.

Достоверные данные о том, что фюрер лично видел картины и рисунки живописца отсутствуют. Однако, возможно, юмористические наброски, плакаты и документальные изображения попались на глаза фашистским агитаторам под руководством Геббельса. Не исключено, что сюжеты работ Якупова и стали причиной его попадания в перечень основных противников гитлеровского режима.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: