​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Вторая мировая война. Флот Германии преследовал несколько задач: превосходство в водах Атлантики, помеха программе ленд-лиза в поддержку СССР и покорение Британии. Но еще в начале сражения немцы понесли ощутимую потерю — англичане потопили «Бисмарк» — огромный линкор, за которым пришлось поохотиться 72 часа. Символ германской индустриальной, военной и инженерной мощи пал, как карточный домик, что серьезно ударило по флоту и самооценке Гитлера.

Создание линкора

Предпосылками для строительства корабля стал приход к власти фашистов, которые усиленно готовились к началу войны. Фюрер понимал военное и политическое значение флота, который мог вернуть могущество Германии. Еще бы: громадный линейный корабль устрашал врага и заявлял о силе Третьего Рейха.

Еще в 30-е года секретный план Z говорил пополнении, модернизации и перспективах, которые ожидали германский ВМФ. До 1948 года предполагалось изготовить 8 линкоров, 4 авианосца, тяжелые крейсеры, эсминцы, миноносцы и подлодки. «Вишенкой на торте» был Бисмарк и еще один линейный корабль «Тирпиц».

План Z не был реализован даже на 50 %. У немецких специалистов не хватило оборудования, ресурсов, но боевые корабли все-таки спустили на воду. После гибели главного морского оружия фашистов стало ясно: эпоха флота без авиационной поддержки закончилась.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Проектирование

Управление Кораблестроения Имперского Морского ведомства начало разрабатывать линкор F еще в начале 1934 года. Калибр основных орудий планировали сделать 460 мм, но затем снизили до 330 мм. Проектная скорость новых крейсеров — 33 узла с форсированием и 30 узлов в постоянном режиме.

Главная энергоустановка должна была состоять из 3-х автономных на 1 турбогенератор и 2 котла каждая. Винтов, соответственно, также планировалось 3. Эффективно вести огонь было возможно только из калибра 380 мм, поэтому номинальное водоизмещение составляло бы 39 тыс. тонн. Данные скрывались, и документации указывалось стандартное водоизмещение — 35 тыс. тонн.

Весной 1935 года утвердили силовую установку и вооружение. У корабля планировалось сделать 4 башни для 2-х орудий калибра 380 мм. Средний показатель калибра составлял 150 мм, у зенитных комплексов дальнего боя — 105 мм, ближнего — 37 мм.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Броня крейсера выдерживала бы прямое попадание снарядов с калибром 380 мм на дистанции 20-30 км и взрыв торпеды с тротиловой массой 250 кг.

При проектировании руководство ВМФ Германии ориентировалось на:

  • расположение на палубной части пушек тяжелого типа;
  • высокие ходовые показатели;
  • усиленное бронирование, которое выдерживало бы атаку самого мощного в то время вооружения.

Документацию утвердили не сразу — по соглашению разрешалось строительство немецких кораблей с водоизмещением до 35 тыс. тонн. Ограничение не давало детально оценить вооружение и мощность энергоустановки. На территории страны практически не было верфей для столь масштабного строительства. И только по личному указанию Гитлера стартовало создание мощнейшего дредноута.

Постройка и испытания

Летом 1936 года на верфи Blohm und Voss начали строить линкор с заводским номером 509. Указом Гитлера сроки готовности перенесены на декабрь 1940 года, но Bismarck сошел на воду уже 14 февраля 1939 года. На «крещении» корабля присутствовала сама Доротея фон Левенфельд — внучка первого канцлера Германии. Она по традиции разбила бутылку шампанского о борт.

В апреле 1940 года на корабль поднялись первые члены экипажа, в июне его перевели в плавдок, чтобы поставить винторулевую систему и устройство размагничивания. В июле судно вышло из плавдока для креновых испытаний в условиях чистого водоизмещения. Установлена метацентрическая высота — 3,9 м.

Официально линкор принят на вооружение через 1,5 года — 24 августа 1940 г. он официально вступил в ряды Кригсмарине. Линейный корабль был лучшим в своем классе — артиллерия главного калибра составляла 381 мм и могла сравниться только с французскими и итальянскими моделями.

До мая 1941 года вместе с крейсером «Принц Ойген» он ходил по территории Северной Атлантики. 18 мая 1941 года линкор отправился в Атлантику топить американские торговые суда, но до конца не выполнил своей задачи. Это было его первое и последнее плавание.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Наименование

Чем же прославился человек, в честь которого назвали такой революционный корабль? Отто фон Бисмарк был кумиром Гитлера. Первый германский канцлер объединил страну, но путем кровопролитной войны. Монархист единолично управлял государством, пока молодой император не отправил его в отставку. «Дикий Бисмарк», чиновник, а впоследствии помещик, сделал головокружительную политическую карьеру:

  • примкнул к партии консерваторов в Пруссии во время революционных настроений 1848-1849 гг.;
  • сокрушил в пух и прах оппозицию на выступлении 1847 года в Соединенном ландгате;
  • был сторонником «железа и крови» в решении политических вопросов;
  • спровоцировал войну Франции и Пруссии, отвоевав Эльзас, Лотарингию вместе с контрибуцией в размере 5 млн. франков;
  • принимал участие в политической жизни страны после отставки.

Интересно знать! Авторы немецких учебников по истории 6 раз меняли политическую оценку фигуры Бисмарка.

Боевая история

Кригсмарине не планировало использовать крейсер для профильных задач. Мощнейший дредноут переквалифицировали в… рейдера, причем, мишенью для него стали не боевые судна. В море он захватывал транспортные караваны, сухогрузы и лайнеры.

Рейдерство наносило прямой урон экономическим ресурсам врага, делало невозможным комфортную работу его флота. Единственная «прогулка» корабля доказала, что противник, начиная поиски «возмутителя спокойствия» тратил все запасы топлива, время на амортизацию. Косвенные потери были масштабнее урона от крейсера, вступившего в открытый бой.

Историки так и не могут понять: почему огромное количество немецких франков и сил специалистов ушли на создание дредноута, если можно построить пару десятков подлодок? На этот вопрос ответа нет. Единственный важный факт — крейсер-гигант «Бисмарк» с поднятым боевым штандартом пошел в морские просторы.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Прорыв в Атлантику

При операции «Рейнские учения» задействовалось 2 судна — «Бисмарк» и «Принц Ойген», которые направлялись через Датский пролив в Атлантику. Планировалось лишить английский флот торговых кораблей. Дредноут должен был «взять на себя» конвойные единицы, а «Ойген» — подобраться к торговым.

Руководитель операции просил отложить начало до присоединения Тирпица, Гнейзенау и Шарнхорста. Главнокомандующий оказал и 18 мая 1941 года две боевых единицы вышли с базы, расположенной на территории современного польского порта Гдыни.

20 мая суперкорабль замечен шведским крейсером «Готланд», сообщившим о нем членам Сопротивления в Норвегии. 21 мая военный атташе передал в Адмиралтейство Британии сообщение о двух больших суднах. 21-22 мая немецкие судна были на стоянке около г. Берген, где их перекрасили в серо-стальной рейдерский цвет. «Принц Ойген» дополнительно заправился с танкера «Воллин», линейный корабль — нет, что и стало его фатальным промахом.

Самолет-разведчик ВВС Англии сделал фото крейсеров, по которому идентифицировали дредноут. На время прибытия английских бомбардировщиков суден на месте не оказалось — они незаметно вышли в Норвежское море и пересекли линию Северного полярного круга. Британская разведка вела поиски в южном направлении.

Британский адмирал Джон Тови отправил крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» в сопровождении эсминцев к побережью Исландии. Патрулирование «немца» также велось несколькими морскими машинами:

  • «Саффолком» и «Норфолком» в Датском проливе;
  • «Манчестером», «Аретьюзом» и «Бирмингемом» в водах между Исландией и Фарерскими островами.

22 мая адмирал во главе группы из кораблей «Король Георг V» и «Викториес» с судами охраны вышел в море с базы в бухте Скапа-Флоу. Флотилия подстерегала противника в шотландских водах и ожидала «Рипалс».

Бой в Датском проливе

23 мая на территории Датского пролива «Саффолк» разглядел «Бисмарка» в тумане. Немецкое судно открыло огонь, но по «Норфолку». Британские корабли отошли в туман и следили за событиями по радарам. После попаданий у дредноута вышел из строя носовой радар, поэтому Лютьенс дал «Ойгену» приказ идти впереди. Опознать корабли было сложно — верхние элементы орудий окрасили темной краской, свастику на палубах прикрыли брезентом.

В 5:52 утра 24 мая начался бой с расстояния 24 км. Вице-адмирал Холланд скомандовал открыть огонь, но по ошибке посчитал «Ойгена» «Бисмарком». У немецких военных был приказ не отвечать на атаки противника, если корабли не являются частью конвоя. После нескольких залпов Линдеманн нарушил приказ, и на «Худ» был направлен ответный огонь. Команда Холланда «переключиться на линкор» не была услышана огневыми подразделениями, и стрельба долгое время велась по «Ойгену».

В 5:56 утра «Принц Уэльский» сделал 6-й удар. «Бисмарк» получил пробитие топливных цистерн, куда начала быстро поступать вода. От крейсера оставался четкий нефтяной след. «Худ» пострадал после второго залпа «Ойгена» и третьего — дредноута. Корма и мидель загорелись. Девятый залп пришелся на ватерлинию. На 6:00 утра расстояние между судами сократилось до 16-17 км. На «Худе» после 5-го залпа противника взорвалось хранилище боеприпасов, и он просто развалился на две части. В живых после мгновенного затопления остались 3 человека из 1418.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»
«Бисмарк» ведет огонь

«Принц Уэльский» еще вел бой, направляясь на сближение с кораблями Германии до 14 км. Он не хотел, чтобы «Худ» повредил и без того заклинившие орудия носовой башни. Из боя линкор вышел в дыму и получил 7 попаданий.

Среди немецких командующих возник конфликт. Капитан Линдеманн хотел догнать и потопить «Принца Уэльского», адмирал Лютьенс желал продолжать поход. У линейного крейсера повреждена часть котельного отделения, генератор, имелись пробоины в двух цистернах для топлива, крен на правый борт и дифферент носовой части. Линкор решили отправить на ремонт, чтобы он мог заново выйти в Атлантику. «Ойген» получил приказ атаковать конвои Британии в одиночку.

Интересно знать! Для расследования причин, почему погиб «Худ» британское Адмиралтейство учредило специальную комиссию.

Погоня

Почти все британские корабли на территории Северной Атлантики привлекались к охоте на «Бисмарк». В их число входили линкор «Родни», 3 эсминца, уже военный лайнер «Британник», два линкора и два крейсера. Однако, единственным эффективным соединением, которое могло замедлить неприятеля, было соединение «Н». Оно находилось под командованием адмирала Соммервиля. В составе на тот момент был авианосец «Арт Ройял», с которого для поисков отправлены бипланы-торпедоносцы «Суордфиш».

24 мая в тумане дредноут повернулся прямо к преследователям. Обмен залпами был коротким, без повреждений, но британцы уклонились. «Ойген» отправился к берегам Франции и прибыл в порт Брест через 10 суток. У «Бисмарка» не хватало топлива, из-за чего не было возможности избавиться от погони. Линкор направился в Сен-Назер.

24 мая адмирал Тови отдал авианосцу «Викториес» приказ о сокращении расстояния и в 22:10 с него вылетели 9 бипланов. Они открыли огонь по дредноуту, нанеся поражение по правому борту. Погода была плохой, экипаж — почти без практики, наводящий радиомаяк — неисправен, но все летательные аппараты вернулись на авианосец. Его единственное поражение — попадание в броневой пояс. Потери «Бисмарка» — 1 человек. От налетчиков защищались всем арсеналом зенитных орудий, крупнокалиберными пушками. Линкор увеличивал скорость, маневрировал, уклоняясь от торпед. Но парусиновые пластыри отошли от пробоины в носу, течь усилилась еще больше, как и дифферент на нос. 2-е отделение котельной было затоплено окончательно.

Ночью 24-25 мая германский корабль, воспользовавшись зигзагами британцев, скрылся. В 4:01 с «Саффолка» сообщили, что неприятель пропал.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Обнаружение

Обнаружение корабля произошло с воздуха в 10:10 утра 26 мая. Его нашел экипаж летающей лодки «Каталина», отправившейся с Лох-Эрне (Северная Ирландия). Лютьенс был в 690 милях от Бреста, и мог вызвать бомбардировщиков люфтваффе.

Соединение «Н» уже вышло из Гибралтара наперехват. В 14:50 с «Арт Рояля» вылетели торпедоносцы. В этих водах уже находился «Шеффилд», пытавшийся найти германский линкор. Пилотов об этом не предупредили, они провели торпедную атаку, но не один из 11 снарядов не поразил цель.

В 17:40 «Шеффилд» нашел противника и стал преследовать его. Торпедоносцы повторно открыли огонь, сделали 2-3 попадания. Одна из торпед попала в кормовую часть, повредив рулевой механизм. Дредноут не мог маневрировать, стал циркулировать, а команда не сумела восстановить управление.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»
Поход «Бисмарка»

История последнего похода «Бисмарка»

После заклинивания руля на 17 градусов движение стало невозможным, и он из победителя превратился в тренировочную британскую мишень.

Гибель

27 мая «Родни» и «Король Георг V» подошли к «Бисмарку» на расстояние 39 км. Видимость в пределах 19 км, волны в 5-9 баллов, северо-западный ветер несколько замедляли атаку. Она началась в 8:47 утра. Немец дал ответный удар, но не смог сделать его точным по причине крена. Падение скорости до 7 узлов превратило линкор в доступную цель для «Норфолк» и «Дорсетшир», объединивших усилия.

В 9:02 снаряд калибра 203 мм попал по дальномерному посту фок-мачты, в результате чего погиб офицер Шнайдер. В 9:08 «Родни» выпустил снаряд калибром 406 мм, поразивший носовые башни. Второе попадание разрушило контрольный пункт, став причиной смерти почти всего офицерского состава.

Одновременно велась атака с «Цезаря» и «Доры», но без результатов. С 9:21 до 9:31 корабли вышли из строя. От разрывов снарядов поблизости заклинило торпедные системы «Родни». Немецкий линкор целенаправленно атаковал его, надеясь на потопление, как «Худа».

Через 44 минуты боя тяжелая артиллерия германца умолкла. «Родни» стал сближаться до прямого выстрела с 3 км, но «Король Георг V» этого не сделал.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»
Гибель немецкого линкора Бисмарк в Датском проливе. 27 мая 1941 г

Боевой флаг «Бисмарка» оставался на месте, но британцы при небольших запасах топлива и боеприпасов решили «добить» крейсер. Линейные корабли, хоть и превосходили дредноут по численности, не имели дополнительных боеприпасов.

Обнаружив, что враг уже не доберется до пункта назначения «Родни», «Георг» и эсминцы отправились на базу. Крейсеры должны были затопить немецкое судно. «Норфолк» выпустил последние торпеды, «Дорсетшир» — еще три 533-мм заряда, попавшие в противника с короткого расстояния.

Верхняя палубная часть была почти разрушена, машины еще работали. Заборная вода поступала к топливным котлам и механики снижали скорость до 7 узлов. Команда получила приказ уходить с корабля. Спаслись только несколько моряков с нижней палубы. Линдеманн убит на мостике.

Мощнейший линкор под названием Бисмарк оказался на дне моря, уйдя под воду в 10:39 вверх килем. Некоторые члены команды поднимали руки для приветствия и погибали. Английский парламент сразу получил сообщение сразу, немцы еще посылали сигналы. Только после новостей от агентства «Рейтер» была направлена субмарина. Английский флот спас 110 человек, но ушел с места сражения после появления подлодки. Немецкое метеорологическое судно и U-74 подобрало 5 моряков и корабельного кота только на следующее утро. В составе команды линкора было 2200 человек, погибло 1995 из них.

Вопрос о том, кто же потопил немецкий «Бисмарк», долгое время выяснялся. Говорили о смертельном повреждении от торпед «Дорсетшира», о том, что трюмный экипаж открыл кингстоны. После подводной экспедиции Д. Камерона стало известно, что кингстоны открыты.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Место гибели

Место, где расположен Бисмарк — рядом с ирландским городом Корк на дне обнаружено только в 1989 г. Примерные координаты 48°10′ с. ш. 16°12′ з. д. предоставил Р. Баллард, нашедший «Титаник». Согласно международному законодательству это место — военное захоронение.

В 2002 году режиссер «Титаника» Д. Камерон при помощи аппаратов «Мир» российского научного судна «Академик Мстислав Келдыш» снял документальный фильм «Экспедиция Бисмарк». Снимки доказали, что немцы допустили ошибки в конструкции корпуса, которые привели к потере управления от попаданий в рулевую часть.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Интересно знать! К месту потопления дредноута было организовано 6 экспедиций.

Командиры

Единственный командир корабля — капитан 1 ранга Эрнст Линдеманн. Есть легенда, что он остался жив после попадания снаряда в мостик и добровольно пошел на дно вместе с судном.

Конструкция «Бисмарка»

Проектировщики морской машины делали ставку на управляемость. Причина такого конструктивного решения — расположение немецких верфей в речных устьях. Чтобы прийти к месту назначения по проливам и каналам, использовали два руля, а в самых опасных точках — буксиры. Максимальный показатель поворотного крена — 3 градуса.

Корпус

По конструкции линкор напоминал Scharnhorst, основная разница была в артиллерии главного калибра. На момент спуска на воду длина по ватерлинии была 240,2 м (полная — 248 м), ширина — 36 м, осадка при полном водоизмещении — 10,2 м, при стандартном — 8,7. Обводы носа, распложенные под водой, получили бульбовидную утолщенную часть, которая снижала волнообразование. Конструкторы уделяли много внимания обводам и способам снижения корпусного сопротивления.

На момент «крещения» линкор имел размеры:

  • длину — 241,6 м (ватерлиния), 251 м (максимальная);
  • высоту — 15 м;
  • ширину- 36 м;
  • вес — 41,7 т (без снаряжения), 50,9 т (в снаряжении);
  • осадку — 9,3 м (стандартная), 0,2 м (в снаряжении).

Перед вводом с эксплуатацию на корабли монтированы закругленные наконечники носов, что привело к увеличению длины до 251 м.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»
Немецкий линкор Бисмарк “Bismarck”

Бронирование

Броневой пояс крейсера был 5,2 м в высоту, закрывал около 70 % ватерлинии и не давал наклона. Толщина брони составляла 320 мм, по верхнему поясу была 145 мм. Для замыкания поясов использовали траверс толщиной:

  • 145 мм — батарея;
  • 220 мм — главная палуба;
  • 148 мм — нижняя палуба.

По параллели пояса пущена переборка с разбегом толщины у верхней и нижней палубы соответственно 20 и 30 мм. Переходя на снижение, она становилась торпедной переборкой толщиной 45 мм.

Концевые части защищались традиционной на то время броней: 60 мм — по носу и 80 мм — по корме. На корабле было 2 броневых палубы — толщина верхней и главной составляла 80 мм, 110 мм требовалось на скосы, не доведенные до нижней кромки пояса. Главный броневой пояс обшивался Крупповской сталью толщиной 170-320 мм. Прикрытие башен основного калибра и барбет составляло около 360 мм. Полный вес брони — 18,7 т.

Сталь подбиралась для каждого сегмента отдельно, фиксировалась сваркой, за счет чего вес корпуса уменьшен.

Энергетическая установка и ходовые качества

Силовой агрегат корабля — трехвальный, включал 12 паровых котлов и 3 турбозубчатых агрегатов. ТЗА было сконструировано Blohm + Voss. Установка имела большой расход топлива и малую надежность, что сокращало дальность плавания. На тестовых испытаниях «Бисмарк» при 150 070 л.с. развил скорость 30,12 узла. Дальность плавания при скорости 19 узлов составляла 8525 миль. На полном ходу линкор развивал скорость 29 узлов.

Судна данного типа создавались с расчетом на турбоэлектрическую энергоустановку с большой приемистостью. Однако, у турбины отсутствовала жесткая связь с гребным винтом. Конструкторы отказались от нее в пользу паровой по причинам ненадежности и больших габаритов.

Рулевое устройство

За маневренность дредноута отвечали 2 балансирных руля в форме усеченной трапеции. Размер элементов составлял 6480×4490 мм, толщина — 90 мм, продольное сечение — 24,2 м. На поверхности рулевых деталей закреплялись цинковые антикоррозийные пластины.

Нижняя кромка рулей располагалась по горизонтали центрального вала, между винтами (средним и боковым). Осевые элементы наклонены на 8 градусов, присоединены к рулевым машинкам при помощи парного привода и поперечного вала. Каждая машинка управляла двумя рулями.

Привод включал правую и левую ось, зафиксированные на центральном валу. Он, в свою очередь, управлялся электрикой Варда-Леонарда. Рулевое управление в ходовой рубке представлено 2-мя кнопками, по нажатию на которых элементы перекладывались направо или налево.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Вооружение

Руководство Германии считало, что вооружение корабля должно топить любое судно.

Главный калибр

На суднах типа «Бисмарк» использовались 8 орудий SK/C34 с калибром 380 мм, которые имели следующие особенности:

  • 90 нарезов справа глубиной 4,5 мм и шириной 7, 76 мм;
  • шаг нарезки главного калибра — от 1/36 до 1/30;
  • максимально настильная траектория вылета снарядов;
  • малое рассеивание на дальность;
  • три вида снарядов — Pz.Spr.Gr. L/4,4 (бронебойные), Spr.Gr. L/4,5 Bdz (полубронебойные), Spr.Gr. L/4,б Kz (фугасные);
  • вес снарядом — 800 кг;
  • дальность вылета — 36,5 км.

Немцы уже умели создавать 380-миллиметровки. Перед завершением Первой мировой войны на дредноутах типа Bayern устанавливались прототипы SK/C34 разработки компании Крупп — SK L/45.

Тестирование орудий произошло на этапе строительства. Конструктивно они не отличались от систем Крупп, имели вид внутренней трубы со сменным лейнером, извлекающимся с затворной стороны. Скрепляющих колец и элементов защитного кожуха было по 4 шт. Также устанавливался казенный элементы и клиновый затвор горизонтально-скользящего типа.

Интересно знать! В теории заряд орудий с 21 кг пробивал 350-мм броню.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Артиллерийское вооружение включало:

  • противоминные системы SK/C28 (калибр 150 мм);
  • крупнокалиберки-зенитки SK/C33 (калибр 105 мм);
  • 16 пушек SK/C30 (калибр 37 мм);
  • 12 одиночных зенитных автоматов Flak 38 (калибр 20 мм).

Орудия 150-го калибра в отличии от ранних кораблей помещали в башни.

Противоминная артиллерия

Противоминные приспособления была аналогичны Шарнхорсту и располагались в спаренных башнях. Их было по 3 с каждой стороны. Носовые элементы 12-ти SK/C28 прижаты к надстройке, что обеспечивало ведение огня по курсу корабля.

Башни обозначались от носовой до кормовой части отдельно для бортов. Первые элементы весили 110 т, вторые — 116,25 т, третьи — 108 т. На них было по 5 уровней и внутренняя орудийная платформа. Внутренняя часть барбеты оборудовалась платформой для механиков, установками вращения и промежуточной. Под броневой палубы находилась платформа перегрузки со снарядами и зарядами.

Орудия заряжались вручную, гильзы оставались под башней. Для основного и вспомогательного мотора использовались электрические механизмы. Вертикальное наведение осуществлялось при помощи гидравлического привода и вручную. Установки оснащались единым досылателем.

У средних башен были дальномеры 6,5 м, у остальных — перископы, вращавшиеся по оси орудий на 90 градусов. По проекту боезапас одного башенного комплекса составлял 105 зарядов. Всего задействовалось 1288 фугасов (622 — с донным взрывателем, 666 — с головным).

Зенитная артиллерия

На борту корабля находилось 16 зенитных комплексов SK/C33 со 105-мм калибром. 8 спаренных систем размещались по 4 шт. у каждого борта. Носовые установки Dop.LC/31 под 88-мм поставили на верфи в Гамбурге. Во время стоянки в Готтенхафене добавили Dop.LC/37 под 105-мм орудия, которые расположили в общей люльке для надежности и упрощения конструкции.

Задачи ПВО выполняли пушки SK/C30 (16 шт.), автоматы Flak 30 и Flak 38 с боекомплектами на 2 тыс. выстрелов.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

Минно-торпедное и авиационное вооружение

Изначально линкор проектировался без торпедных систем. «Тирпиц» только с 1942 года оснастили 2-мя четырехтрубными торпедными аппаратами с калибром 533 мм. Авиагруппа включала 6 гидросамолетов Ar-196 (2 на катапультах, 4 в ангарах). Самолеты были вооружены 2-мя пушками MG FF на крыльях, курсовым пулеметом MG 17, спаренным пулеметом MG 15. На крыльях крепились 2 авиабомбы весом 50 кг.

Интересно знать! Экипаж в состав флота не входил, он действовал под командованием Люфтваффе.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На линкоре находилась установка РЛС FuMO-23 с антеннами на мачтах и надстройке носа по линии, выше оптического дальномера. Параметры антенн 4×2 м.

Оптические дальномеры в количестве 5 шт. имели базу 10,5 м. 1 из них располагался на носу, второй на корме, по одному — на 3-х башнях главного калибра. 6-й изначально стоял на носовой башней, но был демонтирован по причине затопления водой. Вспомогательная база дальномеров — 7 м.

Экипаж и обитаемость

Численность экипажа — 1927 человек. При флагманских функциях увеличивался до 2016 человек. В каютах на однодневный срок вмещались 2500 человек. Спальные места были только у 1600 членов команды.

Штат включал 1962 матросов, старшин и 103 офицера. Они разбивались на 12 команд по 18-122 человека и обслуживали закрепленный за подразделением сектор судна (по принципу боевой части российского флота):

  • 1-4 команды — артиллеристы главных и средних орудий;
  • 5-6 команды — обслуживание пороховых складов, подающих устройств, зенитной артиллерии;
  • 7 команда — боцманы, матросы на палубе и рабочие (маляры, плотники, писари, портные, коки);
  • 8 команда — обеспечение работы артиллерийских механизмов;
  • 9 команда — связисты (радиолокация, сигнальщики, рулевые, акустика, радисты);
  • 10-12 команды — отвечали за функционирование главной установки и энергетической системы.

Средний возраст матросов — 22 года. На борту также были курсанты, рабочие, не закончившие корабль. Питание команды обеспечивали 4 камбуза — 2 для матросов, 1 для унтеров, 1 для офицеров. Матросы и унтеры питались на корме и носы. Офицеры кригсмарине — в надстройках. В последний рейс взяли 1 тыс. бочек с пивом, но оно выдавалось на платной основе.

​​​​Корабль «Бисмарк»: история морского «канцлера»

В мае 1941 года в рейдерский поход отправилось 2221 человек и кот, известный как Непотопляемый Сэм.

Интересно знать! Черно-белый кот пережил гибель «Бисмарка», «Казака», «Легиона», «Арт Ройаля», прежде чем руководство решило оставить его на берегу.

В массовой культуре

«Бисмарк» часто сравнивают с «Титаников», получившим славу после гибели. В 1960 г. британский режиссер Л. Гильберт снял картину «Потопить Бисмарк». В документальном сериале «Секунды до катастрофы» есть эпизод об ошибках Третьего Рейха, приведших к гибели дредноута.

Джеймс Камерон готовился целый год, чтобы в 2002 организовать экспедицию 2 батискафов. Оборудование спустилось к кораблю на глубину 4800 м. Результатом погружения стала документалка «Экспедиция Бисмарк» для Discovery.

Не бывает непотопляемых кораблей

Факт, что мощнейший на свое время «Бисмарк» оказался на дне — показательный, с точки зрения истории и политики. Сражение в Датском проливе подтвердило бесперспективность флота без задействования авиации. «Суордфиши», которые на 1940-е уже устарели были достойным противником для суперсовременного линкора с прекрасной броней и многочисленными установками ПВО.

Немецкие кадровые перестановки не могли не оставить отпечаток на стратегии морского дела. Гросс-адмирала Э. Рёдера сняли с поста главнокомандующего. Его должность занял К. Дёниц, который в теории знал, как вести подводную войну, не ограничиваясь в ресурсах и средствах. На первое место рейдерской деятельности Германии взошли субмарины, крупные судна только оказывали им поддержку. Англия оказалась победителем, а это очень разозлило Гитлера. Фюрер понял, что его «игрушку» можно потопить.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: