1100 самолетов Мэри Эллис: подвиг отважной лётчицы

Одна из последних пилотов Великой Отечественной, Мэри Эллис скончалась в возрасте 101 года. Благообразная английская пенсионерка до смерти сохранила трезвый и здравый ум и управляла автомобилем, а когда ей стукнуло 100 лет, решила вспомнить молодость и вновь села за штурвал самолета «Спитфайр».

Мечта детства

Мэри Эллис не участвовала в воздушных битвах. Ее работа не была связана с войной вообще – перегонять авиамашины. Однако делать это было необходимо в военном небе. Безоружный летящий самолет являлся для фашистских асов простой и законной добычей. Более того, нередко перегнать нужно было неукомплектованные самолеты с одного предприятия на другое. Управлять подобным неполноценным транспортным средством – уже подвиг, требовавший недюжинного мужества.

Из английских молодых женщин, осуществлявших данную деятельность, погибло практически 10%.

Начало этой истории было красивым и возвышенным. Будучи еще ребенком, она вместе с отцом попала на авиационное шоу, которое ее приятно поразило. С тех пор девочка грезила о небе. В 16 лет Мэри записалась на курсы пилотов. Получила документы летчика и летала ради удовольствия вплоть до начала Второй мировой войны в 1939 г.

В связи с нападением Гитлера все любительские полеты оказались под запретом. Спустя 2 года женщина услышала по радио призыв к женщинам-летчицам вступить в Air Transport Auxiliary (ATA, Вспомогательная транспортная авиация). Являясь человеком с активной гражданской позицией, девушка так и поступила. Отец Мэри одобрил ее действия.

1100 самолетов Мэри Эллис: подвиг отважной лётчицы

В связи с тем, что все более или менее профессиональные летчики отправились воевать с гитлеровскими самолетами, ATA очень требовались любые пилоты. По этой причине было принято решение задействовать женщин, чтобы они могли отдать долг Великобритании.

Девушка стала одной из 168 англичанок, которые удостоились чести стать летчицами транспортной авиации в период Великой Отечественной. Прежде представительницам слабого пола работать в этой сфере не разрешали.

С ветерком

После первого пробного полета женщину вместе с командой из 8 девушек-летчиц взяли на работу в Air Transport Auxiliary. Мэри научили управлять самолетами-истребителями «Спитфайр» и «Харрикейн», тренировочной авиамашиной «Гарвард» (под этим наименованием в Соединенном Королевстве эксплуатировался T-6 «Тексан» из США), бомбардировщиком «Веллингтон» и множеством иных. Потом она попала в женскую эскадрилью под № 15, находившуюся в Гембле. Ей предстояло перегонять недавно выпущенные на производстве самолеты на военные аэродромы – либо на иные предприятия для установки оружия на машину.

Воздушные суда, которые требовалось пилотировать в условиях тишины в радиоэфире, очень отличались от полноценных. Они не только летели безоружными – многие из них передвигались в небе с открытыми кабинами. При сильном ненастье, особенно в холодное время года, в подобных «воздушных кабриолетах» стояла чудовищно низкая температура.

1100 самолетов Мэри Эллис: подвиг отважной лётчицы
Иная лётчица транспортной авиации Диана Уокер. Девушки утеплялись как могли

Летчицы имели при себе лишь компас и карту. Если климатическая обстановка резко изменялась, то они не имели возможности сказать диспетчеру о возникших трудностях, а военное руководство требовало перегнать авиамашины несмотря ни на что.

Мертвая тишина в эфире

Невзирая на все трудности, Мэри очень любила свою работу. Женщина постоянно говорила, что обожает авиамашины. Все, кроме одной – самолета «Валрус». Это разведывательный гидросамолет, интенсивно применявшийся английским флотом во Вторую мировую.

В начале лета 1945 г. близкая подруга летчицы – А. Дункан, управляя вышеупомянутой моделью, попала в катастрофу и едва не погибла. Отправление из Гембла сопровождалось шквальным боковым ветром. Дункан являлась профессиональной летчицей, даже обладала опытом пилотирования известного транспортного воздушного судна «Дуглас» ДК-3, но потеряла управление и столкнулась с хозяйственной постройкой рядом с аэродромом.

Она сохранила жизнь лишь потому, что, как было выше сказано, кабины никогда не закрывались.

Проезжавший мимо булочник увидел, что произошло, и кинулся на выручку. «Валрус» уже вовсю пылал, но мужчина смог вытащить пилота из самолета. Если бы кабина оказалась запертой, то Анна могла заживо сгореть.

1100 самолетов Мэри Эллис: подвиг отважной лётчицы
Мэри Эллис (слева) на фоне «Спитфайра»

В 1945 г. Мэри и сама едва избежала смерти. Из-за низкой видимости она врезалась в машину коллеги, Д. Брэгг, выруливавшей на ВПП. Обе женщины управляли «спитфайрами». При аварии Эллис смогла выпрыгнуть из кабины. Оба самолета ремонту не подлежали, но летчицы остались целыми.

1100 самолетов Мэри Эллис: подвиг отважной лётчицы
Лётчицы Air Transport Auxiliary

Сотрудницы Air Transport Auxiliary иногда попадали под немецкий огонь. Однако наиболее опасным событием за время работы Мэри, на ее взгляд, был иной инцидент. Однажды при перегоне истребителя в аэропорт Литтл Риссингтон, что находится в Глостершире, Эллис была в шаге от смерти: заходя на посадку, ее «Спитфайр» едва не врезалась в тренировочную авиамашину «Оксфорд». Как и в случае с Д. Брэгг, причиной стала низкая видимость.

У Мэри в кабине не было радиоприборов, в связи с чем сотрудники диспетчерской службы не имели возможности предупредить ее, что рядом пролетает иное воздушное судно. В дальнейшем командующий одной из размещенных на аэродроме эскадрилий Т. Нейл не мог поверить, что доставляемые для британской авиации авиамашины не были оборудованы радиоприборами.

После Второй мировой

За период Второй мировой войны Мэри смогла перегнать около 1,1 тыс. самолетов 76 разных видов. В основном ей доводилось пилотировать «Спитфайр». По мнению самой женщины, этот самолет является символом свободы.

1100 самолетов Мэри Эллис: подвиг отважной лётчицы

После Второй мировой Эллис стала первой в Старом Свете дамой-руководителем аэропорта. Аэропорту Сандан на о. Уайт Мэри отдала 20 лет жизни. Уйдя на заслуженный отдых, она выступала на мероприятиях, посвященных памяти жертв войны, написала книгу воспоминаний и продолжала летать на воздушных судах авиационного клуба, который сама и создала.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: