Нападение «Гигантов»: самые огромные бомбы Первой мировой

Столетие назад, в ночь с 07.03. на 08.03.1918 г., летчики Германии сбросили на британскую столицу на тот момент самую большую на свете бомбу. Их цель – лишить англичан веры в успешный исход войны.

К данной цели кайзеровская армия шла не торопясь, в течение нескольких лет создавая все более грозные воздушные военные машины, которые могли переносить все более крупные и массивные снаряды. Как это происходило – рассказано ниже.

Воплощение фантазий

Незадолго до начала Великой войны, в 1907 г. из-под пера знаменитого писателя-фантаста Г. Уэллса вышло произведение «Война в воздухе», в котором автор красочно описал возможности самолетов в борьбе с современным мегаполисом.

Уэллс совершенно справедливо определил, кто станет осуществлять бомбардировку, какими снарядами (немцы с самым передовым флотом цеппелинов) и для чего (устроить хаос среди мирных жителей и понизить до минимума моральный дух).

Нападение «Гигантов»: самые огромные бомбы Первой мировой
«Война в воздухе»

Иллюстраторы произведения, изображая горящий после нападения немецких воздушных сил Нью-Йорк, скорее всего даже не догадывались, что вскоре этот вымысел воплотится в действительность.

Впервые ВВС Германии планировали провести бомбардировку столицы Великобритании еще в январе 1915 г., когда баталии в небе лишь начинались. Однако кроме желания необходимы возможности, а с последними имелись трудности.

Первыми в сражение отправились дирижабли. Их дебют состоялся весной 1915 г. Однако невзирая на огромные размеры, цеппелины, пусть даже несущие несколько тонн бомб за рейс, оказались чересчур чувствительными к климатическим условиям. Да и английские самолеты быстро научились сбивать медлительные дирижабли.

Осенью 1916 г. Э. Гёпнер, возглавлявший немецкую авиацию, подвел итог действиям цеппелинов против Англии. Их нападения становились все менее эффективными, в связи с этим на смену дирижаблям пришли самолеты.

Нападение «Гигантов»: самые огромные бомбы Первой мировой
Бомбы Германии в Первую мировую войну: 50, 100, 300, 12.5 и 1000 кг

К тому моменту в Германии появились «авиамашины типа G» – бомбардировщики с 2-мя двигателями различных производителей, нередко объединяемые общим наименованием «Гота». В период 25.05. – 22.08. 1917 г. данные самолеты постоянно осуществляли воздушные налеты на Соединенное Королевство (отрядами приблизительно по 20 авиамашин).

Атаковали в светлое время суток. Однако укрепление английской системы противовоздушной обороны вынудило немецкую авиацию перейти на ночные атаки. Одно из первых подобных случилось 03.09.1917 г.

При бомбардировке Лондона «Готы» несли до 200-300 кг бомб. Однако вскоре предстояло увидеть свет еще более грозным самолетам…

Операция «Турецкий крест», или эпоха «Гигантов»

В течение 2-х лет в Германии работали над созданием «авиамашин типа R». Речь идет о моделях «Riesenflugzeug» (нем. – «Гигант»). На этих самолетах было установлено от 3 до 6 двигателей.

С начала 1916 г. их испытывали на Восточном фронте, где команды обучались полетам в темное время суток и радионавигации. В конце лета 1917 г. Rfa 501 – группу самых современных по меркам тех лет бомбардировщиков – перекинули из окрестностей столицы Германии в Бельгию, где для «Гигантов» специально создали бетонную ВПП.

Команда одной авиамашины включала 2 летчиков, наблюдателя (одновременно исполнял обязанности штурмана), 2 механиков. Кроме того, специальный член команды следил за потреблением горючего. Вдобавок в экипаж входили бортстрелок и связист.

В бомбовых отсеках «Riesenflugzeug» несли снаряды суммарной массой до 2 000 кг. Но с какой целью нужно столь настойчиво бомбить английские населенные пункты? Ответ довольно прост: чтобы посеять панику и сломить боевой дух. Любой ценой. Больше всего страдали простые англичане.

Нападение «Гигантов»: самые огромные бомбы Первой мировой
Staaken R.VI

Главной целью воздушных атак в основном являлся Лондон – сердце Великобритании. Операцию назвали «Турецкий крест». В ночь на 29.09.1917 г. была организована первая крупная воздушная атака на Соединенное Королевство с участием «Riesenflugzeug».

Пара «Гигантов» и четверть сотни «Гот» должны были провести бомбардировку британской столицы, но вмешался обычный для туманного Альбиона климат.

В результате бомбы попали не в мегаполис, а в дельту главной водной артерии Лондона. После серии провальных попыток бомбардировщики наряду с фугасными стали сбрасывать небольшие зажигательные снаряды – по 4-5 кг. Один «Riesenflugzeug» за рейс мог принять на борт до 820 кг «зажигалок» и до 1,2 т фугасов.

Нападение «Гигантов»: самые огромные бомбы Первой мировой
Разрушенное бомбоубежище в Вестминстере

Но массового страха и хаоса, вопреки ожиданиям немцев, не случилось. Хотя на жителей столицы помимо зажигательных снарядов стали скидывать и фугасные бомбы массой до 300 кг. Одна из подобных бомб в ночь на 29.01.1918 г. угодила в бомбоубежище Вестминстера (один из самых старых районов Лондона). В результате 38 горожан погибло, и 90 получили ранения.

К весне того же года в Германии создали зажигательные бомбы из сплава «электрон», массой в 1 кг. Однако летчики «Гигантов» не разменивались по мелочам.

В ночь на 17.02.1918 г. один из «Riesenflugzeug» впервые сбросил на Великобританию снаряд, масса которого составляла 1 000 кг. Он попал в отделение Королевского госпиталя в Челси. Ранило 5 англичан.

Поднять столь гигантскую бомбу было под силу лишь одной авиамашине немецкой авиации – 4-моторному R.39, с размахом крыла, который только немного уступал будущему бомбардировщику B-29.

Нападение «Гигантов»: самые огромные бомбы Первой мировой
Staaken R.VI. Носитель тонной бомбы

Данный самолет совместно с 5-ю «Гигантами» напал на британскую столицу в ночь на 08.03.1918 г. Это была самая масштабная атака «Riesenflugzeug». Через короткое время прожектора противовоздушной обороны обнаружили присутствие в небе вражеских бомбардировщиков.

Радист отправил сигнал, перехваченный немецкими станциями в захваченной Бельгии. С помощью триангуляции летчики Германии определили свое местонахождение и сбросили бомбы.

Снаряд массой в 1 000 кг, сброшенный R.39, должен был разрушить вокзал Паддингтон, но упал приблизительно в полумиле от цели, на спокойной улочке Уоррингтон Кресент. Викторианское жилое здание в 4 этажа буквально смело (снаряд перед детонацией пробил 2 этажа), еще 20 зданий получили серьезные повреждения.

Жертвой взрыва стала дюжина лондонцев. Еще 23 человека получили ранения, около 400 горожан пострадали от порезов, вызванных осколками разбитого стекла. Все перечисленное – результат детонации всего лишь одной бомбы.

Нападение «Гигантов»: самые огромные бомбы Первой мировой
После взрыва тонной бомбы в Лондоне

В ночь на 20.05.1918 г. состоялось заключительное масштабное нападение на английскую столицу: 38 «Гот» и 3 «Riesenflugzeug». Хотя R.39 успел скинуть бомбу весом в 1 000 кг, британская противовоздушная оборона сбила 6 менее гигантских «Гот». В общей сложности за время Первой мировой войны R.39 за 20 боевых вылетов скинул на Великобританию 26 000 кг бомб.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: