Наперегонки с фашистами: эвакуация советских танковых предприятий

Как вообще перевезти с одного места на другое целое предприятие? Снять производственное оборудование, погрузить в поезда, перевезти на восток и установить посреди чистого поля.

У людей, более или менее разбирающихся в машиностроении, подобная схема никак не укладывается в голове. Одно дело – изготавливать в полевых условиях огнестрельное оружие и прицелы, а другое – бронетехнику весом в 30 тонн. Как же эвакуация танковых заводов помогла СССР? Рассказано ниже.

Первые успехи

С первых месяцев Великой Отечественной молодые ведущие специалисты отечественного производства оказались между молотом и наковальней. Гитлеровцы, перейдя западные рубежи Советского Союза, стремительно двигались в восточном направлении.

Требовалось эвакуировать предприятия как можно быстрее и дальше. Вместе с тем немецкие танки громили русские механические корпуса.

Соответственно, возникала необходимость увеличения количества выпускаемой бронетехники вместо погибшей на поле брани.

Первая эвакуация завершилась успешно. В первых числах июля 1941 г. постановлением ГКО в Екатеринбург на предприятие по изготовлению турбин привезли дизельное производство Кировского завода Санкт-Петербурга (ЛКЗ). Эвакуация прошла благополучно. К 23.07.1941 г. все 16 поездов со станками и персоналом приехали в Свердловск.

Наперегонки с фашистами: эвакуация советских танковых предприятий
Цех сборки танковых двигателей на Кировском заводе 

Но потом ситуация резко ухудшилась. Сначала ЛКЗ, где создавали тяжелых «Климов Ворошиловых», планировали эвакуировать на Уралвагонзавод, остановив выпуск его главной продукции. Чтобы представить уровень планирования, достаточно отметить, что вагоностроительный завод к тому времени уже передали двум авиационным предприятиям, занявшим 2 корпуса.

В дальнейшем создателям бронемашин приходилось бок о бок уживаться с авиаконструкторами. Несмотря на все старания сотрудников УВЗ, отселить соседей у них так и не получилось.

Скорость против качества

Однако это случилось потом, а в конце лета 1941 г. приступили к неторопливому вывозу Кировского завода Ленинграда, продолжавшего быстро выпускать и отправлять тяжелых «Климов Ворошиловых» Красной Армии на места боевых действий.

Встревоженная медлительностью эвакуации, 26.08.1941 г. в Санкт-Петербург прибыла комиссия в составе Косыгина, Молотова и Маленкова. Однако время было упущено. Спустя 3 дня фашисты блокировали железнодорожное сообщение со столицей, а через несколько суток Ленинград был отрезан от остальной России.

С Кировского завода успели эвакуировать чуть больше 500 станков.

Потом эвакуацию проводили по Ладожскому озеру с помощью барж. Однако процесс шел крайне медленно, сложно и с перерывом на зиму. Даже к началу 1944 г. на Кировском заводе оставалось еще примерно 1 500 станков и 8 прокатных станов. Вывоз ЛКЗ (бронетехника) и Ижорского предприятия (броня) был саботирован.

Наперегонки с фашистами: эвакуация советских танковых предприятий
Сборочный цех танков КВ-1 в «Танкограде»

Где же создавали «Климов Ворошиловых»? Танки производили на «Танкограде», построенном вокруг крупного уральского предприятия – тракторного завода в Челябинске. Как и любой экспромт, его отлично подготовили.

На данном предприятии еще в 1940 г. приступили к строительству нового цеха для производства бронетехники. После приезда сотрудников и привоза части оборудования с ЛКЗ и остальных заводов, тракторный завод превратился в «Танкоград».

При этом – по указанию руководителя Кировского предприятия И.М. Зальцмана – привезенные станки устанавливали, не заливая их основание бетонной смесью.

Быстрота шла в ущерб качеству.

Новыми претендентами на соседство с Уралвагонзаводом стали 3 предприятия из Харькова. Речь идет о заводах № 183 («тридцатьчетверки»), № 75 (дизельные двигатели) и тракторном (тягачи и собственно тракторы).

В начале осени 1941 г. на фоне окружения советских войск в Киеве были изданы постановления Государственного комитета обороны о вывозе 3-х вышеперечисленных предприятий и завода им. Ильича в Мариуполе (создание брони).

Следует отметить, что после серии неудач, отечественным танковым заводам повезло. Вместо наступления на Харьков, вражеские танки после нынешней столицы Украины отправились на юг, на Мелитополь. К вывозу предприятий в Харькове хотя бы успели приступить.

Смелое решение

Распоряжение ГКО предполагало сидение на 2-х стульях: 50% станков требовалось эвакуировать, а 50% должно было продолжать функционировать – до тех пор, пока вывезенное оборудование не станет полноценно функционировать на новом месте.

Фактически вторая половина оборудования была обречена попасть в руки немцев, поскольку в конце осени 1941 г. фашисты стремительно продвигались по советским землям.

Руководитель предприятия им. Ильича не стал выполнять распоряжение из Москвы.

А.Ф. Гармашев решил эвакуировать все одномоментно. Благодаря подобной инициативе получилось спасти большое количество станков, включая огромный пресс компании «Шлеман», масса которого составляла 2,3 тыс. тонн.

Смелому директору в 1941 г. было только 34 года. В данной ситуации он показал себя опытным инженером-металлургом: сохранил ключевые мощности производства брони. Позже, после Второй мировой, именно ему поручат возведение комбината № 815 по изготовлению плутония.

Наперегонки с фашистами: эвакуация советских танковых предприятий
Директор завода имени Ильича А. Ф. Гармашев

Руководитель завода № 183 Ю.Е. Максарев позже также сообщал, что эвакуировано самое ценное оборудование, но в действительности предприятие изготавливало 3-4 танка в сутки до прекращения эвакуации.

Харьков войска Вермахта захватили 24.10.1941 г. С предприятия Максарева в Нижний Тагил отправили приблизительно 50% инженеров и только 15% рабочих.

В общей сложности, на УВЗ с 3-х заводов Харькова приехало 1500 вагонов со станками.

Большое количество? Как посмотреть. Согласно плану эвакуации, лишь с одного предприятия № 183 должны были прибыть 2 100 вагонов. Доставленное оборудование устанавливали впопыхах, бестолково. В результат Максарева сместили с поста директора.

Наперегонки с фашистами: эвакуация советских танковых предприятий
Эвакуированное оборудование под открытым небом

Советский Союз выжил лишь благодаря индустриализации государства в целом, а не за счет спасительной эвакуации на Урал нескольких предприятий.

Именно благодаря усилиям заводов, создававших морские суда, железнодорожный транспорт, тракторы и автомобили, стал возможным вывоз танкостроительных предприятий. Организация же самой эвакуация отнюдь не являлась образцовой.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: