Нацистские «душегубки»: развитие в Германии и связь с СССР

В годы перестройки родился миф о том, что Советский Союз первым придумал и использовал газовые камеры. Дескать, гитлеровцы только переняли данное изобретение. Как обстояли дела в реальности рассказано ниже.

«Дело Берга»

В 1990 г. в известном столичном печатном издании опубликовали статью, в которой утверждали, что страна Советов была пионером в использовании т.н. «газенвагена» (по-немецки, «газваген»). Дескать, руководитель АХО управления НКВД по Подмосковью И. Берг придумал газовые камеры, чтобы быстрее уничтожать врагов советской власти в период репрессий 1937 – 1938 гг.

В 1938 г. Берга взяли под стражу, а в 1939 г. – казнили. В перестройку никто не задался вопросом, касательно доказательств вышеизложенной истории. Дело в том, что чертежи и бумаги на якобы придуманный «русский газенваген» отсутствовали.

Потом появилось множество «очевидцев», знакомых с делом Берга, где хозяйственник якобы признался, что придумал передвижные газовые камеры для убийства репрессированных. Некоторые утверждали, что душегубок не существовало, но порой некоторых заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, травили выхлопным газом.

Нацистские «душегубки»: развитие в Германии и связь с СССР
Исай Давидович Берг

Правда, по-прежнему остается много неясного. Например, из какого материала и как создавались герметичные корпуса для «советских газенвагенов»? Как менялось строение мотора «грузовика смерти», какие емкости с газом использовались? Никаких ответов на эти вопросы нет. Более того, свидетели, якобы видевшие «дело Берга» считали, что выхлопные газы машины и угарный газ – это одно и то же.

До лета 1937 г. Берг являлся обычным руководителем районного отдела УНКВД по г. Верея. Нет официальных доказательств того, что он любил изобретать что-либо. Потом его местом работы стал Бутовский полигон, где, по современным данным, казнили примерно 21 000 заключенных.

Иными словами, Берг занимался расстрелами по 10-12 ч в сутки. У него попросту не оставалось времени на разработку «газенвагена», тем более, что его конструкцию нельзя назвать примитивной.

Нацистские «душегубки»: развитие в Германии и связь с СССР
Мемориал на Бутовском полигоне

Другим перестроечным мифом стало то, что после заключения пакта о ненападении НКВД передал чертежи «машины смерти» гестапо.

Рождение и прогресс «газвагена»

Разумеется, фашистам и без Сталина было известно об умерщвлении с помощью CO. Применение различных способов убийства «второсортных» людей фашисты начали рассматривать, едва захватив власть в Германии. В начале осени 1939 г. специализированный Институт криминалистической техники (ИКТ), находившийся под прямым руководством РСХА, сообщил гитлеровской верхушке и SS, что CO представляет собой самый эффективный способ ликвидации.

Толчок развитию «газвагенов» дал сам рейхсфюрер Г. Гиммлер. Он 15-16.08.1941 г. проводил проверку деятельности карательной айнзацгруппы «Б» в окрестностях Барановичей и столицы БССР.

Гиммлер оказался шокирован происходящим. Дело в том, что постоянные расстрелы и убийства мирных жителей привели к тому, что лучшие представители арийской расы «зарабатывали» себе расстройство нервной системы или употребляли наркотики.

Нацистские «душегубки»: развитие в Германии и связь с СССР

После визита в местные психиатрические лечебницы соратник Гитлера приказал лидеру айнзацгруппы «Б» А. Нёбе придумать иной, менее жестокий способ уничтожения людей. Нёбе же еще в 1940 г. пытался продвинуть идею применения CO как самого «гуманного» метода ликвидации.

Теперь же представился подходящий случай. Требовалось лишь сделать так, чтобы его точку зрения разделил и Гиммлер.

В качестве альтернативного варианта убийства предлагали взрыв. Однако уничтожение бункера с людьми уступало по эффективности использованию угарного газа. Вдобавок после взрыва многие сумели уцелеть – приходилось добивать их вручную.

Тогда настал черед CO. 18.09.1941 г. приговоренных к смерти закрыли в герметичной комнате и пустили туда отравляющее вещество из передвижной установки. Однако спустя 5 мин., по словам руководителя курировавшей в РСХА врачебное дело и биологию реферата V D2 Видмана, несчастные еще дышали.

Заключенные не погибли по прошествии еще 8 мин. Тогда глава айнзацгруппы «Б» приказал включить 2-ю установку и результат был достигнут. Через 2 мин. контрольная группа потеряла сознание, а спустя 10 мин. – погибла.

Нацистские «душегубки»: развитие в Германии и связь с СССР

О результатах испытаний сообщили первым лицам Третьего Рейха. К программе подключили руководителя РСХА Гейдриха. Предпочтение отдали созданию передвижных «душегубок», т.к. карательным отрядам было неудобно использовать стационарные. Кроме того, Гейдрих мог без труда выхлопотать требующиеся материалы и держать проект в тайне.

Над созданием «машины смерти» работал весь Институт криминалистической техники, а не одинокий чекист-любитель. Сначала немцы решили создать маленький «газваген». После серии испытаний выбор пал на колеса грузовых машин «Даймонд», «Рено» и «Опель-Блитц» весом 3 т. В грузовики влезало до 30 заключенных.

Нацистские «душегубки»: развитие в Германии и связь с СССР
Душегубка на базе «Заурера»

Моторы усовершенствовали, монтировали систему подачи ядовитого вещества и герметичный кузов. Первая модель «машины смерти» благополучно прошла испытание в первых числах ноября 1941 г. при ликвидации узников концентрационного лагеря Заксенхаузен.

Два первых «газвагена» на основе колес «Даймонд» прибыли на Восточный фронт в конце осени – начале зимы 1941 г. Грузовики передали расстрельной команде 4а в окрестности Полтавы, анзацгруппе «Ц» и в концентрационный лагерь в Хелмно. Позднее еще 2 установки отправили в латвийскую столицу для уничтожения семитов в тамошнем гетто. В общей сложности, к январю 1942 г. на захваченных Вермахтом землях Советского Союза находилось 6 «машин смерти».

Чтобы процедура геноцида проходила быстрее, немцы решили создавать более просторные «газвагены» на основе шасси грузового автомобиля «Заурер» весом 8 т. В эти грузовики можно было поместить 70-100 приговоренных. Однако у них существовал недостаток – привередливость к климатическим условиям. Плюсом было то, что подобные «душегубки» могли автоматически выгрузить трупы. До лета 1942 г. РСХА получило 20 подобных грузовиков.

Постепенно «машины смерти» подвергались модификации. Так, шоферы сетовали, что ликвидируемые, задыхаясь, начинают орать, стучать, что отрицательно влияет на нервную систему. Некоторым карателям не нравилось убирать кузов от кала убитых и наводить там порядок, включая проведение химической очистки.

В ответ на эти жалобы вышеупомянутый Институт привлек химиков, которые изменили систему подачи CO так, чтобы приговоренные к смерти сначала лишались сознания, а лишь затем погибали.

Работы над идеальной «машиной смерти» продолжались до осени 1942 г. Затем гитлеровская «душегубка» приобрела свой окончательный вид.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. НС

    Вот так и погибли дети-инвалиды в Ейске. Помните об этом.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: