Обман во благо: советские подлодки против немецкого флота

В 2019 году северная столица России празднует юбилей важнейшего события в истории своего существования – 75-летие со дня снятия блокады города. В связи с этим правительство России приняло решение рассекретить часть военных архивов. В частности, среди новых документов нашлось большое количество информации по действиям советского флота на территории Ладожского озера. Вероятно, одним из самых интересных моментов стали тактические сводки по действиям подводного флота. Почти полгода, с конца лета по декабрь, в строгом режиме секретности на озере действовала группировка советских подводных лодок серии VI-бис.

Причины появления «Малюток» в водах Ладожского озера

Обман во благо: советские подлодки против немецкого флота

После вторжения войск фашистской Германии на территорию СССР танковые колонны Вермахта двигались полным ходом к столице. Однако, вопреки расчетам немецких стратегов, сопротивление на русской земле было слишком сильно и движение группировки армии «Центр» решили разбить на несколько направлений. Одна из частей германских войск пошла на север для блокировки важного производственно-стратегического объекта – города Ленинграда. Преодолев значительное сопротивление советских войск, группа «Север», совместно с финнами, заключили город в блокаду.

Вплоть до самого снятия окружения в Ленинграде была тотальная нехватка товаров первой необходимости и продовольствий. Десятки, а то и сотни тысяч людей погибли от голода, болезней и прилетевших снарядов. Однако, несмотря на тотальный контроль со стороны немцев, все же находились способы доставки питания и медикаментов на территорию Санкт-Петербурга. В первую очередь самолетами, но грузоподъемность авиации тех лет была невысока. Поэтому для поставок провианта стали подвозить грузы по водам Ладожского озера. Сначала на судах, а в зимнее время по льду, используя грузовики. Так появилась на свет «Дорога жизни».

Разумеется, фашисты активно препятствовали работе «Дороги жизни». Караваны, морские и сухопутные, постоянно подвергались артиллерийскому обстрелу и всяческим бомбардировкам. В период “спокойствия” транспортные суда атаковали немецкие торпедные катера и канонерские лодки.

Доставка лодок М-77 и М-79 на Ладожское озеро и действия субмарин

Обман во благо: советские подлодки против немецкого флота

Летом 1943 года командование принимает неожиданное и дерзкое решение: перетащить на Ладогу подводные лодки малого тоннажа для проведения разведывательно-диверсионной деятельности. Выбор падает на подлодки класса VI водоизмещением всего 200 тонн и способных вести боевую деятельность в условиях мелководья. Недостаток у них лишь один – слабое вооружение (75-мм нарезное орудие и две торпедные установки в носовой части). Однако, от них и не требовалось вести полноценную войну.

Для доставки лодок в озеро решили использовать поезд. М-77 и М-79 облегчили по максимуму: сняли вооружение, слили топливо и демонтировали часть оборудования. Каждую «Малютку» поместили на специальную грузовую ж/д платформу, состоящую из нескольких вагонов. Операцию проводили ночью, чтобы немцы не смогли обнаружить перемещение судов. Более того, лодки намеренно перевозили по очереди: если одну уничтожат, вторая останется целой.

Начатая в июле операция закончилась в августе. Обе субмарины удалось перевезти незамеченными. Почти сразу М-77 и М-79 стали на боевое дежурство. Их главными задачами стали: разведка позиций противника, доставка спецгрупп с целью диверсий, отслеживание перемещений флота врага. Один раз даже предполагалось использование «Малюток» для уничтожения вражеского транспорта, но из-за шторма операцию прервали. В общей сложности субмарины действовали на Ладоге более полугода и были оценены советским руководством по достоинству.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: