В русском прицеле: удивительная история перехвата SR-71

SR-71 и МиГ-31 – это две грозных авиамашины двух враждующих держав – Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Имел ли возможность лучший отечественный истребитель сбить знаменитый самолет-разведчик США?

Старт гонки: U-3 в небе над Вьетнамом

В далеком 1956 г. К. Джонсон, разработчик известного самолета-разведчика У-2, предложил создать новое, еще более совершенное воздушное судно. Максимальная высота – около 30 км, скорость – 2,5 скорости звука (а с середины весны 1958 г. – и 3 Маха), предельная дистанция полета – 2 500 миль. Авиамашину изобретатель назвал У-3 («Архангел»).

После «Архангела» было еще 10 разработок, многократно изменялся принцип устройства воздушного судна и, в конце концов, появился серийный А-12 в современном представлении. В скоростном режиме полета, 0,5 мили/сек., на высоте больше 24 км, где очень холодно (-60оС), обшивка самолета порой раскалялась до to больше +500оС!

В русском прицеле: удивительная история перехвата SR-71
«Набор» из А-12

В связи с этим обшивку были вынуждены изготовить из жаропрочного Ti. И избавиться от авторучек, поскольку их паста могла повредить лист из титана за несколько часов.

В последний майский день 1967 г. А-12 вылетел на свое первое задание, осуществив перелет над северной частью Вьетнама и сфотографировав десятки позиций противовоздушных комплексов С-75.

А 30.10.1967 г. летчик Д. Салливан после очередного задания сообщил о том, что в него запустили по меньшей мере 6 ракет. Их следы пилот заметил в перископ заднего вида. Они угодили в кадр. Летчик также обнаружил 3 взрыва сзади.

Одна из ракет приблизилась на дистанцию 100-200 ярдов – при скорости авиамашины 1 км/сек. это было очень близко. После вылета самолета у бака в правом крыле обнаружили детали БЧ ракеты (единственный раз, когда зенитка «зацепила» воздушное судно из серии А-12 – либо «Черных дроздов»).

SR-71 («Черный дрозд»), наиболее высотное и быстрое воздушное судно на планете, стал наследником А-12.

В русском прицеле: удивительная история перехвата SR-71
SR-71 (слева)

Он имел целых 3,2 скорости звука! Команды SR-71, чтобы выделиться на фоне остальных пилотов, носили униформу не голубого цвета, а оранжевого. На 60 мин. полета затрачивалось 735 человеко-часов работы техников на земле. Сам полет длился 3, 5, а иногда и 11 часов! Реально ли в принципе подбить подобную машину?

МиГ-31 борется с нарушителями

«Черные дрозды» постоянно «дразнили» отечественные противовоздушные комплексы, подлетая на 3 Махах прямо к государственному рубежу (в районе Балтийского моря, Камчатки и Мурманска) и быстро разворачиваясь над нейтральными водами.

В русском прицеле: удивительная история перехвата SR-71
Фото индикатора РЛС 5Н87 ННА ГДР с отметками от самолёта SR-71

В Америке истребители Ф-15 так и не сумели сбить SR-71. JA-37 «Вигген» (Швеция) на тренировочных испытаниях исполняли трюк, вылетая по координатам с земли навстречу «Черному дрозду». В случае удачи, для захвата цели в их распоряжении было всего несколько секунд. В свою очередь американскому самолету требовалось лишь слегка отвернуть.

Но в 1980 г. летчик Пер-Олаф Эльдх, получив сведения от системы Stril-60, в первый раз за всю историю авиации Швеции сумел поймать «Черного дрозда» на мушку. Его самолет совершал полет на высоте от 18,5 до 20 км, увеличивая скорость до 2 Махов.

SR-71 двигался навстречу на высоте 21,5 км и скорости 2,98 Маха. Шведский пилот имитировал запуски ракет, а потом вступил и в зрительный контакт. В общей сложности на его счету – 5 перехватов «Черных дроздов», и в 3-х случаях летчик вступал в визуальный контакт с разведчиком.

В русском прицеле: удивительная история перехвата SR-71
«Вигген»

Отечественный МиГ-25 не обладал подобным техническим оснащением, как у шведских самолетов. Он был не способен длительное время лететь на необходимой скорости. Ракеты P-40 «адаптировались» для поражения бомбардировщиков, а не «Черного дрозда», которого сложнее было обнаружить на экране локаторов.

В связи с этим в 1972 г. КБ МиГ приступило к работе по созданию перехватчика вместо прежнего МиГ-25. Новый самолет летал немного ниже и медленнее по сравнению с предшественником, но меньше потреблял горючего и имел очень мощный локатор «Заслон» с фазированной антенной решеткой.

Новая модель авиамашины давала возможность уничтожать воздушные суда потенциального противника в заднюю и переднюю полусферу, круглосуточно, вне зависимости от погодных условий…

В 1981 г. в Советском Союзе поступили на вооружение самолеты МиГ-31, а первые авиамашины отправились в строевые подразделения в 1980 г. Отряд из 4-х МиГ-31 мог держать под контролем небо на площади до 900 км по фронту, а ведущий отряда, за счет системы закрытой связи, – производить распределение целей для истребителей остальных видов. Однако здесь речь об условных мишенях. Как обстояли дела с «Черными дроздами» на практике?

В русском прицеле: удивительная история перехвата SR-71
Истребитель-перехватчик МиГ-31

Если самая большая мечта любого летчика SR-71 заключалась в том, чтобы пролететь над Страной Советов, то перехватчики грезили об ином – подбить минимум 1 SR-71. Однако как догнать очень быстрый самолет-шпион, если изначально МиГ-31 подготавливали к взлету по 2-3 ч? Настолько трудным для эксплуатации был новый советский самолет.

Охота на «Дрозда»

План перехвата разрабатывался с точностью до секунды – русский истребитель должен был подняться в воздух спустя ровно 16 мин. после обнаружения SR-71. Из этого времени 2 мин. уходило на надевание гермошлема и высотной униформы, 2 мин. на пробежку и посадку в МиГ-31.

Кодовым словом, оповещающим о том, что «Дрозд» находился близко, было «Ястреб». За счет радиоперехвата о полете разведчика было известно за 3 ч.

В это время техники удаляли с истребителя 4 ракеты ближнего боя P-60. Активировалась инерциальная навигационная система, потом моторы. Уже спустя 5 мин. после поднятия в воздух самолет, нацелившись носовой частью в северном направлении, взлетал на высоту в 16 км и достигал скорости в 2,3 Маха, преодолевая звуковой барьер на 8 км. На высокой скорости летчик должен был целиком протянуть руку, чтобы дотянуться до продвинувшейся вперед рукоятки управления.

В русском прицеле: удивительная история перехвата SR-71
Полет МиГа

Локатор истребителя не активировали – тепловой пеленгатор обнаруживал колоссальные выхлопы из моторов американского самолета-шпиона за 100-120 км. Дистанцию до цели определяла бортовая электронно-вычислительная система. Когда воздушные суда сближались до требующегося расстояния, женский голос отдавал приказ о нападении. Потом активировались самонаводящиеся головки ракет P-33.

Поэтому стоило SR-71 пересечь государственные рубежи СССР, его обнаруживали. На свое счастье, американские самолеты этого не делали – максимум «задевали» во время разворотов.

31.01.1986 г. капитан М. Мягкий из 174-го гв. полка на новом истребителе получил «захват цели» на «Черном дрозде». Его машина поднялась в воздух за час до полудня, взмыла на высоту 18,9 км, сблизилась по намеченному плану до 60 км и обнаружила инверсионную трассу разведчика. Потом советский летчик пролетел на 3-4 км ниже «Черного дрозда», успев вступить с ним в зрительный контакт. Перехват продлился 15 мин. 40 сек.

В общей сложности на счету гв. майора М. Мягкого – 14 перехватов «Черных дроздов» за 3 года (1984 – 1987 гг.). Однако визуальный контакт с разведчиком произошел только один раз – в вышеуказанную дату.

«Черный дрозд» давно отправился на свалку истории, а МиГ-31 стережет небо России и сейчас. На истребители даже устанавливают новейшие ракеты. Так окончился период борьбы 2-х могущественнейших самолетов холодной войны.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 5
  1. Андрей

    Бред сплошной. От названия и до конца. Ничего грозного в SR71 нет. безоружный самолёт-разведчик. И МиГ 31 создали по другим причинам. Скорее МиГ 25 создавался для противодействия “дроздам”.

  2. Коля

    Наши локаторы засекали SR-71 уже на нашей воздушной границе, но в это время разведчик уже летел назад. Как говорили офицеры нашего оперативного штаба командного пункта полка ПВО, радиус разворота его был в районе 200 км, а может и больше, забыл уже. Я служил в 74-76гг на Дальнем Востоке и сам принимал координаты самолетов на рацию, тут же писал в журнал, а помощник считывал планшетистам, которые наносили эти координаты на планшет. Помню, как только его засекали, такой невообразимый шум поднимался в эфире, что стоило больших трудов разобрать эти точки и тире в наушниках, чтобы что-то написать в журнале. Похоже этот разведчик для этого и летал около наших границ, чтобы выявлять все радиолокаторы и радиостанции. Интересное было время. Может молодой был и все казалось таким важным. Не то что сейчас, на пенсии…

  3. Бабай-Ага

    Ну да. Подготовка МиГа к взлёту 2-3 часа – что за бред?!
    Это подготовка к полёту SR-71 – целая войсковая операция. Он без двух дозаправщков летать вовсе не мог.
    По SR-71 было свершено 78 пусков ЗРК С-75, но он ни разу не входил в зону поражения С-200, иначе б валялся, как свинья в луже.

  4. ОБУ-шник

    Дополню. Служил в ГСВГ на КП иап с 1979 по 1984. SR-71 летали обычно как по расписанию 2-3 раза в неделю из Англии. Вели их устойчиво по планшету ОАО, а потом и своими РЛС. На перехват поднимали миг-25 из Финова. Сложности навести на него не было, рутина…. Один раз, когда из-за тумана не смогли поднять миг-25, поднимали наш миг-23 млд (Альтес Лагер). Он часто почти чиркал границу в районе Зальцведольского выступа. Наводил лично под 4/4 с устойчивым захватом, высоту горки сейчас не помню. Проблема была одна- посадка почти на аварийном остатке топлива. В реальных условиях сшибли бы его 100%.

  5. Ne vajno

    Я работал на МИГ25. А вы знаете что МИГ – 31 изначально назывался МИГ- 25 МПП..

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: