Опасная специальность: кто такие маслопупы на подлодках?

Словом «маслопупы» на подводных лодках называют мотористов. Несмотря на такое забавное название, это весьма опасное и непредсказуемое ремесло.

Кто это такие

В «Корабельном уставе ВМФ» чётко прописано, что машинисты (они же мотористы, маслопупы, двигателисты, трюмные) – это моряки, находящиеся в электромеханической боевой части подлодки.

Весь контингент этой части состоит из моряков, которые отвечают за состояние насосов, трюмов и двигателей.

По отношению к маслопупам часто применяют жаргонное слово «метнуться», т.е. как можно быстрее начать решать неожиданно проявившуюся проблему. Это одна из прямых обязанностей машинистов.

Как они работают

Обычному призывнику будет сложновато попасть на такую должность. Данная военно-учётная специальность требует от кандидата, чтобы у него было как минимум средне — специальное профессиональное образование.

Это неудивительно, ведь обязанность маслопупа будет обеспечение нормального функционирования паро- или газотурбинной установки и связанных с ней машин и механизмов, а также работы турбины.

Опасная специальность: кто такие маслопупы на подлодках?

По сути, на этих людях держится функционирование подлодки. Это можно понять и из общего перечисления обязанностей маслопупов в перечне, утверждённом в Министерстве обороны. Так сказано, что эти люди работают в вынужденном режиме работы и несут монотонную службу, которая, однако, часто требует незамедлительного проявления реакции.

Перемещения мотористов по подлодке ограничены, они редко выходят за пределы турбинного отсека.

Им постоянно нужно держать в голове немыслимые объёмы информации. Так, маслопупы должны знать, как устроена газо- или паротурбинная установка и как нужно действовать, если на ней вдруг произойдёт какая-либо внештатная ситуация.

Эти специалисты должны уметь совмещать в себе отличную техническую подкованность с физической подготовкой и выдержанностью и умением максимально быстро решить любую проблему, входящую в их компетенции.

Внештатные ситуации

Во всех странах мира, к сожалению, случаются трагические ситуации на подводных лодках, которые нередко заканчиваются гибелью экипажа. СССР и Россия не стали исключением. Маслопупы в подобных ситуациях часто вели себя геройски, спасая своих товарищей ценой собственной жизни.

Так, в сентябре 1967-го произошёл пожар на атомной подводной лодке «Ленинский комсомол» (К-3). Чтобы судно могло сразу после задымления всплыть, один из двигателистов должен был «продуть среднюю», то есть осуществить продувку.

Опасная специальность: кто такие маслопупы на подлодках?
«Ленинский комсомол» (К-3)

Он не полностью открыл клапан, и ошибку этого матроса пришлось исправлять его командиру. К сожалению, в той ситуации не обошлось без жертв – 39 человек погибло. Значительная часть из них – это как раз сотрудники боевой части подлодки.

Первым на подлодке «Комсомолец», сгоревшей в апреле 1989-го, погиб трюмный вахтенный машинист Нодар Бухникашвили. При попытке устранить последствия аварии смертью храбрых пал и техник из команды дистанционного управления боевой части Владимир Колотилин.

Офицеры боевой части Сергей Манякин и Валентин Бабенко также погибли, спасая жизни своих сослуживцев. И это лишь малая толика тех случаев, когда маслопупы отдавали свои жизни за друзей во время внештатных ситуаций.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Сергей Анатольевич

    ..а вот денежное содержание,что у маслопупов,что у пассажиров(артилеристов,торпедистов,радистов,что сидели на вахте в помещениях с кондиционером)одинаковое было-3.70р. ПКР”Москва” 76-79гг

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: