Первый удобный джип: на каких автомобилях ездили маршалы СССР

Фраза «машины Великой Отечественной» у русского читателя в основном ассоциируется с «виллисами» и «студебеккерами». Однако внимания заслуживают не только автомобили союзников, но и советские машины, внесшие свою лепту и в разгром фашистов, и в развитие отечественной автомобильной промышленности. Ниже рассказано про первый на планете удобный внедорожник.

Прославленный ГАЗ-61

Про знаменитую модель «ГАЗ М1» написано много публикаций, снято роликов и кинокартин. Добавить нечего. Разумеется, это хорошая машина, хотя и является дубликатом автомобиля компании «Форд» модели «Б 40А Фордор Седан». Ниже речь пойдет о ГАЗ-61 – первом отечественном транспортном средстве с колесной формулой 4х4.

Первый удобный джип: на каких автомобилях ездили маршалы СССР
ГАЗ‑61

Мир стоял на пороге Второй мировой. В Европе военные действия разгорались все сильнее и советские лидеры, предчувствуя, что вскоре в войну будет втянут и СССР, приказало сотрудникам Горьковского автозавода придумать уникальную машину, не имеющую аналогов.

В качестве основы будущего автомобиля конструкторы взяли усовершенствованные модификации «ГАЗА М1»: модели «ГАЗ-11-40» и «ГАЗ-11-73» с более качественной подвеской, измененной радиаторной решеткой, удлиненными рессорами и нестандартными для русских машин того времени стояночным тормозом под приборной панелью и клавишей запуска стартера на приборной доске (взамен напольной педали).

Необходимо было лишь придумать, как превратить модель в полноприводную.

По-сути для успешного финала проекта оставалось создать лишь передний ведущий мост и раздаточную коробку. С этим у изобретателей не было проблем. Для обеспечения связи двух вышеуказанных элементов конструкции применили слегка модифицированный карданный вал машины ЗИС-101 с шарнирами на игольчатых подшипниках.

Карданный вал, находящийся в задней части, являлся двойным и закрытым. Взамен КП с 3-мя ступенями, характерной для легковых автомобилей, установили коробку передач с 4-мя ступенями от знаменитой «полуторки» с силовым диапазоном, повышенным в 2 раза.

Первый удобный джип: на каких автомобилях ездили маршалы СССР
ГАЗ‑61

В сочетании с мотором с 6-ю цилиндрами мощностью 85 л.с. механизм демонстрировал приличные характеристики. В механическом приводе системы торможения использовали уравнитель, благодаря которому тормоза на всех колесах срабатывали одновременно.

К началу 1939 г. смогли создать все рабочие чертежи, в середине весны того же года приступили к сборке, а 10.06.1939 г. новая модель пришла на заводские испытания, продлившиеся с июня по ноябрь. На автотрассе с максимальной нагрузкой (5 центнеров) автомобиль сумел разогнаться до 107,5 км/ч, демонстрируя низкое потребление горючего (14 л на 100 км).

Автомобиль для военачальников

К 1940 г. ГАЗ-61-40 выдали народному комиссару обороны маршалу Ворошилову, военачальникам Павлову, Жукову, Мерецкову и Тюленеву. От ненастья генералов защищало брезентовое покрытие. Закрытые ГАЗ-61-73 получили маршалы Кулик, Шапошников и Тимошенко.

Первый удобный джип: на каких автомобилях ездили маршалы СССР
ГАЗ-61-40

В воспоминаниях знаменитого маршала СССР И.С. Конева имеется упоминание о данном автомобиле. По словам военачальника, его группа включала 4 автомобиля. Впереди двигался «Виллис» с адъютантом, следом машина самого Конева. Маршал находился впереди, рядом с шофером.

В кузове имелись подушка и кровать. За автомобилем советского полководца ехал автомобиль «Додж» с охраной, а следом – БТР. Вся колонна, пробираясь по грязи и глубоким колеям, оставленным танками, ехала на 1-ой скорости.

Рев двигателей заглушал все остальные звуки. По словам маршала, никто не услышал приближающиеся немецкие самолеты.

Внезапно на территории площадью приблизительно 50х100 м все осветилось огнем, прозвучали взрывы бомб и свист от пролетавших мимо осколков. Конев приказал водителю погасить фары, но ехавший впереди «Виллис» прекратил движение и перекрыл трассу. «ГАЗ-61» маршала наткнулся на него, у автомобиля самопроизвольно загорелись фары, которые водитель Конева не смог отключить.

Первый удобный джип: на каких автомобилях ездили маршалы СССР
ГАЗ-61-73

Между прочим, советский полководец не являлся первым владельцем данной конкретной машины. Конев получил ее от маршала Тимошенко. Тот уже получил автомобиль в первой партии, и другой был не нужен. Вдобавок, не исключено, Тимошенко пожелал избавиться от транспортного средства, зная о трагической судьбе его первого хозяина.

Речь идет о генерале РККА Д.Г. Павлове. Он возглавлял подразделения Западного особого военного округа, который после нападения гитлеровской Германии на СССР стал Западным фронтом. 30.06.1941 г. после уничтожения внушительной части вооруженных сил фронта в Белостокско-Минском «котле» военачальника сместили с поста. Через короткое время его посадили под стражу, отдали под военный суд и казнили.

В конце лета 1941 г. производство «ГАЗ-61» остановили – мотор потребовался для легкой бронемашины Т-60.

В общей сложности создали около 200 внедорожников. В 1942 г. кузова «фаэтон» поменяли на «седан» типов М1 и 73, поскольку негоже было ездить видным советским военачальникам под открытым небом. Кроме автомобилей для высшего командного состава в ограниченном количестве был создан легкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-416. Увы, массовое производство последнего так и не наладили.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: