По лесам и болотам: кавалерия на полях Великой Отечественной

На протяжении последних тысячи лет, до изобретения двигателя внутреннего сгорания и новых методов войны, кавалерия оставалась самой мощной сухопутной силой мира. Даже после массового внедрения порохового оружия конница не утратила своего значения.

Основная сила кавалерии – ее маневренность и мобильность. Только она позволяла быстро покрыть большие расстояния и нанести удар в неожиданном месте или прийти на помощь в нужный момент.

По лесам и болотам: кавалерия на полях Великой Отечественной
Советская кавалерия в годы Великой Отечественной

Однако в начале двадцатого века картина стала потихоньку меняться и уже к 1930-м годам конницу стали отодвигать на второстепенные роли.

Генералы, вдохновленные боевыми машинами, танками и бронетехникой, стали с упоением изобретать передовые доктрины и начисто выбили с современного поля боя кавалерию. В Советском Союзе также начали отказываться от конников и готовились к «войне моторов».

Универсальный транспорт

К моменту начала Великой Отечественной войны в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии насчитывалось всего 320 тысяч лошадей.

И вроде цифра звучит внушительно, но они выполняли роль скорее гужевого транспорта, а только самая малая часть использовалась непосредственно в бою.

По лесам и болотам: кавалерия на полях Великой Отечественной
Гужевой транспорт в годы войны

Однако быстрое продвижение немцев вглубь страны принесло потери не только в военной технике и живой силе, но и в транспорте и ГСМ. Вот тогда на главную роль транспортеров вышли лошади: их не надо было заправлять дорогим топливом, и они имелись в каждом селе.

По лесам и болотам: кавалерия на полях Великой Отечественной
Кавалерийская атака Красной Армии

Быстро вышел указ правительства о наполнении войск лошадьми. Уже к осени 1941 года число коней в рядах РККА стремительно возросло до 1 300 голов. Конечно, коней тоже нужно снабжать пищей. Более того, они могут заболеть или получить ранение, чего не скажешь о машинах.

Однако это оказалось значительно дешевле, чем насыщать армию грузовиками.

К тому же, у лошадей перед колесным транспортом имеется очень серьезное преимущество: кони могут двигаться в условиях осенней распутицы и сложной пересеченной местности (леса, болота, холмы).

Это позволяет доставлять грузы в самые труднодоступные места, запрягать лошадей в пушки и телеги, наносить неожиданные удары с, казалось бы, безопасных направлений.

По льду, лесам и болотам

Осенью 1941 года немецкие войска вышли к Ленинграду. Началась блокада города. Единственным безопасным (по меркам военного времени) путем стала поверхность Ладожского озера. Пока не наступили морозы продовольствие доставляли барками и мелкими лодками.

По лесам и болотам: кавалерия на полях Великой Отечественной

Однако поздней осенью озеро стало покрываться льдом, толстым для лодок, но все еще слишком тонким для автотранспорта. На помощь пришел гужевой транспорт. Он был достаточно легок, но при этом мог перевозить много полезного груза.

Широкое распространение получила кавалерия среди партизан в Белоруссии. Кони могли питаться подножным кормом, перевозить на себе тяжелый груз и передвигаться по лесам.

Лошади давали партизанским отрядам мобильность, а это самое важное для подобных формирований. Своими действиями они отвлекали значительные силы противника с фронта, тем самым внося свой посильный вклад в общее дело.

По лесам и болотам: кавалерия на полях Великой Отечественной

На основных полях сражений кавалерия также внесла свою лепту. Конные корпуса заходили в тыл к противнику и нарушали работу снабжения. Часто прорывались к складам и разрушали штабы. В последние годы войны кавалерия часто работала в отрыве от основных сил, захватывая города и населенные пункты, на которые нельзя было отвлекать моторизованные части.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: