Роковое плавание «Лузитании»: главная морская катастрофа эпохи Великой войны

01.05.1915 г. в 12:15 дня огромный трансатлантический корабль «Лузитания» длиной 240 м отплыл из Нью-Йорка в Альбион. Хотя шла Первая мировая, команда и пассажиры лайнера не воспринимали потенциальную угрозу нападения всерьез: судно являлось одним из самых быстрых в мире. Около 2 000 людей на лайнере даже не догадывались, что львиная доля из них проживет еще всего 7 дней.

Расплата за беззаботность

01.05.1915 г. корабль «Лузитания» отправил в 19-й трансатлантический рейс с момента начала Первой мировой. Незадолго до отплытия лайнера, немецкое консульство в Америке предупредили – все, кто плавает на английских кораблях, серьезно рискует попасть под удар подлодок Германии.

Роковое плавание «Лузитании»: главная морская катастрофа эпохи Великой войны
“Лузитания”

К этим предостережениям особо никто не прислушивался. Судно даже на отчасти законсервированных котлах двигалось вдвое быстрее по сравнению с кайзеровскими субмаринами в подводном положении. Чтобы «заработать» торпеду, «Лузитания» должна была в упор столкнуться с подстерегающей ее подлодкой – это было маловероятно.

Вдобавок все твердо верили в то, что противник не будет сразу уничтожать гражданский корабль с большим количеством детей и представительниц слабого пола. Даже если «Лузитанию» отправят ко дну, то атаку проведут «по-джентльменски» – затормозят корабль, пересадят пассажиров на лодки и лишь затем затопят.

Хотя такой вариант был маловероятен, учитывая боевую обстановку на море, сложившуюся к маю 1915 г.

Прежде всего, если подлодка немцев поднялась бы на поверхность для досмотра, то о ней могли сообщить и передать ее координаты – обнаруживать себя кайзеровским подводникам было не резон.

Кроме того, капитанам английских торговых кораблей приказали немедленно уплывать от обнаруженной субмарины, а при любом подходящем случае – таранить подлодку. За потопленные подлодки команды британских судов награждали.

Наконец, англичане стали практиковать применение т.н. «кораблей-западней». Их маскировали под гражданские корабли, плывущие под флагами нейтральных государств. Когда на поверхность для досмотра поднималась немецкая субмарина, с пушек на судне скидывали брезентовое полотно, и подлодка подвергалась шквальному обстрелу – мало субмарине не показывалось.

Роковое плавание «Лузитании»: главная морская катастрофа эпохи Великой войны

По указанным причинам немецкие моряки не стремились «цивилизованно» вести войну. Тем более, Англия организовала полноценную морскую блокаду Германии. Асы кайзеровского подводного флота горели желанием отомстить.

Богатая добыча капитана Швигера

Субмарина У-20 отправилась в очередной рейд 30.04.1915 г. – за сутки до выхода британского лайнера из Нью-Йорка. Офицеру В. Швигеру предстояло охотиться на английские торговые корабли в Северном море и неподалеку от побережья Ирландии.

Роковое плавание «Лузитании»: главная морская катастрофа эпохи Великой войны
Изображение встречи «Лузитании» и U20 на немецкой открытке

05.05.1915 г. подлодка выследила первую цель – маленькую шхуну в 132 т. Швигер решил не торпедировать судно. Было маловероятно, что англичане спрятали на шхуне пушки, поэтому субмарина поднялась на поверхность, кайзеровский офицер разместил экипаж корабля на лодках, а затем уничтожил шхуну 12 залпами из 88-мм орудия.

Потом Швигер напал на 4 крупных парохода – уже исподтишка. Поразить получилось 2 – оба английских корабля водоизмещением по примерно 6 000 т были отправлены ко дну. Главная добыча ждала немецкую субмарину впереди – тоннаж «Лузитании» всемеро превышал водоизмещение каждого из 2-х потопленных ранее судов.

Британский лайнер немцы увидели 07.05.1915 после 13:00. Корабль беззаботно плыл в Ирландском море: скоро «Лузитания» должна была достичь Ливерпуля.

Капитан судна Тёрнер не применил противолодочный маневр. Тогда подлодки еще не успели стать полноправными хозяевами морей. Меры защиты пока не были распространены. Капитан «Лузитании» получил инструкции, но их содержание было таким нечетким, что Тёрнер посчитал: осуществлять маневр он должен только в том случае, если увидит немецкую субмарину.

Это не говорило о том, что судьба «Лузитании» была заранее предрешена – У 20 не отличалась меткостью, что доказывают атаки на пароходы. Однако в тот роковой день ситуация складывалась не в пользу корабля – сначала он попался на глаза Швигеру, а затем судно поразила торпеда.

Субмарина атаковала в 14:10. Выпустили всего 1 снаряд из 9 торпед, имевшихся в наличии. Однако он стал фатальным. Попавшая торпеда привела ко 2-му взрыву, намного мощнее того, что произошел из-за снаряда подлодки.

«Лузитания» везла груз боеприпасов, но они представляли собой патроны для карабинов, дистанционные трубки и пустые шрапнельные стаканы – все это не могло мощно взорваться. Судя по всему, из-за торпеды произошла детонация котлов. Второй взрыв определил участь судна. Лайнер затонул в короткий срок – на эвакуацию оставалось только 18 мин.

Драма вблизи побережья Ирландии

Хороших моментов в сложившейся ситуации было 2: катастрофа случилась рядом с берегом Ирландии – можно было надеяться на то, что помощь вскоре придет; воронка получилась слабой. Дело в том, что до дна было всего 90 м, а длина «Лузитании» достигала около 240 м. Соответственно лайнер достиг дна быстрее, чем окончательно погиб.

Роковое плавание «Лузитании»: главная морская катастрофа эпохи Великой войны

Однако корабль моментально лег на правый бок – таким образом, спускать лодки на воду можно было лишь слева, и то нелегко. На «Лузитании» не возникла массовая паника, но иногда вред причинял неорганизованный энтузиазм людей. Суета не столько помогала, сколько мешала эвакуации.

Поскольку лодок на всех пассажиров явно не хватало, на воде разворачивались настоящие драмы: люди безуспешно пытались спасти своих детей. Порой последние гибли, а их родители сходили с ума.

Последствия

Из 1959 человек погибло 1198. На судне находились 72 российских подданных. Спастись сумели лишь 27. Для остальных, включая 1 финна, море стало братской могилой.

Утонуло и 128 граждан США – это серьезно испортило отношения Соединенных Штатов и немцев, но поводом для вступления первых в войну не стало.

Роковое плавание «Лузитании»: главная морская катастрофа эпохи Великой войны

Однако в Америке и Англии прошел ряд погромов. Иногда их провоцировали немцы – так, в Нью-Йорке они собрались в отеле, где громко пели гимны в честь уничтожения лайнера. Принимая во внимание, что львиная доля утонувших граждан США проживала именно в Нью-Йорке, их выходка была глупой. До убийств дело не дошло, но больницы пополнились большим количеством пострадавших немцев с разными телесными повреждениями.

Однако месть не могла воскресить утонувших пассажиров «Лузитании».

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. гость-гостев

    Наглосаксы умело подставили Лузитанию под немецкие торпеды и умело спихнули все на немцев, еще в Технике молодежи рассписывали умелые действия наглосаксов.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: