Самолет АН-2: описание «Кукурузника»

АН-2 — самый известный в России самолёт сельскохозяйственной авиации, получивший ласковое прозвище «Кукурузник». Эта модель занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как «долгожитель» мира авиации: это единственный в мире самолёт, выпускавшийся больше 60 лет. Примечательно, но несмотря на почтенный возраст, «Кукурузники» продолжают использоваться вплоть до настоящего времени. Самолёт имеет свою историю, представлен несколькими модификациями и поставлялся на экспорт в стран мира.

История создания

Долгая дорога АН-2 началась в 1946 году, когда конструкторскому бюро под руководством Олега Константиновича Антонова было поручено создание нового гражданского самолёта для сельскохозяйственной авиации. Изначально в качестве прототипа предполагалось использовать модификацию моноплана Fi-156, однако, после длительных дискуссий, начал разрабатываться проект биплана. Отметим, что это было довольно смелое решение: во всём мире уже отказались от создания таких модификаций.

Сделав выбор в пользу самолёта короткого взлёта и посадки, ОКБ-13 быстро представил на рассмотрение комиссии два опытных образца СХА-1, который позднее был переименован в АН-2. Оба прототипа оснащались двигателями Швецова, производительностью 760 и 1 000 лошадиных сил. После первых лётных испытаний, которые проводились в 1947 году, было решено оставить силовую установку АШ-62ИР, мощностью 1 000 л.с. Такая компоновка увеличивала грузоподъёмность на 840 кг, сохраняя лётные показатели.

Испытывался «Кукурузник» до марта 1948 г, и спустя год был запущен в серийное производство. Первый АН-2, представленный в транспортном варианте, пилотировал лётчик-испытатель Лысенко.

Самолет АН-2: описание «Кукурузника»
31 августа 1947 года – первый полет

Целевое применение

В Советском Союзе, АН-2 использовался на региональных авиалиниях, занимаясь грузопассажирскими перевозками. Помимо этого, самолёты конструктора Антонова применялись школами ДОСААФ для подготовки любителей парашютного спорта. Подходил АН-2 и для выполнения сельскохозяйственных работ, например, опрыскивания полей пестицидами и другими химическими удобрениями. Кстати, прозвище «Кукурузник» закрепилось за этим самолётом не вполне заслуженно. Дело в том, что АН-2 по внешнему облику сильно напоминал другой советский биплан — У-2, созданный авиаконструктором Поликарповым. Именно эти самолёты использовались для обработки кукурузных полей Украинской ССР, за что и получили своё прозвище.

АН-2 — это простой и удобный в эксплуатации самолёт, предназначенный для многоцелевого применения. Благодаря малому разбегу и относительно низкому конструкционному весу, эти модификации могли садиться на не обустроенных взлётных площадках. Поэтому «Аннушка» широко использовалась для освоения территорий Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера.

Несмотря на то что первый свой полёт АН-2 совершил в 1949 году, в 2017-2018 гг. эти модели решали почти 90% задач, поставленных перед российской малой авиацией. Эти данные были представлены научно-исследовательским институтом Чаплыгина.

Самолет АН-2: описание «Кукурузника»

Особенности конструкции

Если рассматривать аэродинамическую схему АН-2, самолёт выглядит следующим образом. Это лёгкий, многоцелевой биплан с I-образными стойками коробки крыла, дополненными расчалкой, соединяющей конструкцию. Хвостовое оперение выполнено в традиционном стиле. Для обшивки корпуса каркаса крыльев был использован лёгкий алюминиевый сплав. Рулевые поверхности вертикального оперения, стабилизатора и коробка крыла изготавливались из полиэфирного полотна.

Шасси самолёта трёхточечное, неубирающееся. Конструкция этой части унифицирована, поэтому при необходимости, колёса легко заменялись лыжами. Мягкость посадки обеспечивалась амортизаторами воздушно-масляного типа.

Как упоминалось выше, в качестве силовой установки был использован двигатель Швецова. Это звёздочкообразный агрегат, установленный в носовой части фюзеляжа. Охлаждался мотор воздушным путём, сочленялся с 4-лопастным винтом серии АВ-2. В последующих версиях, винт начал дополнительно оборудоваться системой противообледенения.

Кабина

Кабина АН-2 двухместная, однако, не отличается высоким уровнем комфорта. Остекление панорамное, боковые стёкла вынесены за габарит фюзеляжа, Компоновка приборной панели примерно одинаковая для всех модификаций. Здесь устанавливались:

  • Авиагоризонт;
  • Скоростной указатель;
  • Два высотомера: барометрический и радиолокационный, последний предназначен для полётов на малых высотах;
  • Вариометр.

Помимо этого, на приборной панели устанавливалось три компаса: дистанционно-индукционный, гирополукомпас и резервный.

Самолет АН-2: описание «Кукурузника»
Приборная доска

Салон

В зависимости от целевого применения, компоновка салона могла отличаться. Например, грузовые самолёты оснащались откидными креслами, в пассажирской версии были предусмотрены мягкие посадочные места. Здесь нужно уточнить, что конструкция АН-2 не ориентирована на пассажирские перевозки, хотя «Кукурузник» Антонова довольно эффективно использовался в этом направлении.

В салоне располагалось 12 мягких кресел в четыре ряда. Между ними предусматривался один узкий проход. Комфорт для пассажиров был минимальным, однако, и перелёты осуществлялись на малые расстояния. Отметим, что в современной России, многие влиятельные господа приобретают для личных целей именно АН-2. Здесь пассажирский салон изготавливается по индивидуальному заказу.

Самолет АН-2: описание «Кукурузника»

Технические и лётные характеристики

  • Экипаж — 2 человека;
  • Пассажировместимость — 12 человек;
  • Грузоподъёмность — 1.5 тонны;
  • Размах крыла: верхнее/нижнее: 8.4/5.7 м;
  • Площадь коробки крыла — 71.5 м2;
  • Конструкционный вес: 3 400-3 690 кг;
  • Объём топливного бака — 1 240 л;
  • Скорость: номинальная/допустимая/крейсерская — 236/300/180 км/час;
  • Дальность полёта — 990 км;
  • Потолок высоты — 4.2 км при максимально допустимой массе взлёта;
  • Диаметр винта — 3.6 м;
  • Возможность использовать вооружение: бомбы, весом до 250 кг, неуправляемые авиационные ракеты С-5М либо С-5К.

Имеющиеся модификации

АН-2 многоцелевой самолёт, что позволило построить на его базе довольно много модификаций. Примечательно, но модернизировался «Кукурузник» не только российскими, но и иностранными авиаконструкторами.

Советские модификации

  1. Пассажирский;
  2. Модернизированный одноместный для сельскохозяйственной авиации;
  3. Турбовинтовой;
  4. Противопожарный;
  5. Санитарный;
  6. Корректировщик артиллерии (экспериментальный);
  7. Транспортно-пассажирский;
  8. Транспортно-десантный;
  9. Аэрофотосъёмочный;
  10. Служебный в 5-местном исполнении;
  11. Перехватчик аэростатов;
  12. Разведчик погоды для метеоисследований в горных районах;
  13. Экраноплан (опытный образец).

Самолет АН-2: описание «Кукурузника»

Польские модификации

В этой стране, АН-2 выпускался следующими версиями:

  • Geofiz;
  • LM;
  • P/PK/PR;
  • R;
  • S;
  • T/TD/TP.

Китайские модификации

В этой стране самолёт Антонова известен, как «Фонг Шу-2» и выпускался такими вариациями:

  • Nanchang;
  • Shijiazhuang;
  • Y-5A — транспортник, предназначенный для грузо-почтовых перевозок;
  • Y-5B — сельскохозяйственный;
  • Y-5C — транспортно-десантный;
  • Y-5K — комфортабельный салон.
Самолет АН-2: описание «Кукурузника»
Nanchang Y-5

Варианты модернизации

Первая попытка глубокой модернизации АН-2 была предпринята в 2011 году, заказчиком выступил Минпромторг РФ. Целью переделки была установка новых двигателей: на тот момент, в России не производились конкурентоспособные силовые установки для малой авиации. Поэтому был заключен контракт с американской компанией Honeywell на установку двигателей. Условием контракта был ежегодный спрос на 40 и более машин. Однако американские двигатели получили только 25 моделей: спрос на такие модификации не оправдал ожидания.

В 2012 году Минтранс заявил о глубокой модернизации АН-2, запланировав реализацию на 2015 год. В 2013 были проведены испытания «Кукурузника» с турбовинтовым двигателем. В 2017 был разработан проект цельнокомпозитного самолёта «Байкал», который планируется запустить в серию в 2021 г на производственной базе авиационного завода Улан-Удэ.

Завершение серийного производства

Спрос на самолёты конструкции Антонова начал снижаться к середине 80-х годов прошлого века. Из серийного производства самолёт был выведен в 1992 году. Несмотря на это, модификации АН-2 штучно изготавливались в Китайской народной республике по заказу правительства.

Имеющиеся аналоги

В современном мире, аналогов АН-2 нет. Однако близким по конструкции и характеристикам самолётом можно назвать Bellanca AirCruiser, впервые поднявшийся в воздух в 1930 году. Несмотря на то, что это моноплан, он очень похож на разработку Антонова.

Самолет АН-2: описание «Кукурузника»
Bellanca AirCruiser

След АН-2 в русской культуре

В Советском Союзе самолёт изображался на маркированных конвертах. Кроме того, «Кукурузник» можно найти на почтовых марках Румынии, ГДР, Китая, Украины, Кубы, Казахстана, Ирака. АН-2 установлены памятники в российских городах:

  • Ульяновске;
  • Владимире;
  • Иваново;
  • Барнауле.

Имеются такие монументы в Сеуле и ряде городов Украины.

Засветилась «Аннушка» и в кинематографе. Увидеть этот самолёт можно в фильмах:

  • Разрешите взлёт!;
  • Неудержимые-2;
  • Индиана Джонс: Королевство Хрустального Черепа;
  • Афоня;
  • Два долгих гудка в тумане;
  • Спецназ (сериал);
  • Диверсант. Конец войны.

Не обошлось и без киноляпов. Например, в первой экранизации «Золотого телёнка», великий комбинатор собирался купить АН-2. Однако, сюжетная линия фильма разворачивается в 1930 году, за 17 лет до создания первого образца этого самолёта.

Помимо перечисленного, про АН-2 есть немало песен. Кроме того, этот самолёт и сейчас можно приобрести в виде сборной модели.

Заключение

За время серийного производства АН-2 было выпущено порядка 18 000 машин, примерно 3 500 из них продолжают оставаться в строю по настоящее время. Сегодня самолёт считается устаревшим, однако, продолжает использоваться для нужд малой авиации, работает в труднодоступных районах. Добавим, что «Кукурузник» Антонова рано списывать в запас: проект модернизации этой машины продолжается.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 5
  1. Angel

    Ан-2 можно заводить кривым стартером прямо из салона.

  2. Sokol

    Была еше модификация Ан-2М, экипаж 1 пилот, фонарь откидной и прочие навороты.
    Имел допуск на него в качестве авиатехника в возрасте 19 лет. Варианты только сельхоз и транспортный. В отряде из 40 аннушек эмок было только 3. :smile:

  3. Владимир

    Фильм “Иван Бровкин на целине”! Мотаясь по командировкам по области, однажды летел на АН-2. Это было что-то?!! :-))) Во первых он был без кресел. Скамейки вдоль бортов. Во-вторых народу… Какие там 12 человек??? Я полтора часа стоял у самой двери… В третьих дверь держалась крючком для туалетных дверей. В двери была щель через которую была видна земля! Как мы только долетели??? :-)))
    Хороший масалёт! Еси бы не выхлопные газы и постоянная качалка… То яма, то канава!!! :smile:

  4. Илья

    Вроде бы летал на всяких самолетах, начиная с Ли-2, но от Ан-2 бог миловал

  5. Андрей Владимирович

    Автор, у мотора параметр мощность, а не производительность. Такие “отговорки” выдают явного дилетанта гуманитария.
    Следует также помнить, что первую версию самолёта Олег Константинович предлагал ещё в 1940 году, но война помешала. И было это ещё в Сибнииа. А в войну Антонов занимался проектирование планеров. Так вот, один из планеров разрабатывался под транспортировку лёгкого танка. В серию он не пошёл, но вот бипланное крыло от него очень похоже на крыло Ан2. Наработки даром не пропали. К сожалению, потом КБ Антонова организовали в Киеве.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: