​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

Необходимость в разработке транспортного воздушного судна большой грузоподъемности возникла в конце двадцатого 20 века. Это было связано космической программой, которая предусматривала строительство корабля многоразового использования «Буран». Производство основных элементов космического корабля проводилось на заводах, удаленных от космодрома. И, поскольку, компоненты челнока были огромны, для их доставки и для перемещения самого корабля после приземления, потребовался гигантский перевозчик. Также, возникла идея, при которой запуск «Бурана» должен был осуществляться со стартовой площадки. В ее роли мог выступать транспортный самолет. Создание проектной документации и производство колосса должно было пройти в минимально короткие сроки.

История создания Ан 225

Разработка нового транспортника на базе Ан-124 «Руслан», была поручена конструкторскому бюро им. Антонова. Руководство проектом осуществлял В. И. Толмачев. Гигантский тяжеловес получил имя — Ан 225 «Мрия».

После утверждения проектной документации (в 1984 году) огромное воздушное судно было построено в рекордно сжатые сроки. И уже в декабре 1988 года уникальный транспортный тяжеловес впервые оторвался от земли.

Факт. На самом деле планировалось построить два самолета Ан 225. Однако в связи со сложной экономической ситуацией в стране и началом развала Советского союза, было успешно завершено строительство только одного образца. Производство второго гиганта было вынуждено заморожено.

Следует отметить, что конструкция тяжеловеса претерпела некоторые изменения, которые были связаны с тем, что размеры космического челнока и его носителя были больше, чем объем грузового отсека. Для перевозки «Бурана» были спроектированы специальные наружные крепления. Однако такая реконструкция повлекла за собой перестройку хвостовой части. Однокилевая схема оперения была заменена на двухкилевой.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты
Предполетный осмотр самолета-носителя Ан-225 «Мрия» с «Бураном», 12 мая 1989 года.

В первых числах февраля 1989 года новый транспортник был представлен мировой общественности на полосе бориспольского аэродрома в Киеве. А весной воздушное судно уже принимало участие в авиакосмическом салоне Париж-Ле-Бурже. Причем во время перелета на внешней части корпуса «Мрии» был закреплен космический челнок «Буран».

Факт. Название лайнера переводится с украинского языка как «Мечта». И это неудивительно, поскольку мечтой человечества всегда было покорение космоса. А гигантский колосс, косвенно, должен был помочь в освоении пространства вокруг планеты.

Предприятия, которые участвовали в создании Ан 225:

  • Проектная документация, разработка и создание конструктивных деталей и сборка конструкции осуществлялась в городе Киев (КБ им. Антонова).
  • Производство кронштейнов фюзеляжа, поперечных ребер корпуса судна (силовых шпангоутов) и других узлов и элементов — УАПК (авиационно-промышленный комплекс в Ульяновске).
  • Создание центральных и концевых элементов крыльев — авиапроизводственное объединение им. Чкалова (Ташкент).
  • Проектирование и разработка системы управления — МИЭА (институт электромеханики и автоматики в Москве).
  • Производство силовых агрегатов — моторостроительный завод в Запорожье.
  • Создание носового и горизонтального оперения, передних шасси, носовых элементов фюзеляжа, а также деталей для стоек фюзеляжа — авиапроизводственное объединение в Киеве.
  • Разработка и создание шасси — завод «Гидромаш» в Нижнем Новгороде.
  • Лакокрасочное покрытие корпуса — авиационный завод в Воронеже.
​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты
Ан-225 «Мрия» и «Буран». Первый совместный взлет 12 мая 1989 года.

Функции и возможности

Факт. В марте 1989 Ан-225 взлетел с грузом общей массой 156, 2 тонны, что позволило ему установить мировой рекорд в авиаперевозках и побить большое количество авиационных рекордов.

Предназначением транспортного судна является перевозка грузов с различными габаритами (общий вес до 250 тонн), в том числе:

  • межконтинентальные перелеты с транспортировкой тяжестей до 150 т;
  • перевозки внутри континента (масса от 180 до 200 тонн);
  • транспортировка крупногабаритного моногруза весом до 200 тонн, в специальных креплениях снаружи корпуса самолета.

Также, после соответствующей доработки, возможно использование Ан-225 в виде базовой площадки для старта космических челноков.

Вместительная транспортная кабина тяжеловеса дает возможность перевозить внутри отсека различные грузы. Для примера, туда могут поместиться около пятидесяти легковых автомобилей, порядка шестнадцати стандартных авиаконтейнеров (длиной 6 метров, шириной 5 метров и массой около 11 тонн). А также различные нестандартные грузы: турбины, генераторы, большие грузовые автомобили и другая техника.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

Устройство Ан 225

Ан-225 «Мрия» спроектирован и построен согласно классической схеме. Его крылья высоко подняты и имеют стреловидную форму. Кабина и грузовой люк находятся в носовой части воздушного судна. Хвостовое оперение имеет двухкилевую конструкцию, что обусловлено необходимостью транспортировать грузы больших габаритов на фюзеляже.

Факт. Кузов тяжеловеса покрыт специальной краской из полиуретана.

На корабль установлено шесть двигателей Д-18Т, расположенных под крыльями и два вспомогательных силовых агрегата внутри корпуса.

Высокие аэродинамические свойства самолета (показатель аэродинамики этой машины равен 19) обуславливают высокие летные характеристики и снижение топливного расхода. Грузовой отсек практически полностью занимает внутреннее пространство корпуса. Его люк и рампа располагаются в передней части фюзеляжа. Отсутствие возможности производить погрузку через заднюю часть судна связано с тем, что на хвост корабля воздействуют огромные нагрузки.

Для перемещения груза используются верхние и нижние погрузочно-разгрузочные устройства. Первые предназначены для грузов, вес которых не превышает 20 тонн, а вторые используются для погрузки-разгрузки более тяжелого оборудования (до 50 тонн). В частности для различного типа колесной и гусеничной техники. Внутри отсека расположены специальные конструкции для закрепления перевозимой техники и контейнеров.

Грузовое отделение полностью герметично и имеет собственный обогрев. Под ним находится трехопорное шасси, снабженное семью амортизационными стойками.

Системы управления воздушным судном четырехкратно резервированы, что обеспечивает высокую безопасность и надежность самолета.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты
Самолет Ан-225 «Мрия» схема

Интересно. Заправка «Мрии» может продолжаться до полутора суток, а количество заправочной техники может колебаться от 7 до 70 штук, что зависит от их вместимости.

Технические характеристики Ан 225

«Мрия» имеет следующие габариты (в метрах):

  • размах крыльев — 88,4;
  • длина — 84;
  • высота — 18,2;
  • площадь крыла — 905 м².

Грузовой отсек (в метрах):

  • длина — 43;
  • ширина — 6,4;
  • высота — 4,4.

Над грузовым трюмом располагается вторая палуба, на которой могут разместиться сменный экипаж (6 летчиков) и еще около 88 человек.

Управляет воздушным судном экипаж из шести человек.

Тоннаж (в тоннах):

  • масса пустого корабля — 250;
  • максимальный вес при взлете — 640;
  • масса горючего — 300;
  • максимальная загрузка — 250.

Характеристики:

  • тяга (без форсажа) — 1377 Кн;
  • средняя скорость — 850 км/ч;
  • дальность полета без груза — 15400 км;
  • с загрузкой (около 200 тонн) — 4000 км;
  • потолок — 12 км;
  • длина взлетной полосы без груза — 2400 м;
  • длина полосы для груженой машины — 3500 м.

Силовой агрегат

  • тип — двухконтурный турбореактивный;
  • модель — Д-18Т;
  • количество двигателей — 6 штук;
  • тяга одного двигателя при режиме взлета — 23 430 кгс, в полете — 4860 кгс;
  • масса одного силового агрегата — 4100 кг;
  • расход топлива при взлете — 0,34 кг/кгс*ч, в полете при крейсерской скорости — 0,57-0,63 кг/кгс*ч;
  • налет между ремонтом — около 6000 часов;
  • длина двигателя — 5400 мм, диаметр — 2330 мм;
  • температура газа перед турбиной — 1630 К.

Интересно. Считается, что один силовой агрегат на взлете может развить мощность около 12 500 лошадиных сил.

Различия «Руслана» и «Мрии»

Несмотря на то, что Ан-225 был создан по аналогу Ан-124,новая модель имеет свои конструктивные особенности. Грузоподъемность «Мрии», по сравнению с исходной базой, увеличилась в полтора раза, ее длина увеличилась на 7 метров, а размах крыльев вырос на 20%. Также на новую машину установлено на два двигателя больше.

Гигант получил новый центроплан и двухкилевое оперение. Был добавлен комплекс креплений для удержания груза на внешней поверхности корабля. В отличие от «Руслана» у «Мрии» нет рампы в задней части грузового отсека. Также Ан-225 получил 7 стоек основного шасси, при этом все они могут выпускаться независимо. Однако, так же как и у базовой модели, при погрузке-разгрузке возможно изменение расстояния от фюзеляжа до земли и угла наклона корпуса.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты
Самолет “Руслан”

Эксплуатация

Применение огромного воздушного тяжеловеса был начато в конце 1988 года. Предполагалось, что он будет использован для перевозки челнока «Буран», ракетоносителей и других компонентов, входящих в программу освоения космоса. Однако распад СССР не позволил Ан-225 работать по запланированной схеме. Первая и последняя процедура по перемещению корабля произошла в мае 1989 года, для участия во французском авиашоу в Ле-Бурже.

Факт. С момента первого отрыва от земли налет судна составляет около 4000 часов. Если принять среднюю скорость движения около 500 км/ч, то можно вычислить что расстояние, которое преодолела «Мрия» превышает 2000000.

После развала Советского Союза самолет прекратил полеты и был частично разобран. С него сняли силовые установки и другие комплексы, которые были использованы на «Русланах».

Однако уже в начале 2000 года воздушный перевозчик был восстановлен и стал в строй. Некоторые агрегаты были изменены, чтобы соответствовать мировым стандартам гражданских самолетов. В мае 2001 года Ан-225 прошел сертификацию и вошел в состав авиатранспортного объединения Antonov Airlines.

На сегодняшний день «Мрия» выполняет по несколько коммерческих рейсов в месяц и транспортирует тяжелые и крупногабаритные грузы по всему миру.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты
Ан-225 бортовой СССР-82060 с «Бураном»

Информация. В ноябре 2016 года, во время посадки в аэропорту Лейпцига, на транспортнике возник пожар. Горел один из двигателей корабля. Для тушения возгорания были задействованы 9 пожарных машин, которые тушили пламя в течение четверти часа.

Использование самолетов «Мрия» в мире

Изначально планировалось создание двух самолетов Ан-225. Однако, отсутствие финансирования проекта и другие сложности не дали строительству второго транспортного судна завершиться. Второй кораблю остался собранным на 70 %. Считается, что для его доведения до готовности необходимо вложить около 120 миллионов долларов. Поэтому сегодня существует только единственный экземпляр «Мрии».

Летом 2016 года компании Украины и Китая подписали совместный договор о выпуске колосса, который впоследствии будет передан китайской стороне для эксплуатации. А в конце 2017 года в СМИ появилась информация о том, что Китай решил отказаться от проекта. Такое решение объясняется тем, что огромный транспортник могут принимать далеко не все аэропорты мира.

Интересно. Далеко не каждый аэропорт в мире может принять гигантского транспортника. Это связано с большой массой самолета, из-за которой шасси оставляет явные следы на полотне взлетно-посадочной полосы.

Рекорды и интересные факты

Масса Ан-225 превышает вес всех известных транспортников, когда-либо взлетевших в воздух. Длина гиганта на 8 метров превышает Боинг 747-800, а размах его крыльев больше чем у Boeing почти на 20 метров. Если сравнивать с Аэробусом A380, то размах крыльев «Мрии» больше на 9 метров, а ее длина превосходит на 11 метров.

Горючее размещается в 13 кессонных баках, расположенных под крыльями, общая масса топлива составляет 365 тонн. Благодаря такому запасу судно может совершать перелеты на расстояния более 15 тыс км и оставаться в воздухе без заправки 18 часов (без загрузки). Однако при транспортировании грузов средний расход горючего в крейсерском режиме около 15, 9 тонны, что позволяет пробыть в небе не больше двух часов.

Шины на судне должны подвергаться замене каждые 90 посадок.

Свою самую тяжелую ношу Ан-225 перевез в 2004 году. Вес нескольких единиц строительной техники равнялся 247 тоннам.

Летом 2009 корабль транспортировал самый большой моногруз в истории мировых воздушных перевозок. Это был перелет из Германии (Франкфурт) в Армению (Ереван) во время которого был перевезен генератор для новой электростанции вместе с рамой. Общий вес груза равнялся 187, 6 тонн. Рекорд был занесен в Книгу Гиннесса.

Через год «Мрия» обеспечила перемещение самого большого по длине груза в истории авиаперевозок — двух лопастей для ветрогенератора. Каждая из них имела длину 41, 1 метр.

В 2018 году воздушное судно поставило рекорд для перевозок в Южной Америке. Вес авиагруза (турбогенератора, заключенного в специальную конструкцию) составлял около 182 тонн.

Считается, что гигантский тяжеловес имеет за спиной более 250 мировых рекордов.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

В массовой культуре

Уникальный транспортный корабль можно увидеть в художественном фильме «2012». Там он называется «Антонов-500». Образ самолета немного изменен кинематографистами. В ленте он имеет второй погрузочный люк (его нет в оригинальной модели), который находится в задней части грузового отсека.

Также не обошли колосс и создатели компьютерных игр. В «Battlefield: Bad Company 2» отряду пехотинцев дается задание: уничтожить оружие, которое перевозится на воздушном судне. Боец узнает корабль и сообщает другим военным, что это «Мрия», считающийся самым большим грузовым самолетом в мире. Разработчики также изменили внешний вид самолета. В игре он имеет задний погрузочный люк и оперение, аналогичное «Руслану» — один киль.

Заключение

Несмотря на то, что тяжеловес проектировался как узкоспециализированное судно, летные характеристики и грузоподъемные возможности позволяют применять для решения значительно большего диапазона задач, чем было запланировано.

Высокая себестоимость перелетов позволяет использовать Ан-225 только для транспортировки уникальных грузов в том случае, когда невозможна их перевозка наземным способом. Поэтому, к сожалению, летает «Мечта» не так уж часто.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: