Самолет Ил-76: характеристики и модификации

Ил-76 — советский, а затем и российский военный транспортник, разработанный конструкторским бюро Ильюшина. Руководитель проекта — Генрих Васильевич Новожилов, академик, выдающийся советский авиаконструктор. По кодовой классификации НАТО, этот самолёт проходит под обозначением Candid. В переводе с английского, это означает прямой или искренний. Примечательно, но эти термины очень точно характеризуют этот самолёт. Серийное производство Ил-76 началось в 1973 году. Так началась эпоха реактивной транспортной авиации, обеспечивающей быструю переброску боевой техники и войсковых подразделений.

История создания

Распоряжение о проведении исследовательских работ по созданию нового транспортного самолёта, ОКБ Ильюшина получило в 1966 году. Заказчиком проекта было Министерство авиационной промышленности. Целью проекта являлось повышение мобильности армии, которая была необходима в условиях напряженной обстановки на мировой политической арене.

Конкретное техническое предложение было готово в феврале 1967 года, и проект был утверждён лично генеральным конструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Руководителем работ был назначен заместитель генконструктора Новожилов. Макет самолёта, изготовленный в натуральную величину, появился в 1969 году. В мае того же года, на территории машиностроительного предприятия «Стрела» в Москве работала военная комиссия под председательством генерал-лейтенанта Пакилева, который в то время возглавлял военно-транспортную авиацию СССР. Члены комиссии оценивали подготовленный макет по нескольким параметрам, акцентируя внимание на размещении различных видов боевой техники в транспортном отсеке. Заключение комиссии было утверждено лично главкомом военно-воздушных сил Катуховым.

Самолет Ил-76: характеристики и модификации
Первый взлет Ил-76

На создание опытного образца для лётных испытаний ушло почти два года. Ил-76 впервые поднялся в воздух с аэродрома имени Фрунзе на ходынском поле, и приземлился в Раменском. Управлял машиной Эдуард Иванович Кузнецов — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель. Спустя два месяца, новый советский транспортник был представлен мировой общественности на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Однако после демонстрации, самолёт был отправлен для прохождения лётных испытаний, которые проводились на аэродроме совместного базирования в Кречевице, недалеко от Нижнего Новгорода. Через два года, Ил-76 был запущен в серийное производство.

Особенности конструкции

Рассмотрим основные элементы конструкции Ил-76 и базовые параметры транспортника.

Фюзеляж и геометрия крыла

Техника была построена в соответствии с классической аэродинамической схемой транспортных самолётов. Это закругленный фюзеляж, который условно разделяется на четыре независимых отсека:

  • Смежные кабины пилотов;
  • Изолированная кабина штурмана;
  • Кабина стрелка;
  • Транспортный отсек.

Кормовая часть фюзеляжа оснащается трёхстворчатым люком: боковые стойки уходят в стороны, центральная вверх. После открытия люка, образуется аппарель, предназначенная для десантирования войсковых подразделений и бронетехники. Транспортный отсек изнутри оборудован монорельсом, рольгангами и тельферами.

По расположению крыла, Ил-76 относится к категории высокопланов. Плоскости стреловидные, оснащены передовой системой механизации, обеспечивающей возможность взлёта и посадки с максимально полезной загрузкой. Каждое крыло оборудовано элеронами трёхсекционного типа и тормозными щитками.

Килевое оперение Т-образное. Вообще, у киля данного самолёта появилось инновационное решение. Это лестничный трап, упрощающий проведение техосмотра и ремонта рулевого управления. Конструкция получила название «Проспект Новожилова», и вполне успешно используется на других типах транспортных самолётов военной и гражданской авиации.

Самолет Ил-76: характеристики и модификации

Шасси

Ходовая часть самолёта реализована в виде 5-опорного шасси: одна стойка размещается в носовой части фюзеляжа, остальные четыре выполняют функцию основных опор. Внутреннее давление шин регулируемое, и настраивается в зависимости от покрытия взлётно-посадочной полосы: грунт или бетонка. Убираются шасси гидравлической системой. В сложенном состоянии, основные опоры располагаются под углом 90 градусов по отношению друг к другу.

Топливоподающая система

Компоновка этого узла обеспечивает выполнение следующих функций:

  • Перекачивает горючее к основным силовым агрегатам;
  • Обеспечивает питание вспомогательных силовых установок.

Система включает кессон-баки, расположенные в плоскостях крыла. При централизованной заправке, самолёт может взять на борт 109 480 литров горючего. Внутри ёмкостей находится система программного управления подачи топлива. Система предусматривает пробки для слива конденсата и горючего.

Система автоматического пилотирования

Эту задачу выполняет модуль САУ-1Т-2Б. Программное обеспечение решает задачи:

  1. Автопилотирование по выстроенному маршруту с набором высоты до максимального значения;
  2. Выполнение предпосадочного маневрирования;
  3. Заход на посадку;
  4. Десантирование;
  5. Стабилизация скорости и высоты.
Самолет Ил-76: характеристики и модификации
Габариты Ил-76

Системы пожаротушения и нейтральных газов

Противопожарная система выполняет три основные функции:

  • Обнаруживает очаг возгорания;
  • Сигнализирует об этом экипажу;
  • Принимает меры по ликвидации огня.

Этот модуль контролирует мотогондолы основных двигателей, отсеки вспомогательных силовых установок, переднюю часть центроплана. Противопожарная система Ил-76 использует для борьбы с огнём хладон 114 В2. Размещается огнегасящий компонент в трёх цилиндрических баллонах. Если самолёт совершает посадку в аварийном режиме (шасси убраны), противопожарная система автоматически разряжает бортовые огнетушители.

Управляется система пожаротушения с панели управления. Модуль дополняется контролирующим устройством, которое срабатывает при перегреве мотогандол, разрушении или разгерметизации топливоподводящих магистралей.

Помимо этого, на борту Ил-76 устанавливается система нейтрального газа. Принцип действия сводится к тому, что в надтопливное пространство резервуаров с горючим нагнетается нейтральный газ. Этот элемент обеспечивает безопасность топливных баков при пожаре или повреждении плоскостей.

Системы вооружения

Учитывая, что речь идёт о военном транспортнике, на самолёте предусмотрены средства защиты. В частности, на борту установлен оборонительный комплекс 9А-503, состоящая из следующих элементов:

  • Две двуствольные авиационные пушки класса ГШ-23;
  • Генератор активных помех «Сирень»;
  • Автоматы сброса ДО;
  • Автоматы для постановки пассивных помех;
  • Средства инфракрасного противодействия;
  • Подвеска для 500-килограммовых свободнопадающих бомб.

Управление огнём осуществляется с панели управления, расположенной в кабине стрелка-пилота.

Самолет Ил-76: характеристики и модификации

Гидравлическая система

Гидравлика обеспечивает функциональность следующих элементов самолёта:

  • Уборка/выпуска шасси;
  • Торможение и управление шасси;
  • Закрылки и предкрылки;
  • Тормозные щитки и спойлеры;
  • Управление входных дверей и люков;
  • Управление рампой и хвостовой опорой;
  • Управление фотолюком и стеклоочистителями.

Гидравлика разделяется на две энергонезависимые линии.

Энергоснабжение

Электропитание бортовых систем обеспечивается четырьмя генераторами переменного тока. Общая система разделяется на две независимых подсистемы по левому и правому борту. Примечательно, но подсистемы могут работать в индивидуальном либо параллельном режимах. При этом в параллельную систему могут объединяться только 3 канала электрогенераторов из четырёх.

Дополнительно на самолёте предусмотрена резервная система питания, которая активируется при отказе основных электрогенераторов. Работу резервного питания обеспечивается синхронным трёхфазным генератором бесконтактного типа.

Светотехническое оборудование

Внутреннее освещение рабочих модулей и отсеков обеспечивается лампами белого и красного свечения, установленными в хвостовой части, транспортном отсеке и кабинах пилотов. Кроме этого, внутри самолёта установлены четыре указателя аварийных выходов.

Внешнее освещение представлено аэронавигационными огнями и посадочно-рулёжными фарами.

Приборное оборудование

Аэронавигационные задачи выполняются следующими системами:

  • Измерительный комплекс реле давления;
  • Полного и статического давления;
  • Сигналов высоты и скорости;
  • Корректорами-задатчиками.

Кроме этого приборное оборудование включает системы пространственного положения самолёта. Эту функцию выполняют:

  • Сигнализатор нарушения питания;
  • Гироскопическая вертикаль;
  • Указатели тангажа и крена;
  • Авиагоризонт;
  • Электроуказатели поворота;
  • Магнитный компас.
Самолет Ил-76: характеристики и модификации
Ил-76 – кабина экипажа

Подача кислорода

Эта система отвечает за жизнеобеспечение экипажа на больших и малых высотах в условиях закрытой и разгерметизированной кабины. Помимо этого, чистый воздух в баллонах помогает при задымлении кабины или в ситуациях, когда самолёт пролетает над зараженными участками местности.

Средства навигации

Этот модуль представлен курсовой системой ТКС-П. Это устройство определяет курс и индикацию самолёта, данные передаются и на другие бортовые системы. Принцип действия этой системы основывается на вычислении линейных ускорений.

БСОК

Это бортовая система, записывающая на магнитную ленту все параметры полёта, функциональность силовых агрегатов и навигационных систем. Кроме того, в блок входит речевой самописец, регистрирующий записи разговоров членов экипажа.

Радиотехническое оборудование

Разделяется на несколько сопряжённых подсистем:

  • Радиолокационная станция переднего обзора;
  • Переговорные устройства и громкоговорители;
  • Радиостанция , работающая на коротких волнах;
  • Приборы телекодовой связи;
  • Радиокомпас;
  • Дозиметры;
  • Радиосистемы ближней и дальней навигации;
  • Самолетные радиолокационные ответчики;
  • Высотомер;
  • Измеритель углов сноса и скорости;
  • Система предупреждения об облучении;
  • Вычислительный комплекс, построенный на базе бортового компьютера «Гном-А»;
  • Прицельный комплекс класса «Купол».

Основные характеристики Ил-76

  • Экипаж — 5 человек;
  • Длина — 46.6 метра;
  • Размах плоскостей — 50.5 метра;
  • Площадь крыла — 300 м2;
  • Минимальная и максимальная взлётная масса — 88.5 и 210 тонн соответственно;
  • Номинальные показатели грузоподъёмности — 60 тонн;
  • Дальность полёта — 6 500 километров;
  • Крейсерская скорость — 850 км/час;
  • Численность десанта на борту — 126 человек;
  • Заявленный срок эксплуатации — не менее 30 лет.
Самолет Ил-76: характеристики и модификации
Самолет А-50, на базе Ил-76

Модификации Ил-76

На базе серийной модели Ил-76 построено несколько модификаций. Например:

  • Радиолокационная станция;
  • Гражданский транспортник без бортового вооружения с упрощённой навигационной системой;
  • Версия для дальних полётов с усиленной конструкцией шасси и планера;
  • Версия для тушения пожаров;
  • Модель для тренировки экипажей космических кораблей;
  • Воздушный командно-наблюдательный пункт;
  • Постановщик помех;
  • Поисково-спасательный самолет;
  • Модификация, адаптированная для эксплуатации в условиях Крайнего Севера;
  • Носитель лазерного вооружения;
  • Самолёт заправщик.
Самолет Ил-76: характеристики и модификации
Самолет-заправщик Ил-78М

Самая интересная модификация

Здесь можно выделить модификацию Ил-76МД-90А. Неофициальный индекс этой модели «Изделие-476». Опытный образец был построен в 2011 году, в настоящее время, самолёты этой модификации стоят на вооружении ВВС России.

На эту модификацию устанавливаются сверхэкономичные и более производительные двигатели серии ПС-90А-76. Благодаря этой особенности, мощность самолёта и другие характеристики машины возросли в среднем на 15%. Кроме того, модификация получила усиленные опоры шасси, новейшие системы навигации и радиоэлектроники.

Самолет Ил-76: характеристики и модификации
Военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

Интересные факты

Пожалуй, из всего многочисленного семейства Ил-76 самую большую известность получила модификация Ил-76ТД. Самолёт был перехвачен над Афганистаном истребителем, принадлежащим движению Талибан, и был вынужден совершить посадку. Лётчики были захвачены в плен, и больше года находились в заложниках.

Самолёт представлял для террористов определённую ценность, поэтому пилоты периодически привлекались для техобслуживания машины. Во время выполнения этих работ экипажу удалось поднять машину в воздух, и на сверхмалой высоте добраться до Арабских Эмиратов.

Этот подвиг, командир экипажа и первый пилот были удостоены звания Героя России. Остальные летчики были награждены орденами Мужества.

Заключение

Несмотря на то что Ил-76 был построен ещё во времена СССР, самолёт продолжает оставаться на вооружении ВВС России, и справляется с поставленными задачами. Этими бортами были переброшены миллионы тонн гуманитарных грузов, обеспечивались военные операции в зонах военных конфликтов по всему миру. Самолёты постоянно модернизируются, используются не только для военных, но и гражданских целей.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: