Фашистская агитация на фронте: способы, направления и результат

Сталин переврал учение Ленина, уничтожил лучшие военные кадры, убил миллионы советских людей. Гитлеру пришлось напасть на Советский Союз, нанеся превентивный удар. Немцы стремятся сделать население оккупированных территорий независимыми, свободными и счастливыми. Это не содержание журнала «Огонек» периода перестройки – это гитлеровская пропаганда в годы Второй мировой.

Воздействие на психику

Одна пуля уничтожает одного бойца. Один трус может обратить в бегство целый взвод. Одна грамотно составленная агитка способна стать наиболее эффективным оружием в плане аргументированности и ценности.

Фюрер искренне полагал, что разгром в Первой мировой произошел из-за пропаганды Антанты (в действительности кайзеровская Германия 1918 г. целиком исчерпывала людские резервы государства; по аналогичной причине Российская империя вышла из Великой войны).

В связи с этим перед нападением на Советский Союз фашисты учились не только сражаться в траншеях, но и грамотно влиять на боевой дух солдат неприятеля.

Кстати, их идеи имели полное право на жизнь. Агитация не должна была носить контрреволюционный характер. Иначе говоря, запрещалось пропагандировать возврат к самодержавному строю и монархии (как бы об этом ни мечтали выходцы из царской России, работавшие на фюрера).

Пропаганда была призвана влиять на широкую аудиторию. «Психология толпы» Г. Лебона представляла массы, как единый организм. Подверженный эмоциям, бестолковый, воспринимающий изображения, а не слова.

Фашистская агитация на фронте: способы, направления и результат

Ложь должна была повторяться многократно. Неправда, повторенная много раз, воспринимается за истину. Агитация не должна быть сложной. Напротив, приветствуется примитивность, отсутствие необходимости размышлять: 4 ноги – хорошо, 2 – плохо. Достаточно бросить оружие, чтобы стать счастливым. Ничего, что заставит анализировать сказанное и изображенное. Немцы работали в этом ключе.

Направления агитации

Сами агитаторы не могли договориться относительно роли В.И. Ульянова. По некоторым версиям он вместе с Джугашвили сделал русских рабами. По иным – Джугашвили переврал заветы предшественника. С осени 1942 г. имя Ульянова в отрицательном контексте в пропаганде перестали употреблять.

Фашистская агитация на фронте: способы, направления и результат

Первоначально обычным ходом гитлеровской агитации было сообщение о бунте красноармейцев и их переходе на сторону немцев. От неопределенной фразы «уже во многих местах» до фантастических данных с указанием конкретного количества перебежчиков и обстоятельств предательства (например, что 52 тыс. солдат уничтожили комиссаров и влились в ряды фашистской Германии).

Фашистская агитация на фронте: способы, направления и результат

Хотя нацисты быстро осознали: их лжи никто не поверит.

Регулярно встречалась агитация на тему «настоящего социализма» и «войны с большевиками, а не со страной».

Присутствие в Красной Армии комиссаров стало причиной создания агиток, адресованных именно армейским командирам: «может ли настоящий офицер подчиниться контролю тыловых крыс?».

Фермерам гарантировали землю и полную свободу приусадебных территорий от фискальной повинности. И право исповедовать любую веру. Как и современные российские чиновники, гитлеровцы были щедры на обещания и заверения.

Русская освободительная армия

Сотрудничество генерала Власова с фашистами никоим образом не подразумевало формирования каких-то военных подразделений, тем паче имеющих хотя бы намек на самостоятельность.

Несмотря на то, что «Приказ № 13», якобы изданный руководством Вермахта, предполагал ставить особняком советских предателей от остальных военнопленных (а также помещать их в обособленные комфортные помещения, обеспечивать приличным питанием и проч.), «власовцы» до 1944 г. так и оставались скорее еще одним средством пропаганды, нежели реальной военной силой немцев.

Но в агитках РОА позиционировалась, как мощное подразделение, которое того и гляди отправят воевать с Красной Армией.

Фашистская агитация на фронте: способы, направления и результат

Что же до «Смоленского воззвания» генерала-предателя с требованием заключения почетного перемирия с гитлеровцами и обычным комплектом гарантий (личной безопасности, неприкосновенности жилища; обещание национальной свободы и проч.), то данную пропаганду распространять на захваченных немцами землях не разрешалось.

Плачевный итог

Насколько была велика степень результативности сотен миллионов агиток, буклетов и выпусков фальшивой прессы?

В первые несколько месяцев Великой Отечественной практически у всех военнопленных были с собой листовки-пропуска. Но отсутствуют гарантии того, что русские солдаты даже без пропагандистской макулатуры стали бы меньше сдаваться.

Фашистская агитация на фронте: способы, направления и результат

Постепенно бойцы Красной Армии все четче отдавали себе отчет в том, какая судьба их ждет в плену. Они узнавали, как фашисты поступают с мирными жителями оккупированных земель и военнопленными.

Все перечисленное приводило к тому, что эффективность агитации стремительно и непоправимо снижалась. В ходе сражения за Сталинград, по рассказам ветеранов, валявшиеся на земле нацистские листовки вызывали только безразличие.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: