Танковая «германизация»: советские Т-34 на службе у Вермахта

Практически сразу после первого контакта немецких войск с советским танком Т-34 среди офицеров-фронтовиков Вермахта прозвучали предложения наладить производство похожих, если не таких же боевых машин.

«Инструкция для частей Восточного фронта», выпущенная в 1942 году гласила:

Танк Т-34 имеет более высокие показатели проходимости по бездорожью. Он быстрее и более маневреннее, чем Pz.III и Pz.IV. Броня – крепче. Наклонное расположение бронелистов является оптимальным решением, которое значительно увеличивает вероятность рикошета снаряда в случае фронтального попадания. Пробитие брони Т-34 возможно только на коротких дистанциях стрельбой в бок или корму танка.

Производственные трудности

Тем не менее заявления по воспроизводству Т-34 не встретили поддержки у немецких конструкторов. Не только в силу профессиональной гордости, но и в силу того, что у ВПК Германии не было возможности наладить выпуск деталей надлежащего качества. Кроме того, мотор Т-34 использовал в качестве топлива – дизель, а сердцем военной техники Вермахта был бензиновый двигатель.

Также сказывалась бедность сырьевой базы Третьего Рейха: качество немецкой легированной стали, используемой при производстве танковой брони, на порядок уступало показателям советской стали М3-2.

Танковая «германизация»: советские Т-34 на службе у Вермахта

Так что неудивительно, что Вермахт был крайне заинтересован в том, чтобы заиметь как можно больше единиц Т-34. К счастью для Германии, ситуации, когда техника СССР оставалась брошенной на поле боя, не были большой редкостью.

Причин было много: поломки, отсутствие боезапаса, опустевший топливный бак, а то и гибель экипажа.

Так или иначе, в ряды немецкой техники попало немало советских «тридцатичетверок». Сейчас известно о 300 танках Т-34/76, воевавших на стороне Вермахта.  Конечно, в официальных документах они значились под другим названием, а именно как Panzerkampfwagen T-34747(r).

Косметические изменения

Перед отправкой на фронт они проходили полную диагностику и подвергались капитальному ремонту в Риге. На броню наносили новый бортовой номер, отличительные знаки части и символику Рейха.

Но, несмотря на это, зафиксировано немало случаев, когда танки все же становились жертвами «дружеского огня», ведь артиллеристы в первую очередь руководствовались не опознавательными знаками, а очертаниями танка. Факт схожести Т-34/76D с силуэтом Микки Мауса (при двух открытых башенных люках) был широко известен среди солдат.

Танковая «германизация»: советские Т-34 на службе у Вермахта

Также во избежание нападения на трофейные Т-34 со стороны своих же войск танки часто задействовали вместе с пехотными подразделениями, тем самым решая проблему стрельбы по своим.

Согласно сохранившимся отчетам германского командования, в июле 1943 года в составе Вермахта на фронте находилось 50 трофейных Т-34. Более того, осенью того же года «тридцатичетверки» в количестве 24 единиц применялись Русской Освободительной Армией (RONA) в борьбе с белорусскими партизанами.

Провал авантюры

С 1943 года в немецкой армии появлялось все больше образцов советского танкостроения: новинки «Тигры», «Пантеры», «Фердинанды» – позволили несколько потеснить Т-34/76 на пьедестале. Но обстановка в Германии накалялась: дела на фронте и в тылу шли все хуже и финансов не хватало на починку даже собственной техники.

Танковая «германизация»: советские Т-34 на службе у Вермахта

Тем самым сокращалось количество случаев применения советских танков. Несмотря на простоту конструкции и хорошую ремонтопригодность, починка техники СССР была крайне сложным процессом. Если французские, чешские или польские танки переходили в собственность Германии вкупе с заводами, производившими их, то с Советским Союзом дела обстояли совсем иначе.

Ведь военно-промышленный комплекс предусмотрительно был эвакуирован на восток страны ─ за Урал и в Сибирь. А процесс налаживания выпуска запчастей и снарядов к трофейной технике был слишком затратным. Так что отремонтировать вышедшую из строя машину было возможно, только лишь сняв запчасти с другой.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Сергей Герасименко

    В Вермахте?Или в СС?В Харькове действовал завод СС,на котором ремонтировали Т-34.

    1. николаич

      Вот и из нашего 255 ОРВБ находящегося в Эберсвальде-Финове двигатели В-55 на капремонт отправляли в Ригу. Было это в нвчале 70х.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: