Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

Советский грузовой автомобиль ЗиЛ-131 с военной рессорой по праву называется легендой. Эти машины успешно используются для разных задач по сей день, не уступая современным аналогам. Успех грузовика заключается в превосходных технических характеристиках.

История автомобиля ЗиЛ-131

ЗиЛ-131 начал разрабатываться совместно с модернизацией грузового автомобиля ЗиЛ-151.

  • Перед началом разработки были созданы два грузовика Зис-128 и Зис-128А, которые использовались, как подопытные варианты для отработки различных решений. В итоге появился первый опытный экземпляр Зил-131 в 1956 году.
  • Новая машина была во многом унифицирована в соответствии с гражданским ЗиЛ-130. Конструкторами разрабатывалось два варианта: первый (ЗиЛ-131) — это тягач для артиллерии, а второй (ЗиЛ-131А) комплектовался тентом для доставки вооруженного состава. В самом начале разработки, инженеры не внесли подкачку колес при движении машины.
  • В роли силового агрегата на опытных грузовиках выступал шестицилиндровый двигатель ЗиЛ-Э130, который также был опытным вариантом. В итоге он не был запущен в серийное производство и 131-ый ЗиЛ начали оснащать двигателем с ЗиЛ-130.
  • Одним из самых важных условий являлась повышенная проходимость по бродам. По этой причине трансмиссионные узлы герметизировались специальной пастой. В конструкции использовалась такая электроника, которая могла работать во влажных условиях. Также она имела дополнительную защиту.
  • ЗиЛ-131 и 131А испытывались в 1959 году. Министерство обороны решило отказаться от тягача и взять на вооружение ЗиЛ-131А, который в дальнейшем был переименован в ЗиЛ-131. В 1971 году 131А получила гражданская версия.
  • Технически освоить машину было не просто, и первая партия была отправлена лишь в 1966 году. Грузовики собирали до 1994 года в Москве. Помимо завода в Москве, они собирались в Новоуральском машиностроительном заводе УАМЗ.

Начиная с 1994 года, в свет вышли улучшенные варианты с другой кабиной и различными вариантами моторов. Производство было закончено в 2016 году.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

Внешний вид и кабина

Большая часть грузовиков ЗиЛ имели капотный вариант расположения двигателя и узлов. То же самое касалось и ЗиЛ-131. Салон был идентичен 130-ой версии, но оформление было цвета «хаки».

Кабина грузового автомобиля имеет цельнометаллическую конструкцию, как и у предшественника. Изменения понесла передняя часть, которая была позаимствована у ЗиЛ-165. Крылья и решетка стала более простой, но строгой.

Для тех лет дизайн грузовика был революционным. Такая конструкция применялась почти 40 лет. За все время, ЗиЛ-131 понес незначительные изменения. Главным изменением считалось панорамное лобовое стекло, так как ранее использовались разделенные окна.

Разработчики не видели смысла в том, чтобы спрятать двигатель под кабину. На гражданских версиях это сделано с той целью, чтобы уменьшить длину грузовика. Для военного варианта это не столь принципиально. Капотный вариант имеет множество преимуществ:

  • в полевых условиях для ремонта или обслуживания капотный вариант более удобен;
  • в случае повреждения ДВС, который находится под кабиной, создается повышенная опасность.

Одноклассником и внешне похожим грузовым автомобилем является Урал-375. Машины обе были схожи, так как создавались в одном государстве на госпредприятиях. Различия были только техническими.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

Кузов того времени включал в себя стандартную конструкцию, в которую входили две скамейки — одна откидная и одна съемная. Для посадки и высадки состава использовался откидной борт сзади. Каркасом для тента служили специальные натяжные дуги. Помимо этого, конструкция грузовика позволяла установить и другие военные модули — полевую кухню, радиостанцию, «С-125», медпункт, ракетные установки (например, «Катюша») и другие установки. Среди гражданских версий встречались пожарные машины и стрелы с люлькой.

Конструкторы также позаботились о комфорте водителя и пассажиров кабины. Улучшенная теплоизоляция позволяет сохранять благоприятную температуру даже в лютые морозы. Лобовое стекло без разделителя существенно улучшило обзорность.

Водительское место было отделено от пассажирского дивана и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона. На приборной панели имелись следующие контрольно-измерительные приборы:

  • количество топлива;
  • вольтметр/амперметр;
  • спидометр;
  • давление масла;
  • температура двигателя;
  • тахометр.

В отличие от легковых автомобилей, у ЗиЛ-131 на рулевой колонке был лишь один орган управления — указатель поворотов. Благодаря большим зеркалам, грузовик имеет хорошую обзорность, уменьшая слепую зону до минимума.

Технические характеристики

Двигатель

ЗиЛ-131 разрабатывался для перемещения по бездорожью. По этой причине мотор должен обладать достаточной мощностью. Поскольку в наличии подходящих силовых установок не было, пришлось разрабатывать новый ДВС. Новый карбюраторный двигатель ЗиЛ-5081 был поставлен на серийное производство и в итоге им начали комплектовать 131-ый ЗиЛ.

8-ми цилиндровый мотор с мощностью в 150 л.с. имел V-образное расположение цилиндров. Разработчики внесли конструктивную особенность, которой является удлиненный маслоприемник и картер, имеющий другую форму. Данные изменения позволяют работать с продольными наклонами до 30 градусов и поперечными до 20 градусов.

Объем ДВС составляет 5,996 л. Степень сжатия — 6,5. Поскольку автомобиль военный и должен выдерживать жесткие условия эксплуатации, все стыки двигателя обрабатывались специальной пастой. Некоторые отдельные варианты оснащались блоком и поршневой от двигателя ЗиЛ-375.

Модернизированные версии ЗиЛ-131Н комплектовались таким же мотором, но с измененной головкой блока. Их главным изменением были каналы газораспределения винтовой формы. Благодаря этим изменениям снизился расход бензина и увеличилась надежность. В 1992 году машины стали комплектоваться дизельными двигателями Д-245 Минского завода. Их мощность составляла 105-108 л.с. Также на грузовики устанавливались 132-сильные турбодизельные агрегаты ЗиЛ-0550. Небольшое количество грузовиков получило импортный мотор Perkins Phaser 145T. Его мощность составляла 143 лошадиных силы.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки
Двигатель ЗИЛ -131

Гидравлика и рулевое управление

Единственное место, где используется гидравлика — это рулевое управление. В основу рулевого редуктора стала схема винта с гайкой. Такой же вариант используется в гражданской версии ЗиЛ-130.

Полная гидравлика предусматривалась для одного варианта — сидячего тягача, где она выступала в роли привода колес активного полуприцепа.

Шестеренный насос приводился в движении при помощи ДВС через редуктор отбора мощности. Жидкость, проходящая через насос, подавалась к гидромоторам под давлением в 150 Мпа. Далее, она возвращалась обратно в баки.

Трансмиссия

ЗиЛ-131 оснащается сцеплением сухого типа. Всю работы выполняет один диск. Механическая коробка передач имеет 5 скоростей. Все, кроме 4-ой синхронизированы. Для бездорожья используется раздаточная коробка в 2-ух скоростях для распределения оборотов по осям. Соединения картера и коробки обработаны специальной герметизирующей пастой.

Средний мост соединен с редуктором при помощи одного длинного вала. Второй короткий вал соединяет средний мост. Передний мост вступает в работу при ручном включении или при включении пониженной передачи в раздаточном редукторе.

Для привода лебедки используется основная МКПП, которая имеет односкоростной редуктор отбора мощности. Включить его можно при помощи электропневматического оборудования из кабины.

Электросистема

Все основные узлы, находящиеся в зоне попадания влаги, имеют дополнительную защиту и надежно загерметизированы. Рабочее напряжение вездехода составляет 12В. Минус подключен на корпус. Для снижения риска возникновения помех, грузовик имеет специальные экраны для их отвода.

Подвеска и рама

Передняя подвеска имеет зависимый тип, который работает при помощи двух рессор, концы которых скользят. Для плавного гашения колебаний используются амортизаторы. Задняя подвеска включает в себя две рессоры и шесть штанг.

Конструкция является балансирной. Барабанная тормозная система имеет пневматический и механический привод.

Штампованная и клепаная рама грузовика включает в себя лонжероны швеллерного сечения. Они соединяются между собой при помощи штампованных поперечин. В задней части располагается крюк, включающий в себя резиновый амортизатор. Спереди есть два жестких буксирных крюка.

Кабина

Кабина выполнена из цельного металла. Помещает помимо водителя еще двоих человек. Отапливается при помощи водяной системы, которая взаимодействует с охлаждающей системой двигателя. Управление отопителем кабины происходит при помощи специальной ручки, которая находится на щите кабины.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

На заметку! Кабина вентилируется при помощи опускающихся стекол, форточек и канала в правом брызговике крыла.

Мосты грузовика

Балки ведущих мостов выполнены из сверхпрочной стали. Каждая балка представляет собой две сваренные половинки. На конце приварены фланцы и крышка. В конструкцию моста входят карданные валы, которых всего 4. Каждый из них включает в себя шарнир на игольчатых подшипниках.

Передний мост включается автоматически при включении понижающей передачи в раздаточной коробке или при помощи включения передачи переключателем. Если задействован передний мост, то водитель оповещается контрольной лампой. Пневмопривод моста вступает в работу, когда запускается понижающая передача, входящая в раздаточную коробку.

Конструкция шасси и колесная форма

В конструкцию шасси включаются следующие узлы и системы:

  • ходовая часть;
  • механизм управления;
  • трансмиссия.

Ходовая часть делится на раму, оси и подвеску. Механизм управления — это элементы, влияющие на движение грузовика — рулевое управление с гидроусилителем и тормозная система.

Трансмиссия у ЗиЛ-131 двойная. Передаточное число главной передачи составляет 7.34.

ЗиЛ-131 — это полноприводной грузовик, имеющий колесную формулу 6×6. Колесная база — 3350 + 1250 мм. Размер колеи всех трех осей одинаков — 1820 мм. Разворот при сухой дороге с выключенным передним мостом от переднего внешнего колеса составляет 10,2 м.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

Грузовая платформа и кузов базового

Нередко можно было встретить грузовик с деревянной платформой, которая предназначалась для перевозки различных грузов. Для укрепления конструкции использовалась металлическая оковка и поперечные брусья основания. Открываться мог только задний борт.

Для перевозки людей использовался вариант со скамейками. Они крепились к решетке боковых бортов и вмещали в себя 16 мест. Имелась также съёмная скамейка на дополнительные 8 мест. Кузов затягивался тентом на устанавливаемые дуги.

Тормозная система

Тормоза срабатывают при помощи пневматического привода. Барабанные тормоза устанавливаются на каждое колесо. Ручной тормоз расположен на выходе раздаточного редуктора.

В тормозных камерах для слива воды имеются дренажные системы, так как после преодоления водных преград, жидкость могла оставаться в тормозной камере.

Характеристики силовой установки

Мотор обладает следующими техническими характеристиками:

  • объем — 5,97 л;
  • мощность — 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент — 402 Нм;
  • частота вращения — 3200 оборотов в минуту;
  • диаметр цилиндра — 100 мм;
  • степень сжатия — 6,5.

Для очистки воздуха в двигатель используется пеномасляный фильтр. Очистка происходит в три ступени.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

Варианты надстроек

Как ранее было указано, грузовик оснащался деревянной платформой для перевозки грузов или деревянной платформой с тентом для перевозки людей. Помимо этого, на ЗиЛ-131 нередко устанавливался закрытый фургон или КУНГ.

Внутри грузового автомобиля могло располагаться различное оборудование для ремонта, связи, наблюдения и т.д. Фургон имел свою систему отопления. Воздухозаборники оснащались фильтрами.

Габариты и грузоподъемность ЗиЛ-131

ЗиЛ-131 имел следующие технические характеристики:

Размеры грузовика 7,04×2,5×2,48м
Платформа Длина — 3,6м, ширина — 2,322м, высота — 0,346м
Высота с тентом 0,569м
Высота погрузки 1,43м
Дорожный просвет 0,33м
Колесная база 3,35м
Наружный радиус поворота 10,2м
Максимальный преодолеваемый брод 1,4м
Максимальный преодолеваемый подъем 30 градусов
Длина лебедки 50м
Грузоподъемность на асфальте
Грузоподъемность при пересечении грунтовой дороги 3,5т
Максимальный вес прицепа
Снаряженная масса грузовой машины 10,425т

Расход топлива

Машина имеет довольно большой расход топлива, если ее сравнивать с современными аналогами. При скорости 60 км/ч по асфальтовой дороге расход составляет 46,7 л на 100 км в комплектации автопоезда или 35л если машина в обычной комплектации.

Грузовик может преодолеть от 600 до 630 км благодаря двум бакам с объемом по 170 литров каждый.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки
Военный ЗИЛ 131

Цена

Несмотря на то что конструкция Зила во многом устарела, она все равно обладает превосходными характеристиками, надежностью и хорошей ценой. Новый грузовик приобрести не получится, так как его производство уже завершилось.

Стоимость ЗиЛ-131 зависит от года, пробега, общего состояния и установленного оборудования. Старый грузовик 1985 года с пробегом в 400 000 км можно купить за 150-200 тысяч рублей. Варианты посвежее (2000-2003 года) и с меньшим пробегом (100-150 тысяч км) — можно найти за 400-500 тысяч рублей.

Однако решающую роль цены решает установленное оборудование. Варианты с установленной буровой установкой могут обойтись в 1,5-2 млн рублей. Средняя стоимость у автовышки — грузовик с таким оборудованием стоит от 500 до 700 тысяч рублей.

Известные модификации автомобиля ЗиЛ-131

Одной из самых распространенных и известных модификаций является КУНГ. Каркас сварен из уголков и швеллеров. Внешняя сторона обшита стальными листами. Внутри каркас утепляется любым теплоизолирующим материалом и потом обшивается обработанной антисептиком фанерой. Основными особенностями Кунга является:

  • наличие системы отопления;
  • вентиляция;
  • наличие бытовых приспособлений;
  • освещение плафонами.

Для очистки воздуха, всасываемого в КУНГ, используется фильтрационная установка ФВУА-100Н-12. Она берет воздух снаружи, очищает и подает внутрь. В роли отопительного топлива выступает дизель.

Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки
Автомобиль ЗИЛ-131 ранних серий.

Плюсы и минусы

Главным достоинством грузовика является уникальное шасси, которое позволяет создавать любые модификации. Благодаря своим техническим характеристикам, машина может использовать в любых климатических и экстремальных условиях.

При этом грузовик является очень надежным. ЗиЛ-131 до сих пор применяется не только для военных, но и для гражданских нужд.

Недостатком, если его таковым считать, является устаревание модели.

Современным грузовикам ставят все более высокие планки и из-за этого, в 2002 году 131-ый был снят с производства. В большинстве машины оснащались бензиновым мотором, что сказывалось на высоком потреблении топлива. Дизельные варианты найти слишком проблематично.

Заключение

ЗиЛ-131 — это востребованный, надежный советский грузовик, который в 1960-х опередил время. С 1966 по 2002 год машина неоднократно улучшалась, благодаря чему пользуется спросом и эксплуатируется в различных сферах по сей день.

*Пункт 7 (конструктивные особенности) не добавлял, так как вся информация, входящая в него указана в других пунктах.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 7
  1. Пётр

    В разделе “вентиляция”, забыли указать два лючка в крыше кабины. К недостаткам отнёс бы отсутствие меж колёсных блокировок, меж мостовые работают отлично по глубокому снегу, а вот когда начинаешь намораживать зимник в лесу и проваливаешься одной стороной, спасала только лебёдка.

  2. ИГОРЬ

    Лучшего грузовика СССР не найти.Если бы не казнокрады.Поставить хороший дизелек и еще рулил хоть 100лет

  3. ирина

    никакой блокировки там нет. у него подключаемый передний мост

    1. Пётр

      Вы ошибаетесь, стоит блокировка межосевого Передний мост, да подключается тумблером из кабины (за, что в войсках, после 157 го, прозвали “королевским авто”). К слову блокировка работает очень жёстко, пустой седельный тягач при давлении 0.7 по кругу и снегу около 0.5 -1.0, трясёт так, что всю душу выносило, но прёт уверенно.

  4. ирина

    никакой межосевой блокировки у него нет. здесь подключаемый передний мост

  5. александр

    Неплохая машина, но…… . За весь опыт общения с ней никогда не мог избавиться от ощущения досады: нет блокировок, очень слабый двигатель, СТРАШНЫЙ расход топлива, слабые к нагрузкам мосты.
    В реалиях Союза – военный грузовик для переброски войск по бездорожью и спецмашина для оборудования, типа КШМ, связи и прочего.
    В гражданской жизни выручал двигатель 375-го, но 45л 93-го!!!! Это самоубийство.
    Если бы ему в то время дизелёк помощнее, да мосты попрочнее и блокирующиеся,
    то ……. .
    Массово выпускался по моему по единственной причине: Загрузка московского автозавода и полная унификация со 130–м.

  6. АбырВалг

    Несколько лет работал на таком. Запомнился огромный расход топлива и если этот “танк” разогнать до 90, то он так и будет ехать, несмотря какой профиль у дороги.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: