Топ-5 самых неудачных самолётов Второй мировой

В начале Великой Отечественной войны авиация СССР оказалась не готова к ведению боевых действий с более современными самолетами немецких Люфтваффе (Военно-воздушные силы Германии). В основном хорошие, но устаревшие к этому времени советские машины не могли противостоять на равных новым разработкам немецких конструкторов, превосходящих в скорости, вооружении и маневренности. В результате, авиация Германии получила полное превосходство.

Советский истребитель И-16

Топ-5 самых неудачных самолётов Второй мировой

Одномоторный моноплан (получивший прозвище «ишак») выпускался в 30-х годах. Разработан ОКБ (опытным конструкторским бюро) Николая Поликарпова. Фюзеляж самолета изготавливался преимущественно из дерева и имел фанерную обшивку. Скорость полета составляла 470 км/ч при дальности полета 440 км. Поднимался до 9800 метров. Имел на вооружении 2 пулемета и 1-2 пушки (в зависимости от модели).

Несколько раз модернизировался, поставлялся в Испанскую Республику для борьбы с фашистами Франко. Имел плохую управляемость и часто сваливался в штопор. В начале войны по всем параметрам уступал немецким Messerchmitt Bf.109. В 1942 году ввиду слабых характеристик был снят с производства.

Советский ТБ-3

Топ-5 самых неудачных самолётов Второй мировой

Тяжелый бомбардировщик КБ Туполева выпускался с 1930 года. Несмотря на все усовершенствования, к 1941 году выглядел совсем бледно. Еще в 1937 году во время Японско-Китайской кампании, где принимал участие на китайской стороне, он был морально устаревшим. При максимальной скорости 200 км/ч и потолке в 4 км ТБ-3 мог действовать только при мощном прикрытии истребителей.

Вследствие больших потерь в начале Великой Отечественной войны прекратил свое существование как бомбардировщик и использовался в дальнейшем в транспортном варианте.

Бомбардировщик СБ-2, СССР

Топ-5 самых неудачных самолётов Второй мировой

СБ-2 (скоростной фронтовой бомбардировщик) — двухмоторный самолет КБ А. Н. Туполева. Выпускался с 1936 года и многократно проходил модернизацию. До окончания производства в 1941 году было изготовлено 6656 СБ разных модификаций. Также принимал участие в боях над Испанией, где продемонстрировал хорошие боевые характеристики. Всего в Испанию было направлено около 70 машин.

В 1941 году большое количество СБ-2 было уничтожено первыми налетами немецкой авиацией на приграничные аэродромы. В дальнейшем, при выполнении боевых заданий, машины этого типа также несли большие потери. Слабая вооруженность и недостаточная скорость делали их легкой добычей для немецких истребителей.

Истребитель Morane-Saulnier, Франция

Топ-5 самых неудачных самолётов Второй мировой

Перед Второй Мировой войной Morane-Saulnier был основным истребителем французской военной авиации. Парк этих машин составлял 573 самолета. По техническим характеристикам истребитель уступал основному противнику Messerchmitt Bf.109, и война для него быстро закончилась.

За месяц боев на своей территории в 1940 году Франция потеряла 450 самолетов. Из них: 150 MS 406 были сбиты или брошены французами во время отступления, остальные же сгорели на аэродромах, так и не успев взлететь. После войны Morane-saulnier использовался как учебный самолет.

Истребитель Fiat CR 32, Италия

Топ-5 самых неудачных самолётов Второй мировой

Одномоторный биплан производился с 1935 по 1939 год на заводе Fiat. Применялся в 1936 году в Испании на стороне режима Франко, а также в Греции и Африке в составе ВВС фашистской Германии. Максимальная скорость составляла 335 км/ч, дальность полета – 780 километров, потолок – 7 700 метров.

По техническим характеристикам видно, что биплан был никудышный и применялся в странах, где авиации не было совсем. Выпуск прекратился в 1941 году, но некоторое время данная модель все же использовалась в качестве учебного самолета.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 38
  1. Володимир

    Однозначно. большего позора. чем поход КУЗИ. в Сирию. НЕ БЫЛО ЕЩЕ !!!

    1. тимур

      комментария неуместней однозначно не было!

    2. Алексей

      Для какла с характерным именем ВОЛОДИМИР, конечно, ведь ещё ни разу ни один какляцький самолёт не падал с какляцького авианосца.

      1. Епифаний

        Для кацапа/рашиста с характерным именем Ляксей, любое совдеповское творение – лучшее в мире!

  2. Дмитрий

    Скажите, а Heinkel He-111 он как? Был ли он устарелым, был ли он достаточно скоростным? Успешно применялся? Можно ещё по RAF пройтись и посмотреть на их самолёты начала войны. Роковую для Тирпица торпеду вообще всадил Свордфиш, расчалочный биплан. Тут не только в ТТХ дело, но и в умении применять, управлять всем этим, снабжать – вот в этом был большой пролёт.

    1. Валерий

      Эффективность оружия определяется тактикой его применения!

  3. Сергей

    Почему эти самолеты автор назвал неудачными? Только потому, что они к началу 2 мировой войны устарели? Так все рано или поздно устаревает, а когда принимались на вооружение были передовыми образцами И-16 первый серийный скоростной моноплан-истребитель. На Фиат CR32 впервые на истребители были установлены крупнокалиберные пулеметы, что дало тему превосходство на начальном этапе испанской войны (именно опыт испанской война и столкновения с Фиат CR32 заставил на И-16 так же усилить вооружение, установив крупнокалиберные пулеметы, а затем и пушки). То же можно сказать и про другие приведенные автором машины. Если следовать логике автора, то Т-34, PzKfw V, PzKfw VI были крайне неудачными машинами, так как воевать против т-90, “Абрамса” и Леопарда 2 не в состоянии.

  4. meta

    попадание в список И-16 показывает что это за “эксперт”
    недостаток его был только в слишком сильной маневренности из-за которой бились некадровые летчики

    1. эд

      И16 был самым маневреным

  5. Al.P.

    самый неудачный самолет Bf.109. Летая на нём немцы войну проиграли и на восточном и на западном фронтах.

  6. василий

    И-16 никак не мог попасть в “топ самых неудачных”.Для своего времени очень даже был удачным.Те лётчики, которые его освоили, очень уважительно о нём отзывались.Да, действительно к началу ВОВ, он уже морально устарел.Но, тем не менее, именно те полки,которые были вооружены этими устаревшими истребителями имели меньше потерь в начале войны, чем вооружённые новыми самолётами.Чем же он неудачен? Центровкой?Из за такой центровки манёвренность была великолепной.У аэрокобры тоже была задняя центровка, а из штопора она гораздо хуже выходила.Неудачность его в том,что просто устарел, наверное. Рано или поздно всё устаревает.А ведь ему на смену уже были в разработке И-180 и И-185,которые в серию так и не пустили.Да и СБ для своего времени был неплохим

  7. серж

    и-16 был снят с производства в марте 1944 г. По воспоминаниям летчиков : в свалке мог пролезть в щели куда ме-109 не совался. В руках опытных летчиков был реальной угрозой для ме-109. В книге Покрышкина “Небо войны” об И-16 дается неплохая оценка. И-16 принимал участие в 7-ми войнах.

  8. Виталий

    Автор неправ.Он охаивает ТБ-3 и СБ,из-за их больших боевых потерь.Так ведь любой бомбер днем не прикрытый истребителями обречен на заклание.А прикрытия то не было!

  9. радик

    ТБ – 3 это летающий гроб для лётчиков)), низкая скорость, широкие крылья, отличная мишень для истребителей, даже плохое вооружение для защиты.

    1. Иван

      Радик, ТБ-3 это:
      Практическая дальность: 1350 км – а это взлететь в Минске и разбомбить Берлин.
      Бомбы:
      в бомбоотсеке: 28×50 кг или 82 кг или 100 кг бомб
      под крылом: 4×250 кг или 500 кг или 1000 кг бомбы
      И все это удовольствие уже в 1930-1933 году. А еще он как авиаматка тащить пару истребителей прикрытия. Не вина создателей ТБ-3 что развитие авиации и авиамоторостроения шагнуло так быстро.
      А 8 пулеметов по кругу отбивают желание лезть к этому огромному самолету таких же тихоходных и картонных истребителей (на 30е годы конечно)

      1. НС

        к тому же ТБ-3 очень прочный и живучий. Освещённый прожекторами самолёт равнодушно принимал зенитные снаряды, в то же время продолжал бомбить!

  10. Вячеслав

    И-16 прекрасный для своего времени самолет, но очень неустойчивый в полете, требовал высокой подготовки летчика. В первый период войны он хорошо зарекомендовал себя, на нем воевало много известных асов, особенно в ВВС Балтфлота. Другое дело, что пока Поликарпов упивался славой короля истребителей, Вилли Мессершмит в 1936 году начал создавать свой самолет Ме-109. А в Англии были созданы Харриккейн и Спитфайр. Война в Испании все расставила по своим местам, но в СССР время было упущено и наверстывать отставание пришлось с большими затратами временными и материальными. Кроме того в СССР не было нормальных двигателей, только лицензионные копии иностранных. Да и в КБ Мессершмита конструкторов было больше, чем во всех авиационных КБ СССР. Да и авиационное материаловедение и технологии подкачали. Поэтому самолеты были деревянными и тяжелыми для существующих двигателей. А СБ с бомбовой нагрузкой 600 кг?

    1. Игорь

      На счет Поликарпова не согласен. Взять к примру И 185 по оценкам многих этот истребитель посходил большинство истребителей даже конца второй мировой. Другое дело то, что по некоторым данным ему не дали его пустить в серию. https://ru.wikipedia.org/wiki/И-185

      1. Игорь

        Прошу прощения за опечатку (посходил – превосходил)

      2. Юзер

        Уточните, с каким мотором он превосходил?

      3. тимур

        не не дали а решили не пускать ввиду сложности освоения и перегруженности промышленности.

  11. Илья

    Если бы у И-16 была радиостанция,он был бы на 50% эффективнее.Кстати,то же самое можно сказать и про наши танки начала войны.Мне вообще непонятно,почему по ленд-лизу В СССр не поставлялись радиостанции для танков и самолетов.Ведь хорошая связь на войне-это половина успеха

    1. Александр

      Радиостанции по ленд-лизу в СССР поставлялись

  12. Константин

    Кроме этого самолета Morane-Saulnier ни один из заявленных не является самолетом 2 МВ от слова совсем. Они участвовали в ней но самолетами этой войны не были. Это самолеты 30-х и если они тут есть то где же их ровесники?
    Не-51, Гладиатор, Ю-86, ДО-17, Тайгер мотт, Хендли пейдж, Bristol Blenheim?

  13. Евгений

    Не хочу оправдывать репрессии 30-х годов, но повод для них был. Тухачевский, как первый заместитель наркома обороны, отвечал за вооружение. Когда в Испании тот же И-16 и СБ воевали с самолетами подобного уровня, а танки Т-26 и БТ прорывали оборону войск Франко, все было нормально, но когда туда пришли немцы, ситуация изменилась. По итогам войны в Испании было проведено много совещаний, где были выявлены отставания нашей техники. Как это часто бывает, списали все огрехи на одного человека, на конструкторов, но объясняли это народу то левым, то правым уклоном. Давайте вспомним, в 1938 году принимается программа перевооружения в авиации и танках. У танкистов эту программу разрабатывал Павлов, участник боев в Испании. Но, с одной стороны, – времени не хватило, а с другой – технологии оставляли желать лучшего, проблема была с технологической базой. Но хочется сказать, как говорил мой знакомый, важна прокладка между рулем и сидением. В руках опытных и умелых летчиков это “устаревшее” оружие было грозным для врага.

    1. тимур

      как понять с самолетами подобного уровня?) Первые мессеры появившиеся в испанском небе проигрывали И-16 и И-15 в маневренности, с И-16 скорость была примерно равной,СБ
      для них очень сложной целью, только поставив машины с более мощными двигателями немцы получили преимущество.Но это было когда судьба республики была уже предрешена.
      к вмв и bf-109 и И-16 получали новые модификации, и в принципе хоть И-16 даже последней 24-й серии и уступали BF-109F ,все как в уставе японской императорской армии- самое главное умение применять свое оружие! Как и Франция так и СССР имели прежде всего устаревшие тактики применения истребительной авиации-основные бои на виражах, полеты тройками и др.+значительно более слабая выучка личного состава.

    2. Антон

      Павлов разработал программу перевооружения вредительски. Павлова за это справедливо наказали. Его расстреляли.

  14. Джукс

    Ю-87 ничего не делал хорошо. Только пикировал. Bf-109 плохо маневрировал, и шасси было неудачное. Про И-153 автор не вспомнил, хотя он не мог быть лучше И-16. Все самолёты 2-й мировой имели недостатки, однако на них воевали.

    1. Антон

      Тем не менее именно на Ю-87 Рудель уничтожил линкор “Марат”.

  15. Мнение

    Статья мягко говоря лживая. Все перечисленные советские самолеты при другом начале войны и умелом командовании были бы самыми массовыми в боевом применении. Только из-за бездарного командования на спящих аэродромах были потеряны…Так не самолеты виноваты, а бездарное преступное командование. Бомбардировщики без истребительного прикрытия в дневное время применять вообще преступно…А И-16 последних серий был вообще самым мощным по вооружению из имеющихся.

    1. Пупкин

      “на спящих аэродромах…” Что-то запахло Марком Солониным…

      1. Александр

        1,Про И-16 ложь – выше написали
        2. Про ТБ-3 – тоже ложь. Для своего времени был проывным самолетом. Огромная дальность полета для того времени – их долго на Севере использовали в полярной авиации. В начале войны их либо иначе аэродромах разбомбили, либо бросили, или использовали для штурмовик! Тяжелый бомбардировщик для штурмовок!!! Или налеты для бомбежек днем без прикрытия истребителей. В прочем были и удачные бомбежки – когда самолеты не стали безумно на убой
        3 СБ-2 то же самое – аэродромы, штурмовки, бомбежки днем без прикрытия. Самолет не сильно хуже Хенкелея 111. Вопрос как применять.

  16. Михаил.

    Это не неудачные самолёты, а устаревшие! Автор путает понятия! :x

  17. Юрий Простой

    Причины неудач периода 1941-1942 гг. отнюдь не в недостатках техники. Последней без недостатков не бывает. Вообще. Причины имеют более глубинный характер. Например, в СССР авиаинженеров было меньше чем только у Вилли Мессершмидта. Промпроизведство в СССР только делало первые шаги. Тут расписывают гипотетические преимущества поликарповских И-180. Возможно, Чкалова, он, однако, угробил. Но, главное, а промышленность-то как, была в состоянии производить такие самолеты не по 10 штук в месяц? Дюраль был? Его в ходе войны на Урале не искали? Из США не ввозили (где его у самих был дефицит)? Ну, и хрен-ли тогда пиликать про “недопустили”? Сталинградский тракторный “под ключь” был куплен, смонтирован и запущен. А сколько времени он выходил на плановую мощность? А поинтересуйтесь, блин! Из-за неквалифицированных кадров.
    7 классов образования, считался сильно грамотным, его сразу в артучилище направляли. А уж 10 классов – почитай академик. А теперь прикиньте на сегодня! Готовы идти в бой под командой восьмиклассиника?

  18. нигмaт

    Ребяты бесполезный спор! Во первых все новое хорошее, все стaрое плохое,
    все стaреет и умирaет -дaже человек! В технике нет и не будет ИДЕАЛьНОЙ МАШИНЫ ! Любaя мaшинa (тех. изделия) будет иметь МИНУСЫ И ПЛЮСЫ!
    Если плюсов больше чем минусов, мaшину признaют!
    Вот и вся логикa!

  19. Крекер

    И-16 один из легендарнейших самолетов, сыгравший свою роль первые месяцы и годы ВОВ. Да, он был сложен в управлении, но освоившие его летчики потом водили другие самолеты одной задней левой ногой и били нацистских асов. Он внес колоссальный в клад в победу ВОВ, поэтому вставлять его в топ неудачных, это совсем не понимать ничего в авиации….

  20. Панф

    ТБ-3 всю войну использовался в качестве ночного бомбера и транспортника.
    Был весьма живуч, сбить его было трудно.
    18 июня 1945 года три самолёта ТБ-3 были включены в воздушную колонну Парада Победы из-за их важной роли в войне (пролёт колонны был отменён из-за сильного дождя и низкой облачности).
    На июль 1945 года советские ВВС еще имели десять пригодных для использования ТБ-3, они входили в состав 18-й воздушной дивизии.

  21. Евгений

    В отношении истребителя И-16 автор весьма и весьма не корректен. Как минумум в сравнении с Мессершмитами. Messerchmitt Bf.109 уступал И-16 при его первом появлении в Испании. Это обстоятельство привело к появлению Messerchmitt Bf.109Е ставшего основным истребителем люфтваффе к началу войны. Да и он продолжал уступать И-16 в горизонтальном манёвре.
    А ко времени создания И-16 стал прорывом, первый истребитель моноплан… ни в чём не уступавший зарубежным аналогам.
    Не даром его производили до 42 года и сделали 10 292, большую часть на ГАЗИСО № 21.
    А прекратили его производить в связи с освоением производства новых истребителей, на том же 21-ом ЛаГГ-3, а затем и Ла-5, и галвным конствруктором стал Лавочкин.
    Кстати И-16 стоит в экспозиции Музея В.П.Чкалову вместе с И-17, У-2 и АНТ-25

    В отношении дальнейшего развития Ишачка в машины И-180 и И-185 можно спорить и прочее. Но хочу обратить внимание читателей, что Н.Н.Поликарпов передал Лавочкину всю документацию на винтомоторную группу от И-185 которую в последующем применялась на Ла-5 и Ла-7.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: