Цеппелины из золота и ядерные плотины: фантастическая русская Арктика

Дирижабли с золотым грузом, авианосные арктические танки, ледоколы на реактивном двигателе, ядерное оружия для создания трасс…

Можно подумать, что все перечисленное является плодом чьего-то бурного воображения. Однако на самом деле это действительно существовавшие проекты, всерьез предлагавшиеся в Советском Союзе для освоения Северного Полюса.

Цеппелины из золота и ядерные плотины: фантастическая русская Арктика
Ледокол-танк Покровского, 1937 год

В первой половине 1930-х гг. СССР всерьез задумался над покорением Арктики. Стимулом столь неожиданно возникшего интереса стала оккупация японцами Маньчжурии. Теперь Страна восходящего солнца в случае весьма возможной войны с Россией могла совершенно свободно перекрыть Транссибирскую дорогу и блокировать дальневосточные регионы России.

Вдобавок стране Советов были необходимы деньги на улучшение производства. Финансов требовалось немало. Быстро получить их можно было только с бескрайних просторов Сибири, европейского Севера и дальневосточных регионов, в т.ч. арктических земель от Чукотки до Кольского полуострова. Однако данные территории являлись труднодоступными и были покрыты вечной мерзлотой.

В связи с этим первоначально требовалось сделать Север комфортным для обитания.

Однако классические методы покорения Арктики заняли бы много лет. Соответственно, необходимо было изобрести нечто очень неординарное.

1930-е годы являлись очень необычным периодом. Эпохой, когда жизнеописание ученых выглядело более захватывающе, чем сюжет приключенческой повести, профессиональные военнослужащие сочиняли военную фантастику, а писатели-фантасты создавали настоящую технику.

Цеппелины и бронетехника

Весьма многообещающими выглядели цеппелины, теоретически способные менее чем за 72 ч пролететь от Санкт-Петербурга до Харбина (КНР). Всерьез задумывались над созданием воздушного флота для транспортировки драгоценных металлов и камней, а также пушнины.

Над русским Севером в небе кружил «Граф Цеппелин» – самый большой на свете дирижабль из Германии. Итальянский любитель дирижаблей Нобиле предлагал Советскому Союзу свои цеппелины.

Цеппелины из золота и ядерные плотины: фантастическая русская Арктика
«Граф Цеппелин» и проект дирижабля-электростанции

На разработку армады из 59 цеппелинов планировали выделить около полумиллиарда (468 000 000) рублей. Для сравнения: Беломорканал стоил в 8 раз меньше. На 100 000 000 руб. в те годы была возможность создать 1 000 моделей магистральных воздушных машин с 3-мя двигателями АНТ-9.

Но на практике первый русский цеппелин «Московский химик-резинщик» подвергся обстрелу со стороны бдительных сторожей военного предприятия. Дирижаблю пришлось сесть на землю.

После трагедии, случившейся в конце зимы 1937 – 1938 гг. с самым большим советским цеппелином В-6, короткая эпоха дирижаблей закончилась навсегда. Проект электролета 1943 г. – с передачей электроэнергии от наземных станций на приемные вибраторы – не претворили в жизнь по сей день.

На морских просторах ледоколы предлагалось оборудовать гусеницами (корабль залезает на лед и крошит его сверху), шнеками, гидромониторами, размывающими ледовый слой, а после Великой Отечественной – 10 реактивными моторами.

Для земли (точнее ледового слоя), научное светило Г. Покровский с 1936 г. создавал проект «арктических бронемашин», работающих на дизельном моторе. Предполагалось, что данная бронетехника будет передвигаться на гусеницах и обладать массой от 10 000 до 1 000 000 кг.

При этом гигантская версия, согласно замыслу профессора, оборудовалась катапультой для авиамашин, плавсредствами, аэросанями и маленьким танком на палубе, способным передвигаться по земле и под водой. Между прочим, Покровский рисовал подобные невероятные проекты в издании «Техника – молодежи».

Цеппелины из золота и ядерные плотины: фантастическая русская Арктика
Рисунок арктического танка-амфибии из журнала «Техника-молодежи»

В 1938 г. команда конструкторов вынесла на обсуждение проект ледяной дороги, ведущей из столицы в Комсомольск-на-Амуре через Архангельск. В тоннелях изо льда цельнометаллические вагоны обтекаемой формы на полозьях должны были набирать скорость до пятисот километров в час. В роли движущей силы в конструкции выступали паровые турбины на жидком H2 и O2 при мощности двигателей в 5 тыс. л.с.

Мирный отечественный атом

В начале лета 1946 г. действительный член Географического общества советской Академии Наук Пекарский предложил создать путь от Новой Земли до Аляски с помощью авиамашины, заполненной ядерными бомбами. Согласно замыслу ученого, самолет должен был разбомбить лед. Любопытно, что в то время атомной бомбы в Советском Союзе еще не существовало.

Цеппелины из золота и ядерные плотины: фантастическая русская Арктика

Спустя 8 лет в публикации Покровского рассказано о том, что бригада русских рабочих возводит плотину объемом в 10 км3 на сибирской территории. По сути – искусственный горный хребет. Как?

Взорвав систему из 70 ядерных зарядов и 5 очень мощных водородных зарядов. Ученый, дослужившийся к этому моменту до звания генерал-майора инженерно-технического ведомства, отлично разбирался во взрывах и современной технике.

Разумеется, всем было известно о существовании радиации, но принимали во внимание ее угасание и полагали, что уже к началу предстоящего года плотина будет безопасна для граждан.

В 1975 г. ученый считал, что на создание плотины в Беринговом проливе уйдет не больше 2 сек., поскольку НТП постоянно двигался. При этом львиную долю радиоактивных отходов законсервировали бы внутри сооружения.

Цеппелины из золота и ядерные плотины: фантастическая русская Арктика
Самоходная атомная электростанция ТЭС-3 на гусеничных шасси

К несчастью, большая часть этих фантастических разработок в результате так и не стала реальностью, сохранившись лишь на страницах научных журналов и произведений писателей-фантастов.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: