​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации

Крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — единственный тяжелый авианосец в составе ВМФ России. Корабль включен в структуру Северного флота и обеспечивает задачи поражения больших надводных объектов. Судно уникально: его палуба протягивается на 300 м в длину, высота равняется высоте двадцатиэтажки. Оно способно удерживаться на плаву в случае полного затопления 5 отсеков.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Этот корабль изготовлен в рамках проекта 1143.5 «Кречет» в г. Николаеве (Черноморский судостроительный завод). На протяжении строительства он несколько раз менял наименование. При разработке проекта судно назвали «Советский Союз», на этапе закладки — «Рига», во время спуска на воду — «Леонид Брежнев», а на период тестирования именовался «Тбилиси».

Предпосылки для строительства

Программа по созданию авианосных кораблей в СССР стартовала с запозданием. Впервые реальную возможность для строительства государство получило после индустриализации в 30-х годах. В период войны к этим проектам не возвращались. В послевоенное время в Союзе детально изучили использование американских авианосцев в Тихом океане и в конце 1940-х годов приступили к проектированию.

После смерти Сталина Н. Хрущев демобилизовал 1,2 млн военнослужащих и назвал расходы на модернизацию флота «нежелательными». С приходом к власти Л. Брежнева советская военная мощь начала набирать обороты и первый авианосец — корабль для перевозки самолетов «Москва» спустили на воду в 1965 году.

​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации

Строительство, испытания, проектирование

В рамках проекта 1143 изготавливалось несколько суден. Прообразом ТАВКР под названием «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» стал корабль «Киев», который планировалось доработать.

Авианосец спроектировали в Невском проектно-конструкторском бюро. По задумке создателей, этот корабль позволял применять боевую авиацию совместно с режимами взлета и посадки. Создание чертежей производилось с 1977-1980 годах. Итоговый результат принципиально отличался от моделей того времени. Крейсер получился огромный с внутренней установкой для ракетных комплексов. Непривычной была и надстройка с выступом за правый борт. Это увеличило палубу и сделало возможным авиации 4 поколения делать взлет. Окончательное утверждение проекта произошло в 1982 году.

Интересно знать! Корабль «Киев» с 2011 года — фешенебельный китайский отель на 148 номеров. Матросские каюты стали комнатами для постояльцев.

Авианосец кардинально отличался от предшественников за счет возможности взлета традиционных и модифицированных самолетов (МиГ-29, Су-25 и Су-27). После смерти Л. Брежнева на стадии сборки судно переименовали в честь генсека. Спуск на воду произошел в начале декабря 1985 года. Достраивали модель уже на воде. Вооружение, электрические коммуникации, авиатехнические средства, системы вентиляции и кондиционирования производилось совместно с достройкой помещения. Корабль был на плаву и находился у Северной набережной Большого ковша.

К швартовым испытаниям уже «Тбилиси» приступили в июне 1989 года, а в сентябре — заселили экипаж. Недостроенный и недоукомплектованный крейсер вышел в море в октябре. Это было необходимо для испытания авиации, базирующейся на борту. 1 ноября 1989 года сделаны первые вылеты и посадки «МиГ-29К», Су-25УТГ и Су-27К. Тестирования закончились 23 ноября, и авианесущий советский крейсер вновь вернулся на верфь. В 1990 году он несколько раз спускался на воду для заводских и государственных тестов.

​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации
Строительство авианосца Адмирал Кузнецов

Интересно знать! Полную боеготовность судно приобрело только в 1995 году.

История службы

Процесс эксплуатации крейсера затруднялся проблемами с финансированием и отсутствием соответствующей инфраструктуры на берегу. Котельная часть главной энергетической системы часто подвергалась неисправностям.

По информации на апрель 2018 года тяжелый авианесущий крейсер сделал 7 дальних походов. В частности, был на территории Средиземного моря в 1995-1996, 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012, 2013-2014, в октябре 2016 — феврале 2017. Один поход был на территорию Северной Атлантики. Правительство задействовало авианосец Адмирал Флота СССР Кузнецов для оказания помощи лодке «Курск».

В боевые действия крейсер вступил в ноябре 2016 — январе 2017. Тогда состоялся вылет палубных самолетов-истребителей для атаки на инфраструктуру сирийских террористов «Исламского государства» и «Джебхат-ат-Нусры». На протяжении похода летчики сделали 420 боевых вылетов и поразили 1252 объекта.

​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации

На заметку! Деятельность указанных сирийских организаций находится в РФ под запретом.

Командиры

Авианесущий военный крейсер под названием «Адмирал Кузнецов» находился под командованием:

  • с 1987 по 1992 гг. — капитана 1 ранга В. Ярыгина;
  • с 1992 по 1995 гг. — контр-адмирала И. Санько;
  • с 1995 по 2000 гг. — контр-адмирала А. Челпанова;
  • с 2000 по 2003 гг. — капитана 1 ранга А. Турилина;
  • с 2003 по 2008 гг. — капитана 1 ранга А. Шевченко;
  • с 2008 по 2011 гг. — капитана 1 ранга В. Родионова;
  • с 2011 по 2019 гг. — капитан 1 ранга С. Артамонов.

С 1 марта 2019 года командиром является капитан ІІ ранга Я. Адамов.

Модернизация

Плановые ремонты корабль ВМФ «Адмирал Кузнецов» проходил в 2001-2004 и 2008 годах. Модернизация осуществлялась с 2013 по 2014. После плановых учений зенитно-ракетных и артиллерийских подразделений в 2015 году (Баренцево море) отправлен на ремонт. По состоянию на 2016 год находился на капремонте в Мурманске.

По информации от генерального директора Центра судоремонта «Звездочка» С. Маричева, планируется:

  • отремонтировать энергоустановку;
  • заменить котлы;
  • восстановить главные турбозубчатые генераторы, дизельные установки, холодильные машины;
  • установить новое оборудование, одобренное командованием ВМФ;
  • доработать авиакрыло для МиГ-29К/КУБ;
  • монтировать новые авиатехнические комплексы для Су-33 и вертолетов.

В конце 2018 года авианосец был поврежден в результате падения башенного крана с доков.

​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации

Интересно знать! По словам Замминистра обороны А. Криворучко, модернизация закончится в 2022 году. Причина срыва сроков — падение плавдока.

Конструкция крейсера «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» продолжает модель проекта 1143, но несколько отличается от них. По внешнему виду он напоминает стандартные авианосцы за исключением сквозной взлетной палубы площадью 14,8 тыс. м2 и трамплина в носовой части с углом наклона 14,3 градуса. У крейсера есть авиафинишер, аварийный барьер. Для него впервые использована подводная конструктивная защита.

Интересно знать! Авиафинишер представляет собой несколько тросов, натянутых сверху палубы. За счет связи с гидравликой гасится энергия летательных аппаратов при посадке.

Самолеты из ангара поднимаются на двух подъемниках. 13-ярусный «остров» (надстройка) смещен вправо для увеличения ширины взлетной полосы и маневренности. Палубу покрывает термостойкий слой «Омега», выдерживающий температуру до 450 градусов.

Для контроля посадки задействуются современные навигационные системы. Одна из них «Луна» — оптическая, позволяющая пилотам зрительно определить заход на посадку.

​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации
Схема авианосец Адмирал Кузнецов

Корпус

Корпусная часть сварная, с 7-ю палубами и 2-мя платформами. По всей длине дно двойное. Ангар для авиатехники находится на 50 % длины и 70 % ширины крейсера. В нем находятся самолеты, пожарные машины, тягачи, спецтехника, система транспортировки ЛА. У основания трамплина находятся пусковые установки, накрытые бронекрышками. Зенитно-ракетное вооружение расположено на носу (спонсоны) и кормовой части.

Бронирование

В качестве брони применена катаная сталь, корпус продублирован сухими отсеками. Цистерны с топливом и погреба с авиационными боеприпасами покрыты локальным коробчатым бронеслоем. Противоторпедная защита — с 3-мя продольными переборками, имеет ширину 4,5 м.

Интересно знать! ПТЗ способна выдержать попадания заряда типа ТНТ весом 400 кг.

Энергетическая установка и ходовые качества

Для энергоустановки использовались схемы, идентичные для всех судов проекта 1143. Система — паротурбинного типа, с 4-мя валами. Общая мощность составляет 20 тыс. лошадей. Основные части — 8 котлов, 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов (1,5 тыс. Вт каждый).

Корабль приводится в движение по вращению 4-х винтов из бронзы. Полный ход составляет 29 узлов, экономичный — 18 узлов для прохождения 8 тыс. миль. Это предельная скорость хода. Без запитки, в автономном режиме, энергоустановка способна функционировать 45 суток.

Экипаж и обитаемость

Крейсер входит в состав 43-й дивизии ракетных кораблей, но «Адмирал Кузнецов» — самостоятельная войсковая часть № 20506 с ракетными, штурманскими, минно-торпедными, электромеханическими, связными, радиотехническими и авиационными подразделениями.

Точная численность экипажа — 1960 человек, 626 бойцов входят в авиаперсонал, команда состоит из 55 военнослужащих. Крейсер был оснащен 3,5 тыс. кают для проживания экипажа, 6 столовыми и 50-ю душевыми. Они рассчитаны для длительного нахождения в условиях океанских вод. До модернизации проектное число членов экипажа не было достигнуто. Сам корабль находится на судоремонтном заводе № 35, часть — в пгт. Росляково Мурманской области.

​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — грандиозный авианосец, поэтому его характеристики целесообразно рассмотреть в виде таблицы.

Классификация и тип судна ТАВКР — тяжелый авианесущий крейсер
Место приписки Североморск
Подчинение Северный флот ВМФ России
Особенности водоизмещения 61 390 т — максимальное;

59 100 т — нормальное;

46 540 т — стандартное

Длина 270 м (ватерлиния);

306, 45 м (максимальная)

Ширина 33,41 м (ватерлиния);

71,96 м (максимальная)

Высота 64,49 м — габаритная;

31,42 м — нос;

25,7 м — мидель;

25,7 м — корма

Тип брони Катаная сталь, ПТЗ, локальная коробчатая
Вид двигателя Котлотурбинный, четырехвальный.

ГТЗА ТВ-14-4 — 4 шт.;

КВТ-4 — 8 шт.

Движок 4 винта с 5-ю лопастями каждый
Скорость 29 узлов — максимальная;

18 узлов — боевой экономичный ход

Дальность хода на 29 узлах — 3850 миль;

на 18 узлах — 7680 миль

Средства связи Буран-2, космическая связь — Кристалл-БК
Навигация Бейсур
Радионавигация Резистор К-4, Газон
Фактический экипаж 196 офицеров;

210 мичманов;

1127 матросов

Вооружение

По состоянию до модернизации вооружение включало различные установки и комплексы.

Главный ударный комплекс

Для атаки вражеского флота без задействования летательных аппаратов и сопровождающих судов планировали применение системы с тяжелыми дальнобойными ракетами «Гранит». П-700 никогда не использовались по назначению.

Зенитное вооружение

Для отражения атаки противника ракетами или бомбами задействуются:

  • 4 шестиствольных ЗРК «Кинжал» (192 ракеты);
  • 8 пусковых установок «Кортик» (256 ракет);
  • 6 единиц 30-мм скорострелок АК-630 М (48 тыс. снарядов).

Противоторпедное вооружение

Реактивный ПТО-комплекс «Удав-1», в состав которого включены:

  • реактивные снаряды 111-СО2 и 111-СЗГ;
  • установка пуска КТ-153 М;
  • система подачи 111-УПМ;
  • приборы для контроля стрельбы 111-ПМ.

Все установки обеспечивают поражение или отведение торпед во время атаки на корабль, поражения подлодок, иных диверсионных средств.

Авиационное вооружение

Сверхманевренные Су-33 уничтожают в воздухе F-15 и F-16 благодаря оснащению спутниковой связью, РЛС дальнего и ближнего действия. Бомбовая нагрузка моделей — до 8 т., включает все виды ракет «воздух-поверхность», «воздух-воздух». Истребители наносят ядерные удары, с 2016 года оснащены ракетой БраМос, что позволяет устранять цели 27 км в высоту.

Вертолеты Ка-27 — многоцелевого типа, обнаруживают и ликвидируют вражеские подлодки, тралят мины. 3 единицы ведут радиолокационное наблюдение, 2 — выполняют поисково-спасательные задачи.

​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации

Средства самообороны и поддержки живучести

Эшелонированная защита от торпед — это 2 установки РБУ-12000, которая может ставить ложные акустические цели, развертывать минные поля, уничтожать торпеды глубинными бомбами. Живучесть достигается при помощи переборок, которые выдерживают попадание тротиловых снарядов до 400 кг ниже ватерлинии. ТАКР российского флота «Адмирал Кузнецов» способен отражать массовые атаки ракет, бомб и торпед без собственного ордера уничтожения боеприпасов противника.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На корабле есть 3 системы наведения для указания цели — спутниковая связь, авиация и РЛС. Ракета способна на высоте 17 км найти объект, снизится до 25 м и направится к нему. Средства ПВО не могут ее перехватить благодаря оснащению устройством создания радиолокационных помех.

Радиоэлектронное вооружение представлено БИУС «Лесоруб», многофункциональным РЛС «Марс-Пассат», РЛС трехкоординатного типа «Фрегат-МА». С низкого расстояния цели находят 2 единицы РЛС — «Подкат» и «Вайгач», навигационный комплекс «Буран-2», установки контроля полетов «Резистор» и «Газон». РЭБ-средства включают «Созвездие БР», а ГАС — «Звезду М1».

​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации

Авиагруппа

До 2014 года в авиагруппу входили:

  • Су-33 — 14 палубных+7 на хранении;
  • МиГ-29К — 10 палубных;
  • Миг-29 КУБ — 2 учебно-боевых;
  • Су-25УТГ — 2 единицы для учений и тренировок;
  • Ка-27 — 15 многоцелевых корабельных единиц;
  • Ка-31 — 2 радиолокационных дозорных вертолета.

С конца 90-х годов в авиацию вошли Су-33, базировавшиеся на аэродроме Североморск-3, Ка-27 и Ка-29, базировавшиеся на Североморске-1. С 2016 года этот корабль укомплектовался обновленной авиагруппой из палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, в 2016-2017 (поход к береговой линии Сирии) — на крейсере тестировали ударный корабельный вертолет Ка-52К.

​​Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и модернизации

На заметку! Общая численность авиации на подлетной палубе и в ангаре — 24 вертолета и 26 самолетов.

Оценка и перспективы авианосца «Адмирал Кузнецов»

Первый полноценный авианосец в практике Советского Союза — крейсер Северного флота «Кузнецов» не смог справится с недостатками остальных ТАВКР. Замена паровых катапульт на трамплины затруднила режимы взлета и посадки: для старта было только одно направление. Положительные стороны трамплина — экономия массы, энергии и объема на обслуживание катапульт.

Мазутная силовая установка позволила сократить затраты на ремонт и топливо. Но и у атомного агрегата есть минус — дорогое в будущем обслуживание и большое дымообразование. Зато конструкция обеспечивает устойчивость ватерлинии при попадании в нее боеприпасов с массой тротила до 400 кг.

Необычный конструктив корабля соединил вооружение ракетного крейсера и авиации, что сделало его единственным возможным средством для операций в Черном море. По конвенции Монтрё от 1936 года РФ и СССР запрещено проводить чистые авианосцы через Босфор и Дарданеллы. Для ТАВКР таких ограничений нет.

Современные на свое время установки «Гранит» не способны работать без МКРЦ «Легенда», который на сегодняшний день выведен из строя. Единственный вариант — установить ТКРК «Яхонт», что продлит период эксплуатации ракет до 30 лет.

С точки зрения политики, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — российский корабль, аналоги которому есть только у США. Судно «Шарль де Голь», принадлежащее НАТО меньше по авиакрылу, британские «Инвинсибл» сданы на металлолом.

National Interest оценивает судно как лидера ТОП-5 худших авианесущих кораблей. Одновременно издание отмечает, что война происходит не на палубе, а благодаря авиации, поэтому доработки МиГ-29К — основной залог боеспособности.

Значение проекта: подведение итогов

По мнению экспертов ВВС, главная значимость проекта — наличие квалифицированных летчиков. Это дает старт для модернизации авианосца и разработки аналогичных моделей. Тем более что в режиме боевого дежурства корабля противник не сможет использовать ядерные ракеты для атаки по территории России. Статистика, однако, гласит, что для полноценной защиты РФ нужно «всего-навсего» 10 ТАВКР. А с учетом задержки модернизации единственного к их проектированию и сборке приступят еще не скоро.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: