В следующий раз повезет: самое позорное поражение США

Самолет F-117 A Night hawk, состоящий на вооружении американцев, является одним из ярких символов воздушных войск прошлого столетия. Даже невзирая на небольшое количество выпущенных моделей (немногим более 60 вместе с прототипами). «Night hawk» – 1-ая серийная авиамашина, обладающая схемой «летающее крыло». Первый самолет, куда были благополучно установлены технологии-невидимки. Летчики, управлявшие им, гордились собой и считали себя «разбойниками»: с помощью своей незаметности они могли нанести внезапный удар в тылу противника и без проблем возвратиться обратно.

Однако во время югославской войны они встретились с российским комплексом противовоздушной обороны и не смогли покинуть место сражения безнаказанно – стелс-самолет был подбит.

Под прикрытием темноты

В следующий раз повезет: самое позорное поражение США
Локхид F-117 «Ночной ястреб»

Нападения с помощью «Ночного ястреба» осуществлялись в ряде «горячих точек»: Ираке, Югославии и Панаме. В целом Ф-117 с начала поступления на вооружение в 1983 г. и до заключительного полета в 2008 г. налетали около 220 000 ч. Почти каждая минута в воздухе для машин являлась звездным часом – пролететь, не выдав себя противовоздушной обороне, и уничтожить штаб врага для самолетов было несложно.

Особое строение крыла модели, радиопоглащающая оболочка транспортного средства и экраны на соплах и компрессорах – все эти части в совокупности превращали машины в невидимок: сигналы от самолета не поступали. Уверенность в Ф-117 была такой большой, что почти все операции «Night hawk» осуществлялись с использованием простой тактики: машина улетала для выполнения боевой задачи в одиночку и иногда даже по старой траектории движения. Излишняя самоуверенность США и привела к происшествию 27.03.1999 г.

Устаревшее – не значит ненадежное

В следующий раз повезет: самое позорное поражение США
Обломки истребителя F-117 ВВС США в Югославии, 1999 год
AP Photo/Vladimir Dimitrijevic

Первый и последний официально зафиксированный случай уничтожения Ф-117 произошел вблизи д. Буджановцы неподалеку от Белграда – спустя всего 72 ч. после начала операции Североатлантического альянса против Югославии. Подробности происшествия по-прежнему остаются засекреченными.

Есть версии, что самолет со стелс-системами якобы сбил отечественный истребитель МиГ-29, пилот которого своими глазами увидел противника. В США заявляют, что Ф-117 выдал себя потому, что его летчик использовал режим полета, сняв маскировочную защиту.

В следующий раз повезет: самое позорное поражение США
Возможный “виновник торжества” –  советский многоцелевой истребитель МиГ-29

Вместе с тем по главной версии, выдвигающейся сербскими военнослужащими, «Night hawk» был сбит устаревшей противовоздушной системой С-125, изготовленной еще в 1976 г. Именно этот комплекс находился в распоряжении 3-ей батареи 250-й бригады противовоздушной обороны, возглавляемой полковником Дани Золтана. Мишень была ликвидирована всего парой ракет: одна снесла крыло, а другая поразила сам «Ночной ястреб».

В ситуации с американским самолетом получилось так, что техническое отставание сербов в военном оснащении стало скорее преимуществом, чем недостатком. Дело в том, что современные локаторы являются высокочастотными. Именно на защиту от них ориентированы технологии-невидимки воздушных средств. Старое локационное оборудование в основном работает на низких частотах. Подобные радары менее точны, но могут обнаружить любой сравнительно большой объект в небе, каковым и является самолет.

Вдобавок наличие стелс-систем основное и, вероятно, единственное достоинство «Ночного ястреба». Сама машина неуклюжая и медлительная, для которой угрозу представляют даже старые ракеты. По данной причине в Ираке «невидимки» передвигались на больших высотах, чтобы не оказаться сбитыми зенитками противника. Уничтоженный же Ф-117 находился совсем рядом с системами противовоздушной обороны: самолет подбили спустя 17 сек. после приказа открыть огонь.

Охота на «ястреба»

В следующий раз повезет: самое позорное поражение США

Немаловажную роль сыграли и сами военнослужащие сербской армии. По рассказам Дани Золтана через несколько лет после героического поступка (с точки зрения сербов подбить Ф-117 – подвиг) 3-я бригада сделала все возможное для уничтожения самолета.

Золтан заблаговременно, до начала бомбежек, постоянно тренировал подчиненных, чтобы те могли мастерски владеть комплексом ПВО. Наряду с этим много внимания уделялось маскировке: заметные радио батареи заменили на проводную связь, а пусковые системы и локаторы регулярно перемещались, чтобы не выдать свое местонахождение.

Полковник предпринял хитрость. У сербов имелись разведчики, наблюдавшие за итальянским аэродромом, откуда улетали американские машины. Золтан знал о каждом взлетевшем «Night hawk». Командующий 3-ей бригадой лично внес модификации в строение ракеты и установил локаторы по определенной системе, чтобы поиск стелс-самолета велся более эффективно. Детали внесенных изменений и структуру своей системы Золтан не обнародовал, говоря, что это военная тайна.

Так или иначе, а Ф-117 был в первый раз сбит. Повторить подвиг у сербского военачальника не выйдет – американские военные в дальнейшем изменят тактику и прекратят отпускать «ястребов» одних. Хотя сербские солдаты заявляют, что при проведении бомбежек НАТО они смогли попасть в «Night hawk» еще, по меньшей мере, 2 раза. Вместе с тем в обоих случаях самолеты не упали. В Североатлантическом альянсе подобные сообщения опровергают.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: