Вездесущий «Виллис»: как американский автомобиль использовался РККА

Атаковать фашистов и проехать по любой местности. Во время войны Красных и Белых символом стала тачанка Нестора Махно. В новой войне роль символа играли знаменитые машины, поставленные по ленд-лизу. Речь идет о «Виллисах». Как эти автомобили несли службу в рядах РККА и каковы их заслуги – рассказано ниже.

История создания

Заслуга в изобретении легендарного «Виллиса» принадлежит не фирме «Willys». Создателем изначальной версии будущего внедорожника является маленькая компания «American Bantam» из штата Пенсильвания. Фактически фирма была единственной, кто откликнулась на призыв вооруженных сил США изготовить маленький внедорожник.

Вездесущий «Виллис»: как американский автомобиль использовался РККА
Один из первых прототипов «Бантама»

При этом в максимально быстрые сроки: на создание образца инженеры потратили 49 суток.

Как ни странно, у американцев все получилось на славу.

Вместе с тем заслуженное вознаграждение и огромное количество заказов «American Bantam» не получила. Посчитав, что небольшая фирма, скорее всего, не справится с выпуском требующегося для армии множества машин, военное руководство передало крупным предприятиям. Ими стали «Willys» и «Ford». Автогигантам предоставили все документы на транспортное средство.

В результате на «American Bantam» создали немногим более 2 500 изобретенных джипов, а потом до окончания Второй Мировой выпускали только прицепы к ним. Созданные «Бантамом» автомобили США продали в страны антигитлеровской коалиции. В Советском Союзе внедорожникам дали кличку «бантики». Они пришлись по душе полководцам Красной Армии. Например, на этих джипах ездила охрана Г.К. Жукова.

Особенности эксплуатации «Виллиса» в России

Через некоторое время машины производства «American Bantam» подошли к концу. В Советский Союз по ленд-лизу отправились автомобили «Виллиса» и «Форда». Однако название осталось прежним. В те годы копаться в деталях и отличиях транспортных средств никто не собирался. В Великую Отечественную стояла одна задача – разгромить врага.

Однако спустя короткое время из подразделений начали поступать жалобы на качество автомобилей. В действительности же оказалось, что виноваты сами красноармейцы. Дело в том, что в машины садилось по 7-8 бойцов, затем солдаты прицепляли на крюк пушку со снарядной тарой.

При этом орудиями выступали как легкие «сорокапятки», так и все остальное, включая гаубицы весом 3 тонны.

Вдобавок горе-шофера удерживали ногу на сцеплении, заливали внутрь машины некачественное топливо, зимой использовали воду без антифриза и все в таком духе. Разумеется, при столь небрежной эксплуатации «Виллисы» долго не выдерживали и быстро ломались.

Вездесущий «Виллис»: как американский автомобиль использовался РККА

Военное руководство было вынуждено выпустить специальные распоряжения, касающиеся правил использования транспортного средства.

Борьба за «Виллисы»

Постепенно красноармейцы научились эксплуатировать «американца». Они по достоинству оценили его способности и практическую пользу. В связи с тем, что машин на всех не хватало, за них развернулась настоящая борьба.

Например, в конце лета 1944 г. ст. лейтенант Поляков из 219-го штурмового авиационного полка украл штатный автомобиль 1-го механизированного корпуса Кривошеина. При этом транспортное средство находчивый пилот похитил вместе с шофером.

В 1943 году бойцы 100-го истребительно-противотанкового дивизиона отдали в 21-ю армию на ремонт пару поврежденных при бомбардировке автомобиля, попросив сделать из 2-х машин одну полноценную.

Вездесущий «Виллис»: как американский автомобиль использовался РККА

Им ответили, что через 4 дня «Виллис» будет готов. Но ни через 4 дня, ни спустя 2 недели внедорожник противотанкисты так и не получили. Когда красноармейцы прибыли узнать в чем дело, то оказалось, что их автомобиль вместе с водителем позаимствовал глава артиллерийского снабжения вооруженных сил.

Ряд военачальников прямо предписывали подчиненным подразделениям отдавать все «Виллисы» им.

Участие в сражениях

Разумеется, рядовые солдаты и военнослужащие младшего командного состава любили «американца» так же, как и старшие по званию. Особо ценили «Виллисов» в авангардных отрядах.

На автомобиле преследовать убегающих фашистов было намного комфортнее, чем бегом. Орудие либо пулемет на прицепе стимулировали гитлеровцев удирать быстрее.

Так, при захвате Енакиево (Орджоникидзе) сводное подразделение с пушками калибра 45 мм гв. капитана Меркурьева оказало помощь красноармейцам авангардного отряда занять высоту, защищавшую выход к автотрассе. Потом солдаты взяли в «клещи» и уничтожили колонну артиллерии неприятеля.

Вездесущий «Виллис»: как американский автомобиль использовался РККА

Ближе к окончанию боя русские воины уселись в «американцев» и устремились к городу, расстреливая нацистов из автоматического оружия прямо во время движения…На «Виллисах» красноармейцы доехали до центра Енакиево.

Таких случаев во время Великой Отечественной было великое множество.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: