Эстонская катастрофа: как Балтийский флот отходил к Кронштадту

Это история об одном из наиболее драматических случаев в истории отечественного ВМФ. Плохая организация эвакуации и просчеты военачальников привели к гибели тысячи военнослужащих и уничтожению почти 25% находящихся на водных просторах морских судов. Такого разгрома не было даже во времена Цусимы.

Ситуация в первые месяцы Великой Отечественной была катастрофической. Быстрое продвижение сил Вермахта стало угрозой потери Литвы, Латвии и Эстонии. Наибольшей угрозой являлась потеря морской базы в эстонской столице, где располагались главные силы Балтфлота. Самые худшие прогнозы сбылись. Уже 07.08.1941 г. гитлеровцы оказались на побережье Финского залива в окрестностях Нарвы и перекрыли сухопутную связь с Таллином, гарнизон которого защищал подступы к эстонской столице.

Эвакуация либо бегство?

Эвакуация началась 27.08.1941 г. В Таллине стали уничтожать собственность. Нападения вражеских самолетов привели к возгораниям. Несколько морских судов Балтийского флота немцы потопили прямо в гавани. Из-за спешки и хаоса свыше 11 000 военнослужащих не успели эвакуироваться и были пленены.

Руководство Вермахта, прознав об эвакуации, распорядилось отрезать балтийцам путь в Кронштадт и уничтожить русские корабли в море совместными усилиями ВМФ и люфтваффе. На первый взгляд, советский флот должен был легко преодолеть переход до Кронштадта.

Эстонская катастрофа: как Балтийский флот отходил к Кронштадту
Карта Таллинского прорыва

Вдобавок у гитлеровцев организация тоже не отличалась высоким уровнем. На Балтике у них оказалось недостаточно сил ВМФ для проведения операции.

Вместо морской авиации преследовать русские суда должны были обыкновенные самолеты немецких ВВС. Тем временем 28.08.1941 г. советский конвой отправился в путь.

Корабли нарываются на мины

Поход не задался с самого начала. Дело в том, что фашисты успели тайно заминировать морские подходы к Кронштадту. Иной проблемой были нападения самолетов противника и торпедных катеров. Первые 4 судна, включая главный корабль Балтийского флота «Вирония» со штабом пошли ко дну еще до заката.

Если в светлое время суток тральщики еще могли провести разминирование, то ночью это сделать оказалось трудно. Морские суда вплотную подошли к территории сплошного минного поля. Тральщики утрачивали сети и не могли обезопасить свои корабли.

Эстонская катастрофа: как Балтийский флот отходил к Кронштадту
Во время перехода

Много судов отправилось на дно, а находившиеся на борту матросы попадали в море. Проходившие в составе конвоя корабли не имели возможности им помочь.

Да и многие капитаны опасались отклониться в сторону от заданного курса – ведь все вокруг заминировано. Спасение утопающих было возложено на катера и легкие суда. Однако львиная доля матросов, которые находились на поврежденных судах, отправились в мир иной.

Передняя часть конвоя утрачена

Для спасения от мин моряки были вынуждены взяться за весла и шесты и с их помощью отодвигать мины подальше от кораблей. Это можно считать настоящим подвигом Балтийского флота. Такого бы не случилось, если бы тральщики действовали должным образом.

Вдобавок командование флота беспокоилось за главную группу и судно командующего конвоем. Группа прикрытия главных сил вообще утратила свои тральщики и продвигалась вперед, надеясь на русское «авось». Тем временем ее тральщики остались для поддержки защиты корабля «Киров».

У «хвоста» конвоя, в соответствии с планом эвакуации, тральщики отсутствовали.

Подразумевалось, что арьергард будет двигаться по свободному от мин маршруту. На практике все оказалось совершенно иначе. Когда стало очевидно, что двигаться дальше не представляется возможным, то суда по распоряжению командира конвоя В. Трибуца остановились на ночную стоянку.

Эстонская катастрофа: как Балтийский флот отходил к Кронштадту
Адмирал Владимир Трибуц

Некоторые суда, двигающиеся в конце конвоя, остановились прямо посреди минного заграждения. Многие из «плавучих смертей» прежде были срезаны тральщиками, но не разминированы и беспрепятственно плавали по воде и могли детонировать от любого столкновения.

В итоге к ночи 28.08.1941 г. «хвост» конвоя был полностью уничтожен. Потери, понесенные советским флотом в первые сутки, оказались колоссальны: 8 эсминцев получили серьезный урон, 5 утонули, пошли ко дну многие иные боевые морские суда и транспорт.

Немецкая авиация открывает сезон охоты

На следующий день оказалось, что распоряжение встать на ночлег являлось ошибочным. Несмотря на то, что русские суда утром оставили позади водные минные поля, им предстояло встретиться с новой серьезной угрозой.

Фашистам было известно местонахождение советского флота. Гитлеровцы отправили на побережье большое количество самолетов. Русские корабли стали подвергаться постоянным воздушным атакам.

Противовоздушная оборона балтийцев не могла дать достойный отпор силам люфтваффе, и те безнаказанно уничтожали суда.

Боевой порядок Балтфлота прекратил свое существование, и организованная эвакуация стала обыкновенным бегством.

Если 28.08.1941 г. нацисты отправили на дно много военных судов, то на следующий день их главной мишенью стали транспортные корабли, где ожидали помощи тысячи человек.

Эстонская катастрофа: как Балтийский флот отходил к Кронштадту
Крейсер «Киров»

Положение не исправило и достижение конвоем сектора действия русских ВВС. Советских истребителей для противодействия немецким асам не хватало, а русские пилоты серьезно уступали в мастерстве гитлеровским. За 48 часов бесперебойных нападений с воздуха фашисты потеряли только 2 самолета.

Прибытие в Кронштадт

К счастью, вблизи маршрута следования эвакуировавшихся кораблей находилась русская база на о. Гогланд. Здесь смогли спастись свыше 6 000 человек. Еще 9 000 человек подобрали на водных просторах спасшиеся морские суда и катера.

Группа основных сил под руководством корабля «Киров» оторвалась от погони люфтваффе и первой оказалась в Кронштадте в первой половине дня 29.08.1941 г. К вечеру того же дня прибыла группа прикрытия. Транспортные суда продолжали приходить в пункт назначения до 30.08.1941 г. Все эти дни в небе хозяйничали вражеские самолеты.

Эстонская катастрофа: как Балтийский флот отходил к Кронштадту
Эсминец Балтийского флота «Ленинград»

В общей сложности за период перехода Балтийский флот лишился 62 судов и примерно 10 000 моряков. Урон, понесенный флотом в эти дни, оказался больше тех потерь, которые понес русский флот в ходе Цусимы во время русско-японской войны.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: