Ютландская схватка: самое масштабное морское сражение Первой мировой

Строить большие военные суда – длительное и затратное занятие. Любой такой корабль способен погибнуть в один момент. Поэтому бросать их в гущу сражения ни одна страна не горит желанием. Таким образом, Ютландская битва состоялась почти случайно. Почему так получилось – рассказано ниже.

Хитроумный замысел немецкого адмирала

К концу весны 1916 г. Первая война продолжалась уже достаточно много времени, что противники поняли, что сражения на материке носят позиционный характер. От такой ситуации больше плюсов было врагам Тройственного Союза, поскольку Германия и ее союзники обладали меньшими материальными и производственными возможностями.

Положение немцев усугублялось блокадой Северного моря, организованной англичанами. Чтобы прорвать ее, требовалось взять под контроль водное пространство. Это было сложной задачей. Дело в том, что британский ВМФ был гораздо сильнее немецкого. Однако Флот открытого моря мог причинить противнику серьезный ущерб, уничтожая его корабли по отдельности.

Глава ВМФ Германии разработал план снятия блокады Северного моря. Замысел был легок и неуникален. Рейнхард Шеер предложил отправить отряд быстрых судов, чтобы те напали на какой-нибудь английский город на побережье. Британцам придется послать туда часть своих кораблей.

Ютландская схватка: самое масштабное морское сражение Первой мировой
Адмирал Шеер

Здесь немцы устроят ловушку – главные силы немецкого ВМФ будут плыть за вышеупомянутым авангардом на дистанции в 50 миль. Подчиненные Шеера и прежде нападали на города, расположенные на прибрежной территории, но эти атаки не были такими крупными.

Ответные шаги

Британцы тоже не дремали. План Шеера заочно провалился, поскольку англичане сумели перехватить и расшифровать ряд вражеских переговоров. К тому же они обратили внимание на возросшую активность субмарин Германии, догадавшись, что намечается какая-то масштабная морская операция.

Им удалось получить сведения, что 31.05.1916 г. немцы отправят в Северное море крупную группу. Британцы полагали, что львиная доля неприятельских линейных кораблей никуда не поплывет.

Противники смело шли навстречу друг другу, убежденные, что у врага будет сравнительно небольшой флот.

Спонтанное столкновение

Передовые отряды Открытого флота Германии и британского ВМФ обнаружили друг друга в половине четвертого обеда в последний весенний день 1916 г. Это случилось в 100 милях от Ютландского полуострова. Когда авангард каждой из сторон засек неприятеля, в бой вступили линкоры – быстрые и отлично вооруженные огромные корабли.

Английский передовой отряд оказался заметно мощнее. Без учета защищавших крупные пушечные суда легких крейсеров и эсминцев, под руководством британского вице-адмирала Битти находилось 6 линейных крейсеров и 4 линкора. Авангард Германии под командованием контр-адмирала Хиппера включал лишь 5 линейных крейсеров.

Ютландская схватка: самое масштабное морское сражение Первой мировой
Атака немецких эсминцев

Сражение крупных судов стартовало в 15:45. В 4 часа в схватку вступили 4 английских линкора. Моряки из Германии пытались выманить врага к своим главным силам. Это оказалось легко. Англичане были настолько самоуверенны, что отплыли от основной части британского флота на 20 миль дальше, чем это сделал противник.

Авангард немцев собственными силами смог уничтожить 2 линейных крейсера. Это стало возможным благодаря более качественной подготовке моряков Открытого флота, определенному хаосу в рядах британцев и плохая броня английских линейных крейсеров, которые потенциальный враг мог легко потопить прямым попаданием.

Битва титанов

В 16:33 немецкий авангард все же сумел привести англичан к главным силам. Заметив вражеские линкоры, Битти догадался, что в водах находится весь Открытый флот Германии. Он не стал идти в самоубийственную атаку и повернул обратно. Теперь уже англичане старались вывести немцев к своим основным силам. Кайзеровские моряки пустились в погоню.

Ютландская схватка: самое масштабное морское сражение Первой мировой
Дэвид Битти

Спустя час к британскому авангарду явилась подмога в лице 3-ей эскадры линейных крейсеров во главе с контр-адмиралом Худом. Еще через 30 мин. в схватку вступили остальные эскадры Альбиона, в состав которых входили и линейные корабли.

Шеер понял, что положение складывается не в его пользу и стал готовиться к отходу. Перед бегством немцы смогли уничтожить линейный крейсер Invincible. Из всего его экипажа уцелели лишь 6 моряков. Во время этой катастрофы погиб и контр-адмирал Худ. Позднее его имя получил другой корабль, аналогичный затонувшему «Инвинсиблу». Это судно уничтожили уже фашисты.

Убежать от англичан оказалось нелегко. Открытый флот развернулся в 18:35, но это получилось сделать лишь в направлении британских баз. Плыть в эту сторону было для немцев смерти подобно. В 7 вечера кайзеровский адмирал повернул назад, чтобы пробиться домой.

Ютландская схватка: самое масштабное морское сражение Первой мировой
Действия обеих сторон в сражении

Попытка снять блокаду

Рейнхард хотел защитить свои линейные корабли от гибели. Шеер отправил в бой все суда, находящиеся в удобной для битвы позиции – легкие и линейные крейсера, а также миноносцы, которые установили дымовую завесу, чтобы скрыть свои маневры.

Благодаря предпринятым адмиралом мерам, немцы смогли получить небольшую фору. Хорошее прикрытие обеспечили миноносцы – английские линейные линкоры долго увертывались от вражеских «угрей». У кайзеровских моряков практически не было серьезных потерь – изрядно потрепанный крупный корабль «Лютцов» немцы утопили сами еще до операции по снятию блокады.

Хотя у Шеера было предостаточно поврежденных кораблей: 9 крупных судов нуждались в восстановлении; остальные корабли были меньше или получили незначительный ущерб.

В течение некоторого времени англичане гнались за кайзеровским флотом. Постоянно случались столкновения. Враги лавировали, чтобы занять более выгодную позицию для битвы. Смеркалось. В 21:00 дневное светило скрылось за горизонт. На Северное море опустилась ночная мгла.

В темноте началась неразбериха. Суда и отряды старались отыскать противника, обнаружить свои корабли, определить, кто находится рядом, и уничтожить неприятеля, пока тот не опомнился. Нередко суда противников подплывали друг к другу вплотную. Немецкий линейный корабль протаранил вражеский эсминец.

Правда, тактического перевеса ни одна из сторон за ночь достигнуть не смогла, поскольку все линейные крейсеры и корабли остались на плаву. У Шеера погиб «ветеран» флота в лице эскадренного броненосца, который торпедировал английский эсминец. Никто из 700 моряков не выжил.

На следующий день немцы и британцы разошлись по домам – снаряды у них кончились, матросы выдохлись, а причиненный ущерб мешал продолжать битву. Ютландская схватка подошла к концу.

Китайская ничья

Чисто военную победу не одержал никто. У сторон уцелел костяк, состоящий из самых больших и мощных судов. Их боеспособность была приблизительно одинаковой. Правда, многие корабли нуждались в серьезном восстановлении в доках.

Ютландская схватка: самое масштабное морское сражение Первой мировой
Ютландское сражение

Кайзеровский флот лишился вышеупомянутого броненосца, 4 легких крейсеров, 5 миноносцев, линейного крейсера. У немцев погиб 2 551 моряк. Англичане пострадали гораздо сильнее. Они потеряли по 3 линейных крейсера и броненосца, 8 миноносцев, а также 6 097 матросов.

Однако каждый из противников объявил о своем успехе. Шеер заявил, что нанес серьезный урон врагу, а британцы гордились тем, что помещали немцам снять блокаду.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: