Человечность превыше всего: правила штыковой атаки

В каждом военном конфликте имеются собственные официальные и неофициальные традиции, дающие возможность в той или иной степени «очеловечить» процесс массового уничтожения друг друга вооруженными силами воюющих государств.

Плоды агитации, которую проводят среди новых военнослужащих, эффективны лишь в первые месяцы военных столкновений. Затем патриотический энтузиазм пропадает. Бойцы на собственном опыте ощущают весь кошмар и трудности сражений: гибель друзей, травмы, голод, сырость и грязь, отсутствие возможности полноценно выспаться.

Став добычей для вшей в траншеях, солдаты начинают по-другому относиться к окружающей обстановке. Уже берутся в расчет соображения практического и экономического смысла действий и сострадания к другому человеку, пусть и воюющему на другой стороне. Даже в неразберихе рукопашной штыковой схватки воины следуют ряду неформальных традиций.

Не лишать жизни врага, получившего серьезное ранение

Человечность превыше всего: правила штыковой атаки

Геббельс, являвшийся идеологом теории превосходства «истинных арийцев» и ближайшим сподвижником фюрера, однажды заявил, что с экономической точки зрения противника выгоднее тяжело ранить, чем просто уничтожить. Любой серьезно травмированный воин – большая обуза для войска. Первоначально его необходимо отправить в полевой лазарет, потом провести хирургическое вмешательство, способствовать восстановлению его здоровья. Пока боец идет на поправку, его требуется кормить и охранять.

Чем больше число серьезно раненых бойцов ослабляет войско, тем ниже вероятность его успеха на войне. Поэтому из столь жестоких доводов целесообразности в процессе штыкового нападения никогда не убивали изувеченных, катающихся по земле и страдающих от ран противников. Добивали лишь легко раненых воинов, которые очевидно собирались напасть в последний раз.

Не атаковать сдающихся противников

Человечность превыше всего: правила штыковой атаки

Более человечные мотивы использовались по отношению к людям, готовым добровольно стать военнопленными. Если в процессе наступления противник поднимал руки и падал на колени, прося сохранить жизнь, то его не уничтожали. Это одна из традиций ведения «гуманного сражения». В первый раз подобный обычай был зафиксирован в труде «Искусство войны» Древнего Китая (6 столетие до Р.Х.).

Кодекс чести Бусидо говорил японским воинам, что лишение жизни врага, отдавшегося в руки победителя, приведет к беде. Невзирая на то, что с того момента минуло больше 2 000 лет, даже в Великую Отечественную данное правило исполнялось. При штыковом нападении воины не уничтожали сдающихся противников.

На это было две основных причины. Прежде всего, действовало элементарное человеколюбие, которое есть у любого психически и морально здорового человека. Лишь ненормальные и безнравственные люди лишают жизни безосновательно. В то же время штыковое наступление – утомительная операция. Если противник капитулирует без борьбы, то расходовать на него мускульную энергию бессмысленно.

Не уничтожать переговорщиков

Человечность превыше всего: правила штыковой атаки

Лица, поднявшие белый флаг, всегда обладали на фронте специальным статусом. Появление переговорщиков – признак проявления доброй воли врага, попытка найти компромисс и снизить количество жертв. Если показался белый флаг, то у бойцов возникал шанс остаться в живых в самом жестоком сражении. Парламентеров никогда не лишали жизни.

Не нападать на медперсонал и работников команд захоронения

Человечность превыше всего: правила штыковой атаки

Как правило, при штыковом наступлении на месте сражения оставались только главные силы пехоты. Вместе с тем во время бойни время от времени местами возникал красный крест санитара. Даже самые разъяренные от потоков крови и страха воины не атаковали медсестер, которые, рискуя своей жизнью, уносили раненых с поля брани.

Аналогичная картина наблюдалась и в отношении команд захоронения, которые приступали к работе после завершения главного боя. Член похоронной команды, убиравший тела с нейтральной территории, приносил пользу обоим враждующим сторонам. Разлагавшиеся трупы испускали зловоние и становились источником инфекции, от которой мог заболеть любой человек. Уничтожать членов похоронной бригады было бессмысленно. Подобная жестокость могла выйти боком.

Следование данным простым традициям давало возможность посеять разумное и милосердное зерно среди ужасов сражений.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. ник

    это агитка?или опровержение “пропагандистских”россказней о зверствах фашистских захватчиков? смотреть-“Брестская крепость”!читать-“В списках не значился”

  2. яша цыпегович

    жыди пудрят моск гоям небылицами
    это к отмене пензий

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: