Заимствованное изобретение: как в СССР доработали «чешского ежа»

Война с гитлеровской Германией и ее сателлитами в очередной раз продемонстрировала, что танки – перспективное направление. Еще в 1939 г. многие страны считали их не более чем вспомогательным средством для пеших войск. Но уже после нападения фашистов на Польшу взгляды кардинально поменялись. Выяснилось, что польза от танков в бою колоссальна. Соответственно, требовалось разработать способ защиты от них.

Прогрессивно мыслящие военнослужащие уже в начале XX столетия догадались, что будущее за танками. Даже их оппоненты, считавшие, что они нужны только для поддержки пеших войск, понимали, что необходимо найти способ защиты. В результате в Чехословакии увидели свет «ежи» (Czech hedgehog). Это было примитивное, но эффективное изобретение, позволявшее остановить бронетехнику. Пионерами в использовании «ежей» стали чехи.

Заимствованное изобретение: как в СССР доработали «чешского ежа»
Первые ежи были бетонными

Хотя при оккупации Вермахтом Чехословакии в 1938 – 1939 гг. они их не спасли. Однако в мире поняли, что изобретение перспективное и заимствовали для своих армий. Первоначально «ежи» были крайне затратным средством.

Поскольку их делали бетонными, то монтировать и перевозить данные средства защиты, было сложно. Сначала замысел заключался в том, чтобы поставить на пути заслон, который не сумеет прорвать никакая бронемашина. Ориентировались на среднюю и легкую бронетехнику. «Ежи» из бетона в силу своей тяжести были призваны помешать танку продвинуться дальше.

Заимствованное изобретение: как в СССР доработали «чешского ежа»
Также использовались вот такие блоки

Во время польской кампании Вермахта стало ясно, что бронемашины – перспективное средство ведения войны. Даже гитлеровцы не предполагали, что смогут так быстро с помощью танков продвинуться вглубь страны. Поляки в то время изо всех сил старались дать отпор неприятелю. Иногда они даже побеждали в плане тактики.

Но у них отсутствовала бронетехника и пушки. В результате поляки потерпели поражение. Стратегию использования танков в качестве ударной силы выработают уже во Франции. После этого даже военные с консервативными взглядами были вынуждены признать, что танки – страшная угроза.

В 1941 г. в СССР генерал-майор инженерных частей М.Л. Гориккер разработал новую концепцию средств защиты от бронемашин. Михаил Львович усовершенствовал изобретение чехов. От конструкций из бетона навсегда отказались. Заграждения изготавливали из стального проката. Их высота, согласно нормативам, достигала примерно 1 м, а иногда и 2 м.

Заимствованное изобретение: как в СССР доработали «чешского ежа»
Конструкцию решили упростить и удешевить

«Ежи» следовало размешать на твердой почве либо асфальте. Строго воспрещалось устанавливать их на плиты из бетона, поскольку по их поверхности они легко скользили.

В заграждениях, выпущенных на предприятиях, проделывали особые отверстия, предназначенные для натягивания «колючки». Кроме того, разработали систему защиты от саперов врага. «Ежи» необходимо было соединять между собой с помощью цепей либо тросов. Кроме того, их требовалось окружить противопехотными минами.

Суть действия стальных противотанковых заграждений по сравнению с бетонными аналогами была совершенно иной. Модернизированные экономичные «ежи» выступали не в качестве стены, а как сеть, в которую «ловили» танки.

Со своей задачей новые средства защиты от бронемашин успешно справились. Пробуя преодолеть «еж», бронетехника застревала и, если танкистам везло, буксовала на нем. Существовала высокая вероятность того, что из-за заграждения выйдет из строя трансмиссия либо будет поврежден корпус бронемашины под тяжестью самого танка.

Так или иначе, убрать «еж» самостоятельно экипаж боевой машины практически не мог. В этом случае танкисты могли покинуть бронетехнику и постараться избавиться от заграждения, что было очень сложно, особенно во время битвы в условиях населенного пункта.

Если бронемашина не наезжала на «еж» сразу, то опрокидывала его. В конечном счете, стальная конструкция все равно оказывалась под танком.

В результате фашистские танкисты были вынуждены либо рассчитывать на свое везение, стараясь прорваться через «ежи» (такое случалось крайне редко), либо идти в объезд, либо дожидаться служащих инженерных частей, которые удаляли заграждения. В любом случае конструкции справлялись со своей функцией.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: