ЗИЛ-157: особенности эксплуатации, плюсы и минусы

ЗИЛ-157 — важная веха в истории отечественного автомобилестроения. Эта надежная и неприхотливая машина заняла важную нишу среди представителей грузовиков своего класса, благодаря высокой проходимости, мощности двигателя и скоростным качествам.

С ЗИЛ-157 связано огромное количество прозвищ, в том числе «Труман», «Захар», «Утюг» и многие другие. Это лишний раз подтверждает популярность автомобиля в народе, выделяя среди прочих грузовиков.

Об истории автомобиля, его предшественнике и преемнике

Машина состояла в серийном производстве с конца пятидесятых до распада СССР. Общая продолжительность выпуска — тридцать три года. Производство началось на Московском заводе имени Лихачева, а продолжилось с 1978 года на Новоуральском автомоторном заводе. За указанный период было выпущено почти восемьсот тысяч грузовиков, но отдельные экземпляры, с использованием имевшихся в наличии деталей, производились до 1994 года.

Автомобиль создавался исключительно для нужд армии, испытывающей в послевоенные годы острую потребность в мощных и надежных грузовиках, которым и стал «Трумэн».

До разработки советской машины правительство СССР арендовало у США около ста тысяч «Студебеккеров», но эту технику впоследствии пришлось вернуть, кроме автомобилей, за время эксплуатации безнадежно вышедших из строя.

Упомянутый «Студебекер» приняли за основу при разработке советской модели. Прототип был выпущен заводом имени Сталина (впоследствии — ЗИЛ) через год после окончания войны. Однако руководство приняло решение о создании новой модели на основе американского прототипа, что не пошло на пользу советскому грузовику. Получившийся в результате ЗИС-151 по техническим характеристикам остался на уровне показателей довоенной техники. Его мотор мощностью до девяноста пяти лошадиных сил не обеспечивал необходимого тягового усилия, особенно при транспортировании прицепа, и нередко перегревался. Расход топлива составлял более пятидесяти литров на сто километров.

ЗИЛ-157: особенности эксплуатации, плюсы и минусы

В итоге, потеряв почти десять лет на разработку устаревшей модели, была создана принципиально новая машина ЗИЛ-157, хотя и построенная на основе неудачного предшественника, но с использованием оригинальных и инновационных идей.

Конвейер был запущен в 1958 году, и после представления на Брюссельской выставке, грузовик получил мировое признание, став объектом экспорта в некоторые европейские государства. Новшество в разработке связано с одинаковым расстоянием между колесами на всех мостах и их односкатной конструкцией. Указанная особенность позволила значительно повысить проходимость грузовика, одновременно сократив механические потери.

Интересно! После модернизации модели в 1978 году производство было передано на Новоуральский завод, где и продолжалось до начала девяностых. Преемниками машины стали ЗИЛ-131 и Урал-375. Но ЗИЛ-157 «Мормон», как еще называли эту машину в народе, можно по сей день встретить в армии и на «гражданке», наряду с более современной техникой.

Особенности устройства автомобиля

Большая эксплуатационная надежность и другие преимущества автомобиля обеспечивались за счет следующих особенностей конструкции, созданной советскими разработчиками после устранения недостатков предшественника — ЗИС-151:

  • внедрения ошиновки для одного колеса, при направленном рисунке протектора, значительно повысившей внедорожные качества;
  • применения колесных дисков уменьшенных размеров;
  • перемещение запаски в нишу между настилом кузова и балками каркаса, что позволило сократить длину основы на двести пятьдесят миллиметров;
  • впервые для советской автомобильной техники — устройства подкачки шин, управляемого водителем из кабины;
  • улучшенной геометрической проходимости;
  • установки дополнительного топливного бака в задней половине каркаса;
  • изменения передаточного отношения в редукторе коробки передач;
  • улучшения качества использованных материалов и защищенности системы передачи вращающего момента от двигателя на ходовые колеса.

Далее — детальнее об устройстве отдельных узлов и систем грузовика.

Габаритные параметры ЗИЛ-157

Машина выпускалась со следующими габаритными размерами:

  • длиной — 6,684 м;
  • высотой — 2,36 м (тентованное исполнение — 2,915 м);
  • шириной — 2,315 м;
  • базой — 4,225 м.

Высота клиренса составляла 310 мм, поворачивало авто с радиусом одиннадцать метров.

ЗИЛ-157: особенности эксплуатации, плюсы и минусы
Габариты

Кабина

Кабина внешним видом и конструкцией была взята от предшественника, но с существенными усовершенствованиями и улучшениями. Она предусматривала три посадочных места, включая водительское, и выполнена цельностальной. В двух боковых дверях стекла опускались с помощью рукояток изнутри кабины. Кресло водителя регулировалось, для двух сопровождающих устроен отдельный диван. Ниже сидения дивана и позади его спинки устроены карманы для помещения вспомогательного инвентаря. Для внутренней обшивки использовался картон.

Надлежащий микроклимат внутри салона обеспечивался посредством вентиляционной и отопительной систем. Теплый воздух распределялся отдельным вентилятором. На автомобилях, выпускавшихся до конца 1971 года, предусматривалась возможность откидывания ветрового водительского стекла, чтобы обеспечить дополнительную вентиляцию.

Модификации, предназначенные для эксплуатации в условиях тропического климата, выпускались без системы отопления, но с дополнительным вентилятором. Для очистки переднего стекла использовался механизм, приводившийся в действие за счет пониженного давления во впускном коллекторе мотора. Для защиты заднего овального стекла установили специальную сетку — в моделях, производимых до 1960 года.

ЗИЛ-157: особенности эксплуатации, плюсы и минусы

Кроме управления машиной, со своего места водитель мог выполнять следующие действия:

  • включать повороты специальным переключателем;
  • перекрывать доступ жидкости в стеклоочиститель с помощью вентиля;
  • следить за уровнем давления в системе тормозов и шинах.

Дополнительную информацию водитель получал, изучая показания следующих приборов:

  • спидометра;
  • температурного датчика охладительной системы;
  • амперметра;
  • указателя уровня топлива в баке;
  • манометра давления масла в смазочной системе;
  • контрольной лампочки включения поворотных сигналов.

Приборный щиток освещался двумя лампами. Авто управлялся педалями газа, сцепления, тормоза и стартера, ножным переключателем света. Ручные рычаги выполнены для стояночного тормоза, управления коробкой передач, приводом лебедки.

Кабина ЗИЛ-157 выгодно отличалась от современных моделей ГАЗ и других отечественных грузовиков, если сравнить ее внешний вид по представленным фото.

Кузов

Кузов, расположенный позади кабины, выполнялся из деревянного настила, дополнительно усиленного металлом. Боковые борта не открывались, это предусматривалось только для заднего. По бокам внутри кузова предусматривались крепления для откидных скамеек, позволяющих разместить до шестнадцати человек. Сверху кузов накрывался брезентовым тентом, крепящимся к боковым бортам, с вентиляционными отверстиями.

На заметку! Изначально для бортовых надставок применялось по шесть досок небольшой ширины, после 1975 года сменившихся тремя, устанавливаемыми с небольшим зазором.

На кузовах автомобилей, сошедших с конвейера до 1963 года, устанавливались светоотражающие катафоты — желтые на переднем борту и красные — на заднем. Впоследствии от их использования отказались. Под кузовным настилом установлены два контейнера для оснащения.

Автомобили гражданского назначения, выпущенные после 1975 года, оборудовались откидными боковыми бортами. Для моделей последних выпусков использовалась кузовная платформа от новой машины — ЗИЛ-131.

ЗИЛ-157: особенности эксплуатации, плюсы и минусы

Особенности рамы

Плоская форма рамы позволила добиться устойчивости автомобиля в условиях бездорожья, что значительно повысило проходимость. В результате машина могла легко передвигаться по снежной целине и заболоченным участкам, глубокому песку и неровному рельефу.

Двигатель

ЗИЛ-157 оснащен бензиновым четырехтактным двигателем с чугунным блоком цилиндров, оборудованным жидкостной системой охлаждения и алюминиевой головкой. Шесть цилиндров расположены в ряд. Мотор ЗИЛ-157 изначально превосходил по техническим характеристикам силовую установку предшественника, а в 1978 году подвергся дополнительной модернизации, с достижением следующих параметров:

  • мощности — сто десять лошадиных сил (при ста четырех до модернизации), с числом оборотов в минуту — до 2600;
  • объема — 5,559 л;
  • крутящего момента — 334 Н/м;
  • последовательности работы цилиндров — первый, пятый, третий, шестой, второй, четвертый;
  • диаметра цилиндра — 101,6 мм;
  • диаметра поршня — 100 мм;
  • хода поршня — 114,3 мм.

В те годы дизельные моторы еще находились в стадии разработки, поэтому все модели ЗИЛ-157 оснащались бензиновыми двигателями. На поздние модификации ЗИЛ-157 устанавливались дизели с последующей модели — ЗИЛ-131, после монтажа дополнительных кронштейнов.

Используемый бензиновый двигатель отличался крайней неприхотливостью, легко запускался после длительных простоев, но требовал определенного обслуживания при работе в условиях пониженных температур. Для утепления двигательного отсека в комплект авто входили дополнительные утеплители, позволяющие обеспечить удержание охладительной системой необходимых температурных характеристик жидкости. Но этот недостаток был устранен после применения в поздних моделях доработанного термостата.

Трансмиссия

Машине от предшественника досталось сложное устройство трансмиссии, включающей пять карданных валов:

  • промежуточный — от раздатки до коробки передач;
  • к переднему и среднему;
  • два вала — на задний мост, с промежуточной опорой у среднего моста.

В пятиступенчатой КПП изначально использовалась повышающая пятая передача. Но после переделки, после 1961 года от нее отказались. Редуктор раздаточной коробки, позаимствованный у ЗИС-151 и выполненный по схеме двух валов, подвергся кардинальному совершенствованию, с применением улучшенной стали для зубчатых колес, новых уплотнений.

Подвеска и мосты

На всех модификациях мосты отличаются однотипной конструкцией, предусматривающей полуоси и дифференциалы и одинаковым передаточным отношением зубчатого зацепления.

С передней стороны подвеска выполнена посредством полуэллиптической рессоры и телескопических амортизаторов. На задней подвеске устроены рессоры аналогичной конструкции, балансирного типа.

Надежность подвески обеспечивалась продуманной формой рессор и крепления, гидравлическими амортизаторами. Полуоси надежно стыкуются со ступицами колес. Тормоза выполнены с использованием чугунных барабанов, снабженных колодками с наклепанным «фередо», обеспечивающим безупречное срабатывание, исключающее рывки и полосу от шин на дорожном покрытии, даже при внезапном торможении, что характерно для большегрузной автотехники.

Благодаря раздельному приводу, передний мост может отключаться. Отдельные тормозные устройства размещены на всех шести колесах и снабжены пневматическим приводом.

ЗИЛ-157: особенности эксплуатации, плюсы и минусы
ЗИЛ-157

Особенности шин и колес

Перед конструкторами стояла задача разработки шин, обеспечивающих высокую проходимость автомобиля в условиях полного бездорожья. Это было успешно достигнуто повышением эластичности материала за счет уменьшения количества слоев, увеличения ширины колеса и использования во внутренних слоях более мягкой резины.

Пробуксовку исключал высокий протектор, самоочищающийся от прилипшей грязи.

Интересно! Эта модель — первая советская разработка, позволявшая подкачивать и регулировать давление в шинах непосредственно во время движения, благодаря специальной системе, управляемой с водительского места. Как следствие, даже при незначительных проколах, за счет непрерывной подкачки, машина не нуждалась в немедленном ремонте и могла добраться до точки назначения.

Данная система позволила снижать давление в шинах, чтобы дополнительно повысить проходимость автомобиля, если предполагалось преодоление заболоченной или песчаной местности.

Технические характеристики

Многих любителей истории советского автопрома интересует, сколько весит бортовая модель ЗИЛ-157 и прочие параметры грузовика. Авто отличался следующими техническими характеристиками:

  • предельной скоростью — до 65 км/ч;
  • максимальным тоннажем при движении по шоссе — до 4,5 т;
  • грузоподъемностью при езде по грунту — до 2,5 т;
  • глубиной преодолеваемого брода при максимальной загрузке — до 0,85 м.

При таких данных, интересно, сколько весит снаряженный ЗИЛ-157. Полная вес ЗИЛ-157 — 5,54 т.

Данные по весу приведены для бортовой модели ЗИЛ-157, у специальных исполнений этот показатель несколько отличается, в зависимости от наличия дополнительного оснащения.

Расход топлива

Один из наиболее существенных недостатков прототипа — ЗИС-151 — огромный расход топлива. Его удалось преодолеть разработчикам нового грузовика.

У ЗИЛ-157 показатель расхода топлива на 100 км составляет около сорока литров, что позволяет автомобилю преодолевать расстояние более пятисот километров с полностью заправленными основного и дополнительного баков, вмещающих соответственно сто пятьдесят и шестьдесят литров.

Модификации

За продолжительную историю эксплуатации ЗИЛ-157 претерпел множество переделок и усовершенствований, призванных устранить недостатки в конструкции, улучшить характеристики и приспособить грузовик для выполнения специфических задач.

Производились следующие модификации автомобиля:

  • базовый бортовой грузовик ЗИЛ-157;
  • ЗИЛ-157В — модель седельного тягача;
  • ЗИЛ-157Г — исполнение, снабженное защитой от радиопомех и систем дальнего обнаружения;
  • ЗИЛ-157Е — предусматривал наличие дополнительного топливного бака;
  • ЗИЛ-157Э — экспортный вариант;
  • ЗИЛ-157Ю — тропическое исполнение, с усовершенствованной охладительной системой и увеличенной емкостью радиатора;
  • ЗИЛ-157К — модифицированная модель, ставшая базовой с 1961 года;
  • ЗИЛ-157КВ — вариант модифицированного седельного тягача;
  • ЗИЛ-157КГ — модифицированное исполнение радиозащищенной модели.

Два варианта модификаций, дополнительно усовершенствованных после 1978 года — ЗИЛ-157КД и ЗИЛ-157КДВ — соответственно с обозначением приведенным выше, использовались в качестве модифицированного седельного тягача и машины с радиозащитой.

Гражданские варианты грузовиков предполагали использование машины в качестве:

  • пожарной техники с увеличенным размером кабины, емкостью для воды и выдвижной лестницей;
  • передвижного электрогенератора для электроснабжения обесточенных объектов;
  • спасательного автомобиля, оборудованного мощной лебедкой, позволяющей вытаскивать застрявшую технику.

Фото различных исполнений ЗИЛ-157 широко представлены в интернете.

Кроме бортовых грузовиков, выпускались самосвалы ЗИЛ-157, для перевозки сыпучих грузов.

ЗИЛ-157: особенности эксплуатации, плюсы и минусы
ЗИЛ-157 пожарный

Особенности эксплуатации

Почти восемьсот тысяч выпущенных автомобилей использовались в военных и мирных целях. Гражданские машины «Труман» (одно из народных названий грузовика) эксплуатировались для перевозки грузов и людей в условиях глубокого бездорожья, в лесхозах, удаленных хозяйствах, в качестве специальной техники, описанной выше.

Военные грузовики перевозили личный состав и вооружение. Седельные тягачи транспортировали артиллерийские установки. Практиковалось применение автомобиля для саперных и инженерных подразделений.

Несмотря на последующую разработку более совершенных моделей, ЗИЛ-157 продолжал эксплуатироваться даже после того, как модель перестали выпускать. Его можно встретить на дорогах и в настоящее время.

Достоинства и недостатки

По отзывам водителей, длительное время работавших на ЗИЛ-157, машина отличается следующими достоинствами:

  • высокой проходимостью, позволяющей перевозить тяжелые и негабаритные грузы;
  • неприхотливостью в работе;
  • надежностью конструкции;
  • простотой в техническом обслуживании.

Но модель не лишена недостатков:

  • необходимости применения серьезного усилия для поворота руля по причине отсутствия усилителя;
  • значительного расхода топлива;
  • сложной конструкции механизмов редукторов трансмиссии;
  • проблемных регулировок мостов;
  • недостаточным уровнем комфорта в кабине.

Недостатки характерны для всех техники, разрабатывавшейся в ту эпоху. Но это не уменьшает главных преимуществ, ради которых создавалась машина.

Заключение

Машина «Труман», как в народе называли эту модель, стала важной вехой в истории отечественного автопрома. Характеристики ЗИЛ-157 существенно превосходили современные варианты ГАЗ и прочих советских грузовиков. Подтверждение этому — многолетняя служба автомобиля в вооруженных силах и на гражданке, продолжающаяся по сей день.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Азат

    Мы,работники одного из структурных подразделений ОАО Башкирэнерго,в 1988 году через Райагроснаб приобрели такой автомобиль с “нуля”. Проблему расхода топлива решили заменив родной движок на дизель Д-242 от МТЗ-82,оставив родную коробку передач.Получив разрешение с завода-изготовителя на такую замену двигателя, не было проблем с МРЭО и ГАИ. 6 лет эксплуатации без единого нарекания и поломки,но,к сожалению,для экскаватора понадобился наш дизельный движок, нам выдали БУ ГАЗ-53,но это уже другая история…

  2. пенсионер

    он еще использовался как носитель буровой установки ЛБУ-50, на которой мне в 1972г. пришлось работать с бригадой буровиков на просторах Воронежской области. Но мне показалась маловата мощность двигателя, а так вспомнил молодость!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: