Фанерная авиация: деревянные истребители Сталина

Гонка вооружений – это не только сравнение того, какое орудие дальше и точнее стрельнет, или какой снаряд сильнее бомбанет, унеся с собой как можно больше строений и техники. Важным элементом любого оружия является материал, из которого оно сделано.

Например, современные пистолеты потихоньку отходят от полностью металлических конструкций и все чаще собираются с использованием полимерных материалов. Развитие военной техники также не сразу пришло к современным материям.

Привычный нам облик самолета-истребителя, цельнометаллического и скоростного, сформировался далеко не сразу. Даже в начале Великой Отечественной войны на вооружении СССР стояли самолеты, выполненные из особо прочной древесины. Разумеется, конструкция состояла не только из фанеры и металлических элементов. Однако все же такое положение дел сохранилось аж до самого послевоенного периода.

Почему самолеты делали из древесины?

Промышленность Советского Союза зародилась в начале 30-х годов прошлого века и развивалась вплоть до самого конца четвертого десятилетия. Это подразумевало собой техническое и технологическое отставание нашей страны от своих западных конкурентов.

В то время, как в США почти сразу начали клепать цельнометаллические самолеты, СССР вынужден был изворачиваться и искать более дешевые и простые, хотя и не столь современные, варианты. Одним из таких направлений, которые стремились догнать капиталистические страны, стала авиационная промышленность.

Фанерная авиация: деревянные истребители Сталина
«Ночные ведьмы» и фанерный бомбардировщик

Кроме технического отставания у Союза возникли проблемы с добычей и обработкой целого ряда ресурсов. В их число вошел всем известный алюминий. Именно этот материал является основой дюралюминия, из которого делается основная часть обшивки самолета. Но ценный Al уходил не только на выпуск небесного транспорта, но и на целый ряд других, не менее важных, производств.

Например, двигатель знаменитого танка Т-34 (известный как В-2) содержал большое количество элементов, выполненных из алюминия.

Во время Великой Отечественной в СССР начался острый дефицит этого материала. Главной причиной столь плачевного состояния стал захват немцами территорий близких к Волхову (на тот момент один из основных источников советского алюминия). Поставки ценного ресурса резко сократились и руководству страны пришлось адаптироваться к новой ситуации.

Фанерная авиация: деревянные истребители Сталина
Самолет «Фанера-2». Кадр из фильма «Семеро смелых»

Частично проблему удалось решить за счет ленд-лиза, но полностью всю потребность иностранными поставками заменить не удалось. Поэтому главнокомандующий Иосиф Сталин приказал остановить разработку цельнометаллических самолетов и сосредоточится на комбинированных конструкциях.

Какие самолеты СССР состояли из дерева

В первую очередь экономия Al коснулась истребителей. Их конструкция не несла на себе столь большой нагрузки, как структура дальних бомбардировщиков и штурмовиков. Однако последние также обзавелись деревянными элементами.

Фанерная авиация: деревянные истребители Сталина

Например, в конструкции дальнего бомбардировщика Ил-4 из фанеры изготовляли части обшивки. А вот Ил-2 имел куда больше дерева в себе, чем кажется на первый взгляд.

«Летающий танк» Ильюшина имел деревянный хвост и часть крыльев, в то время как несущая конструкция изготовлялась из металла.

Фанерная авиация: деревянные истребители Сталина
Истребитель ЛаГГ-3 66-ой серии

Касательно истребителей следует выделить тот факт, что в период 1941 – 1945 годов в СССР полностью металлических самолетов не имелось. Все конструкторские КБ использовали дельта-древесину в своих изделиях. Например, ЛаГГ почти полностью собирался из древесины. Исключением были пушки и двигатель.

Не зря в народе ЛаГГ-3 прозвали не иначе как – «Лакированный гарантированный гроб».

«Из рук» Яковлева также выпускались самолеты, состоящие из фанеры. Як-1 и Як-9, истребители завоевания господства в воздухе и тактического усиления, имели деревянную обшивку на металлической конструкции. Только к самому концу войны КБ Яковлева получило возможность выпустить полностью металлический самолет – Як-3.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Борис

    Интересно, кого догоняла Великобритания с “Москито”? Продержавшимся на вооружении с 1941 по 1953 год? Или Говард Хьюз со своим Еловым Гусём кого – то догонял…Между прочим, до сих пор, самый большой самолёт…
    Наверное, Фридгар кого-то догонял, с Хенкель 162? 2\3 планера из дерева…
    Это коварный Сталин им всем навязывал, гад….
    Эх….
    Тирания, блин…

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: