Гай Гибсон: история самого известного летчика «Ланкастера»

Пилоты-истребители – чуть ли не самые популярные герои мировых вооруженных конфликтов. Эти летчики увеличивали число своих личных побед, о них писали газеты и их знали буквально все соотечественники. Труд пилотов бомбардировщиков нередко оказывался на порядок труднее, а популярность – ниже. Однако свои легенды были и у них. Одним из таких летчиков являлся Гай Гибсон. О нем и пойдет речь.

Первые ошибки и досадные неудачи

До Второй мировой теоретики стратегических бомбежек (например, Дж. Дуэ) изображали разрушительные картины авиаатак, сопоставимые с разговорами об атомной войне в 1960-х годах.

Гай Гибсон: история самого известного летчика «Ланкастера»
Гай Гибсон

Массированные воздушные налеты на обитаемые кварталы начались отнюдь не сразу. Изначально их забрасывали агитационным материалом либо старались разбомбить исключительно военные цели. Когда стали проводить бомбардировку всего подряд, то неожиданно выяснилось, что этот процесс нелегок.

Здесь существовали такие нюансы как климатические условия, проблемы с навигацией, противовоздушная оборона противника и прочее. Отправляться в налет засветло – рискованно, а ночью разбомбить даже город нередко оказывалось крайне трудно.

Английский летчик Г. Гибсон смог на собственной шкуре испытать все эксперименты, проводившиеся в годы разработки и становления стратегии подобных рейдов, управляя 2-моторным «Хэмпденом». Тогда с дисциплиной и организацией в ВВС дело обстояло плохо. Послать на боевое задание в небо могли практически любого – стрелками становились волонтеры из числа наземных работников.

Подобное положение оборачивалось колоссальными жертвами. К осени 1940 г. в 83-ей эскадрилье, где служил Гай, уже не было ни одного летчика, участвовавшего в воздушных схватках с первых дней Второй мировой, за исключением самого Гибсона.

Ночной перехватчик

Неожиданно для самого летчика его в конце осени 1940 г. перевели на должность командира крыла 29-ой эскадрильи перехватчиков. Хотя управлять Гибсону предстояло не легким 1-моторным самолетом, а ночным «Бофайтером». Последний представлял собой воздушное судно с 2-мя двигателями, больше похожее на «бомбер», чем на истребитель.

Гай Гибсон: история самого известного летчика «Ланкастера»
Бофайтеры» 600-й эскадрильи

Как и в бомбардировщике, в оборудованном локатором самолете успех во многом определялся слаженностью действий его экипажа, но не только ими. Ночью было сражаться крайне трудно. Даже найти врага – задача не из легких.

Герой статьи не мог похвастаться точностью ведения огня. Вдобавок на «бофайтерах» в те годы нередко заклинивали орудия. Хотя Гибсон смог сбить 3 самолета, трудиться ночным истребителем ему не хотелось. Он мечтал о большем.

Но у судьбы были другие планы и в декабре 1941 г. Гая отправили в учебную часть в качестве тренера для будущих летчиков. Хотя он выступил против, командование не изменило своего решения. Альбион остро нуждался в новых летных кадрах, и требовались опытные наставники.

Летчик «Ланкастера»

Однако весной 1942 г. Гай стал командующим 106-ой эскадрильи, возвратившись в ряды бомбардировщиков. Получив должность руководителя, Гибсон стал гораздо реже подниматься в воздух, но уставал на порядок сильнее – теперь на него возложили несколько организационных обязанностей.

Гай Гибсон: история самого известного летчика «Ланкастера»
Командир крыла Гай Гибсон (в центре) с коллегами

Работа оказалась психологически тяжелой, поскольку приходилось дожидаться своих подчиненных из рейда. На погибших Гай лично составлял похоронки, а иногда он был вынужден встречаться, смотреть в глаза и приносить плохие новости их вдовам.

В это время английская авиация накапливала и изучала боевой опыт летчиков. В результате британские ВВС вместо прежних спорадических воздушных атак с малой результативностью прибегли к сжиганию крупных населенных пунктов в огненных торнадо, что было характерной чертой тактики авианалетов в годы войны с гитлеровской Германией.

Бомбардировки теперь осуществлялись не одним самолетом и не по инициативе команды конкретной авиамашины, а по заранее разработанному плану. Элита Королевских воздушных войск (эскадрилья «первопроходцев» или, иначе, «патфайндеров») скидывала ярко пылающие снаряды-маркеры. Они служили ориентиром для летевших следом сотен бомбардировщиков, которые осуществляли бомбежку. Нередко подобная тактика приносила богатые плоды.

Звездный час

В начале весны 1943 г. Гаю предложили осуществить «важнейший рейд» за всю Вторую мировую. Гибсон долго мечтал об этом и немедленно дал добро. Задача заключалась в уничтожении рурских дамб. Это позволило бы лишить воды самый большой индустриальный район Третьего Рейха и серьезно навредить немецкой промышленности.

Полет состоялся в конце весны. Английские летчики благополучно выполнили свою задачу. Это была наиболее эффективная атака бомбардировщиков за всю Великую Отечественную. Руководивший эскадрильей Гай вскоре вошел в число самых прославленных асов Альбиона.

Через некоторое время Гибсон отправился на встречу с британским премьер-министром. Ее инициатором выступил сам Черчилль. Потом Гай написал воспоминания. Попытался стать политиком, баллотировавшись в парламент от тори. Однако у него это не получилось. Знаменитый летчик стал трудиться на почетных должностях в штабе.

Однако жажда деятельности мешала долго оставаться на месте. Гай выхлопотал одобрение на боевой вылет и 19.09.1944 г. принял участие в атаке на «Москито» с 2-мя двигателями. Он должен был скинуть бомбы-маркеры для «ланкастеров». К сожалению, этот полет оказался для него последним.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: