История броненосца «Уаскара»: мытарства гордости флота Перу

Герой латиноамериканских морских баталий: броненосец «Уаскар» успел поучаствовать в сражениях с Испанией, поменять хозяев, испортить жизнь создателем и отлично сохранился до сегодняшнего времени.

В 1864 г. на верфи г. Биркенхед в Великобритании началось создание судна, которого ждала тяжелая участь. Корабль с современной (на тот момент) орудийной башенной установкой строили по заказу флота Перу, воевавшего с Испанией, пытавшейся возвратить потерянные колонии.

Броненосец назвали по имени предпоследнего правителя инков с печальной судьбой, которая настигла его отчасти – по вине испанских завоевателей, отчасти – из-за его амбиций и алчности. Перуанцы очень рассчитывали на судно.

История броненосца «Уаскара»: мытарства гордости флота Перу
Броненосец «Уаскар»

«Уаскар» обладал интересным вооружением – крутящаяся башня с 2-мя пушками – конструкторское достижение тех лет, сочеталось с дульнозарядными пушками Армстронга, выходившими из моды.

С ними была морока. Орудие после отстрела нужно было завезти внутрь башни, поднять наверх с помощью канатов и блоков боеприпас и заряд, зарядить орудие, привезти назад, нацелиться… Про быстроту стрельбы не могло быть и речи. Хотя эффект от попадания из такой пушки сполна оправдывал все сложности с процедурой залпа.

История броненосца «Уаскара»: мытарства гордости флота Перу

Путешествие в Чили было нелегким. Сначала броненосец угодил в мощную бурю и 96 ч ждал ее в порту Брест (Франция). Затем на судне часть команды в количестве 5 моряков подняла мятеж. Их быстро успокоили объединенными усилиями команды корабля и 2-х судов: зафрахтованного транспорта «Темза» и броненосного фрегата «Индепенденсия» из Перу.

Стоит отметить, что капитан «Уаскара» был из Чили, точнее являлся перуанским морским офицером чилийского происхождения. Его имя – Х.М. Сальседо. Однако тогда Чили и Перу в те годы находились в хороших отношениях.

Тем более, у них был общий враг – испанская корона.

Спустя несколько суток броненосец умудрился протаранить «Индепенденсию» и повредил себе винт посреди Атлантики. С помощью парусов «Уаскара» достиг Бразилии, где встал на ремонт в Рио-де-Жанейро.

Плывя из Бразилии к Магелланову проливу, судно смогло показать свои военные качества: броненосец взял бригантину «Мануэль», которая принадлежала испанцам и следовала в Монтевидео. Следующей добычей броненосца стал парусник «Петита Викторина».

История броненосца «Уаскара»: мытарства гордости флота Перу

Магелланов пролив преодолели без приключений…если не принимать во внимание, сильнейшей бури в водах, принадлежащих Чили, где судно потеряло лодку. «Уаскар» приплыл в зону боевых действий, где флот альянса Перу и Чили сражался с войсками Испании, чересчур поздно, только к лету 1866 г. – неприятель уже покинул воды, осознав, что у них нет шансов на победу.

В 1879 г. разгорелась Вторая Тихоокеанская Война, в определенных кругах прозванная «Конфликтом за гуано и селитру». Используя ситуацию, Боливия безрассудно увеличила фискальные платежи на добычу селитры (это распространилось только на определенную компанию из Чили).

Чилийцы начали войну и вскоре захватили большую территорию атакамской пустыни (а попутно и г. Антофагасту, находившийся на берегу). Боливия потерял доступ к морю, что тогда означало крах для экономики страны. Перу хотело стать посредником, но раззадоренные Чили объявили войну и недавним союзникам.

Броненосец тем временем вошел в историю тем, что увидел и пережил мятеж против правительства, и стал первым судном, которое торпедировали: на него напали британцы, но «Уаскар» 2 раза смог уйти от снарядов.

28.05.1879 г. корабль стал флагманским судном перуанского «морского волка» – адмирала М. Грау. Броненосец быстро плыл на помощь боливийцам. Между прочим, Чили в Латинской Америке не жалуют почти все государства и по сей день.

История броненосца «Уаскара»: мытарства гордости флота Перу
«Уаскар» таранит «Эсмеральду»

Целых полгода корабль был угрозой для чилийцев. Он уничтожил корвет «Эсмеральда», нанес серьезные повреждения судну «Абтао» и канонерке «Магальянес», а потом взял пароход «Римак».

Во время сражений броненосец усовершенствовали: в гавани Кальяо с «Уаскара» удалили фок-мачту. Благодаря этому теперь можно было стрелять в нос (прежде она перекрывала зону обстрела). Но корабль это не спасло.

08.10.1879 г., вблизи мыса Ангамос, 6 неприятельских судов, среди которых находились 2 чилийских броненосца – «Бланко Энкалада» и «Кохран» – окружили тезку императора инков. «Уаскар» сильно потрепали, из 204 моряков 33 погибли, в т.ч. адмирал Грау, других пленили.

История броненосца «Уаскара»: мытарства гордости флота Перу
Последний бой «Уаскара» у мыса Ангамос

С поражением броненосца окончилась и история перуанских морских военных успехов. Судно стало трофеем Чили. Корабль отремонтировали и использовали в борьбе с Перу.

В настоящее время восстановленный «Уаскар» переоборудован под Музей Боевой Славы Чили. Как и английский «Уорриор», броненосец принадлежит к числу тех малочисленных судов, что сохранились почти в неизменном виде военных кораблей того времени.

Чилийско-перуанские дипломатические отношения не восстановлены по сей день.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: