Как отец русской космонавтики у Германии ракету украл: дилетанты против Королёва

Время от времени во всемирной паутине встречаются слова о том, что космонавтика в СССР представляла собой похищенные у Германии технологии. Дескать, после Великой Отечественной Советский Союз доставил множество нацистских ракет V-2, слегка модифицировал и начал отправлять в безвоздушное пространство наследство гитлеровцев в форме ракеты Р-7. Однако насколько это соответствует действительности?

«Преступление» Королева

По словам «диванных экспертов», Сергея Павловича нельзя считать отцом советской космонавтики. Конструктор «плагиатор», успешно применивший наработки специалистов из Германии. Мало того, ракета Р-7 является только переделанной ФАУ-2, собранной в единое целое из 5 штук.

Как отец русской космонавтики у Германии ракету украл: дилетанты против Королёва
Фау-2 и Р-7 на старте

Следствие. Часть 1. Наследие Третьего Рейха

Сражения за столицу Германии прекратились совсем недавно, а по стране уже катался ряд экспертов, внимательно выглядывавших, что может оказаться полезным для развития отечественной науки и будущих космических путешествий. В то время в плане разработки ракет Германия опережала весь мир.

Поэтому ученые из СССР и США старались добыть как можно больше немецких наработок.

Соединенным Штатам улыбнулась удача. Весной 1945 г., отдавая себе отчет в том, что режим фюрера вскоре постигнет крах, Вернер фон Браун, возглавлявший работы по созданию фау-2, созвал своих подчиненных и предложил им выбрать на сторону какого государства-победителя перейти. Большинство специалистов отдали предпочтение США.

Как отец русской космонавтики у Германии ракету украл: дилетанты против Королёва
Американские солдаты осматривают Фау-2

Более того, после разделения секторов влияния множество НИИ и предприятий могли остаться на территории ФРГ, а не ГДР. Осознавая, что необходимо предпринять хоть какие-то шаги, чтобы не потерять вообще все, руководство страны Советов пошло на экстренные меры.

Из специальной тюрьмы «чекистов» освободили и направили в столицу Германии С.П. Королёва и В. Глушко.

На базе согласившихся сотрудничать с СССР немецких экспертов быстро создали НИИ «Нордхаузен» для исследования и запуска ракет, построенных в Германии. В состав института включили 3 предприятия по разработке ракет, стендовую базу для испытания ракетных двигателей, а также вычислительный центр, базировавшийся в институте «Рабе».

Будущий отец российской космонавтики являлся ведущим инженером, а В. Глушко стал руководить отделом по исследованию ракетных двигателей. Все разработки фашистских ученых, которые удалось захватить, инвентаризировали и отсылали в СССР. Аналогичным образом поступали с чертежами и документацией.

Как отец русской космонавтики у Германии ракету украл: дилетанты против Королёва
Группа отечественных военных специалистов в Германии. С.П. Королёв первый слева

Безусловно, космонавтика страны Советов и США началась с запусков нацистских (позднее модифицированных) V-2. Это вполне закономерно, учитывая, что Германия в те годы значительно опережала другие страны в вопросе проектирования и строительства баллистических ракет и ЗУР. «V-2» уже благополучно залетали за линию Кармана и попадали в космос. Каков же вывод? Королев действительно виновен в плагиате?

Следствие. Часть 2. Отличия ракет СССР и Германии

Стоит остановиться на вопросе, насколько велика лепта нацистских ученых и конструкторов в первых космических достижениях СССР. Соответствует ли действительности утверждение, что гордость Сергея Павловича – Р-7 – является слегка измененной немецкой «V-2»? Для ответа следует сравнить ракеты.

V-2

Одноступенчатая, высота – 14 м, стартовая масса – 12,5 тонн. Была способна забросить до 1 т на дистанцию в 320 км. Горючее – водный раствор C2H5OH, 1 двигатель. Управление полетом осуществлялось посредством графитовых рулей, расположенных в струе реактивных газов. Тяга составляла 270 кН.

Как отец русской космонавтики у Германии ракету украл: дилетанты против Королёва
Фау-2

За графит в Третьем Рейхе боролись 2 проекта. Первый – разработка ракет V-2 и противовоздушных ракет «Wasserfall». Его соперником являлся т.н. «Урановый проект» – создание атомной бомбы. Победил первый проект, что значительно затормозило работы по разработке ядерного оружия. Хотя эксперты единодушны во мнении, что даже если бы приоритет получил «Урановый проект», создать атомную бомбу вовремя у нацистов бы не получилось.

Р-7 – гордость Королёва

Двухступенчатая, высота – 33 м, стартовая масса – 265 тонн. Была способна доставить свыше 3,7 т на дистанцию до 8 тыс. км. Горючее – керосин, 5 пакетов ракетных двигателей РД-107 и РД-108 на 1-ой ступени и 1 РД-108 на 2-ой (на 1-ой ступени одновременно функционировали 32 отсека сгорания).

Причем управление производилось с помощью особых рулевых агрегатов. Это принципиально иной, более высокий уровень развития технологий. Стартовая тяга двигателей составляла свыше 4 тыс. кН.

Как отец русской космонавтики у Германии ракету украл: дилетанты против Королёва
Р-7

Вердикт

Таким образом, говорить, что ракета Сергея Павловича является модифицированной немецкой ФАУ-2, нельзя. Это две совершенно разные конструкции. Безусловно, отец советской космонавтики досконально изучал наработки немецких коллег, но в США занимались абсолютно тем же. У Америки имелся козырь в лице самого Вернера Фон Брауна.

Вместе с тем победа в первых 2-х стадиях гонки в космосе осталась за СССР. Первый ИСЗ и Юрий Гагарин – прекрасные показатели превосходства Р-7 и созданного на ее основе «Союза».

Бесспорно, НИИ «Нордхаузен» на первом этапе работ оказал значительную помощь русской космонавтике. Достаточно вспомнить особый поезд, посредством которого осуществляли деятельность на Тюра-Там (ж/д станция на маршруте Оренбург-Ташкент) отечественные специалисты первые несколько лет. Однако и преувеличивать его роль не стоит, поскольку советская инженерно-конструкторская мысль вскоре опередила немецкую.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 14
  1. ога

    Самое интересное что после технического анализа ФАУ-2 был вынесен вердикт,
    проект разрабатывался технически некомпетентными людьми, а проще говоря инженеры пришли в ужас когда вникли в детали проекта. Повторять копировать, там было ровным счетом нечего. Слабать любой ценой, вот единственный принцип “уникальной ” конструктоской школы, благо финансирование было неограниченное потому что наворовали по всему свету на 100 лет, жизнь заключенных ничего не стоила.
    Отсюда и все успехи. Хорошо что эта сказочка позорно кончилась.

    1. SV

      Модераторы, если на сайте публикуются технические статьи, то, среди вас, должны быть люди с начальными познаниями в технике, и знанием истории хотя бы на уровне пятого класса.
      И это должен быть один человек. Каким образом в комментарии могут пролезть вот такие “оги”, с дикими измышлениями о сотне лет воровства, хотя еще в 1928 году в Германии был голод, инфляция достигала миллиона процентов, чтобы купить булку хлеба, в магазин везли марки на угольной тачке. Когда в 1945 году, Глушко и Королев стояли с открытыми ртами перед двигателем Фау-2, поскольку в СССР даже теоретически такая мощность считалась невозможной.
      Поэтому они и свою копию Фау-2 сделали только через 3-4 года, а до этого собирали немецкие, из оставшихся деталей, и они падали у них одна за другой. Любой передвижной расчет немцев запускал ракету гораздо надежнее и увереннее.
      Все это никакого секрета не составляет, все есть в книге Бориса Чертока и других Главных конструкторов, которых было шестеро, при Генеральном Королеве.
      Также не является особой тайной существование полностью немецкого конструкторского бюро, под руководством первого заместителя фон Брауна Хельмута Грёттрупа (Helmut Gröttrup).
      Летом 1946 года в добровольно-принудительном порядке около 500 ведущих немецких специалистов были направлены в СССР, где часть из них (порядка 150 человек) разместили в строгой изоляции на острове Городомля посреди живописного озера Селигер.
      Именно «советские» немцы под руководством Г.Греттрупа, опережая «американских» немцев, в проектах «своих» ракет дали миру технические решения, ныне хрестоматийные для всех ракетчиков мира — отделяющиеся головные части, несущие баки, промежуточные днища, горячий наддув топливных баков, плоские форсуночные головки двигателей, управление вектором тяги с помощью двигателей и др. Имея в своем составе плеяду ученых с мировым именем, в первую очередь таких, как Хох (корифей по системам управления, скончался в СССР при загадочных обстоятельствах — «от аппендицита»), Магнус (специалист по гироскопам), Умпфенбах, Альбринг (ученик самого Л.Прандтля!), Мюллер, Рудольф, неудивительно, что именно они выигрывали все конкурсы правительства по созданию ракетного щита СССР. Ими были выполнены проекты баллистических ракет с дальностью полета 600, 800, 2500 и 3000 км, на межконтинентальную дальность (аналог
      Р-7), предложена аэродинамическая схема для полетов космонавтов на Луну (впоследствии использован в проекте Н-1). Конические отсеки — фирменный знак немецких… и советских ракетчиков до начала
      60-х годов.

    2. Jozh

      берем банально.. вес 12,5 умножаем на 5… Что-то не выходит 300 тонн небходимых для запуска человека в космос. Это примерно как утверждать что боинг-747 или Ил-86 это слегка отмасштабированный, нет не юнкерс, а Фарман или вообще этажерка братьев Райт. Береем “жигуль”, связываем 5 в пакет, вуаля – у нас болид Ф1 ;-)

  2. Reder

    В статье почему-то ни слова не говорится о том, что в СССР ещё до войны были наработки ГИРД. А во время войны были созданы эрэсы (РС – реактивные снаряды) – твёрдотопливные ракеты, использовавшиеся на самолётах.
    Это не говоря уж о знаменитых реактивных миномётах – катюшах.
    *****
    Так что СССР не с нуля создавал свои космические ракеты.

    1. Андрей

      РСы применили ещё против японцев. Но как воздух-воздух они не прижились. А вот для штурмовиков и Катюш они подошли отлично! Модифицированные понятное дело. Причём до войны зенитные ракеты САМОНАВОДЯЩИЕСЯ по прожектору пытались сделать – если бы не посадили Королёва и других, то немцам возможно пришлось бы познакомится и аналогом катюш в воздухе.

  3. Ринат

    В Москве стоит памятник, с макетом v2.

  4. сергей б.

    изобретатель и конструктор это разные понятия, С.П.Королев был конструктором а изобретателем был Вернер фон Браун, в статье правильно указано о Королеве как о конструкторе, но не правильно истолковано что он был “плагиатором”, и ранее и поныне конструктор берет, как он полагает, лучшее и делает свое, в науке из этого строятся научные работы, называются “компиляции”, требуется только указать ссылку на заимствованный научный труд; смешно подумать что ФАУ вывозились только для того чтобы ими любоваться, или например только с целью использовать её для советского памятника “Покорителям космоса” – именно там она установлена. ;-)

    1. Евгений

      сергей б, не гони пургу и посмотри внимательно на ракету памятника, она отличается от ФАУ, во первых, вообще не имеет цилиндрической части, во вторых, стабилизаторы отличаются как по форме, так и местом расположения, просто это памятник, символ, и ракета там стилизованная, упрощённая максимально и плавные линии в дизайнерских тенденциях того времени, легковые авто тогда тоже имели плавные и закруглённые линии. Может ещё скажешь, что все дети рисуют ФАУ? До чего же вы смешны и глупы в своей русофобии. Есть поговорка, “Послушай женщину и сделай по своему”, вот и Королёв со своей командой поступили так же, изучили творение Брауна, сделали по своему и отправили в космос искусственный спутник и человека опередив того самого Брауна. Так что можешь распечатать свой комментарий и подтереться им, на большее твой опус не годится.

    2. Андрей

      ФАУ вывозились как раз для исследований. И исследования выявили что это просто игрушка. Большая. Недоработанная. Одна проблема с болтанкой топлива в баках при старте чего стоила – часть аварий была из-за смещения центра тяжести из-за этого. Р7 Королёва была в 20! раз мощнее. Хрен бы она при такой конструкции как у ФАУ даже бы взлетела со стартового стола…

    3. Jozh

      Только вот что фон Браун изобрел?
      – многокамерный двигатель?, нет
      – боковые бустеры? нет
      – руление рулевым двигателем, а не горящим в огне графитом? нет… Представляю себе риск для космонавта при рулении сгорающим графитом, там не то что 9 из 10 не получилось бы удачных запусков, а дай Бог чтобы половина, ну а про точность наведения можно вообще молчать. ФАУ-2 в Лондон то попадали, только потому, что он был огромен. Это примерно как попасть с 10 метров в 3х метровый круг.

      И вот взлетает ракета, и вместо орбитального полета уходит на эллипс… Или того хуже – падает примерно в США ;-) Но такое не происходило с Р-7 в половине полетов, пара на сотню запусков, для новой ракеты это достижение, и одним конструкторским талантом этого не объяснить. Может сам С.П. Королев и не изобрел всего того, что было в Р-7, но изобретений в ней хватает.

  5. Владимир

    “Из специальной тюрьмы … направили в столицу Германии С.П. Королёва и В. Глушко.”
    Я, кажется понял, как нам вернуть успехи во всех областях освоения космоса.
    Сначала надо отправить несколько руководителей космической отрасли в одно место, не столь отдалённое, а лет через десять как раз и появятся успехи. Я даже знаю с кого начать, чтобы успехи были ошеломительные.

    1. Jozh

      Рецепт так себе. Для начала был 37й, и тогда гребли лопатой не только инженеров и конструкторов, но ученых и конструкторов Ежову не отдали, а Берия их “сберег”, и то не всех, полагаю из меркантильных соображений. Потому как знал, что Сталин, если что – спросит.

  6. Геннадий Петрович

    Профессиональных комментариев здесь нет. Наши научные, конструкторские, технологические и военные коллективы получили от А-4 (ФАУ-2) столько, что при интенсивном освоении нам едва хватило 5 лет: 1945 + 5 = 1950. Освоение шло в нескольких НИИ, в т.ч. на о. Городомля. А в 1951 году ракету А-4 под шифром Р-1 (8А11) начали серийно изготавливать на заводе №586 в Днепропетровске. Соратники Королёва через 40 лет окажут ему исторически-медвежью услугу фразами типа: «Королёв ни разу не посетил остров Городомля [154], но встречался с Циолковским [218, c. 38]. Королёв не поддерживал контакта с немцами [257] и даже считал работу по воспроизводству ракеты А-4 унизительной» [272]. Всё это полная чепуха, т.к. постановление СНК СССР №1017-419/сс от 13.05.1946 года развязывало ему руки и нацеливало именно на скорейшее освоение трофейной техники. А как этого добиться, не контактируя с немцами? Буквально по всем источникам заметна склонность Королёва к работе с живыми людьми, а не с документами или железками… И т.д.

    1. Jozh

      Я полагаю – Королев был талантлив во многом, иначе с нашей тогдашней материальной базой, не видать нам космоса как своих ушей. И сейчас любой РД запустить непросто, уходят годы, и то без 100% гарантии на успех. Если бы сделать ракету было так просто – посмотрел на какого-то фон Брауна с его чудо-ракетой, и вот полетел Илон Маск на Марс, или орион он боинга на Луну… Но нет – не летят почему-то, работают, ругаются, денег просят (опять), но не летят, хотя сомнений нет, в том что полетят.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: