Как поймать субмарину: американские способы спасения в открытом море

Как поступить человеку, находящемуся на плоту посреди океана, вокруг которого взрываются вражеские боеприпасы, а рядом проплывает перископ подводной лодки? Разумеется, бросать аркан! Можно смело утверждать, что это действенный вариант спасения. Его проверили во время Великой Отечественной войны.

Особенности спасения утопающих

В период Великой Отечественной войны субмарины армии США интенсивно эксплуатировались для спасения подбитых летчиков. В отдельных случаях моряки подводного флота были вынуждены проявить особую отвагу и изобретательность, чтобы вывести пилотов из зоны обстрела и взять к себе на подлодку.

Ярким образцом этого может служить спасение субмариной «Стингрей» подбитого летчика во время первой атаки с воздуха на Гуам.

Как поймать субмарину: американские способы спасения в открытом море
SS-186 Stingray

В начале лета 1944 г. на подводную лодку, дежурившую в окрестностях западного побережья о. Гуам, поступило сообщение, что над заливом Агана подбили воздушное судно. Летчик катапультировался и приземлился прямо под прицел береговых батарей страны восходящего солнца.

Командир субмарины С. Лумис отправил запрос: подавлены ли ДОТы и ДЗОТы на побережье? Ответ его огорчил – одна японская батарея по-прежнему вела огонь. Пилот же барахтался в воде примерно в 0,5 км от побережья.

Как поймать субмарину: американские способы спасения в открытом море
Объект спасательной операции

Лумис принял решение заплыть в залив при поддержке ВВС и спасти утопающего, но авиация отвергла данный вариант. Пилоты не имели возможности прикрыть подводную лодку, т.к. противовоздушные орудия японцев плотно обстреливали самолеты союзников.

Но имелись и приятные известия: сбитый «летун» плывет в направлении открытого моря на расстоянии одной мили от побережья. Командир подводного судна отметил, что сотни метров – не проблема для вражеских артиллеристов, но решил плыть в залив выручать летчика!

Это была рискованная авантюра, поскольку глубина бухты Аганы являлась достаточно небольшой.

Два столпа воды от взрыва боеприпасов вблизи субмарины продемонстрировали, что японцы вовсе не рады видеть американцев в заливе. Подлодка быстро ушла на глубину в 2-х милях от побережья, но перед этим Лумис увидел, что одна из авиамашин скинула в океан спасательный плот, и летчик смог на него взобраться.

Час настал!

Подняв перископ, Сэм огляделся и увидел плавсредство с пилотом. Последний дал сигнал рукой. Это обнаружил противник, открывший огонь по нему. Неподалеку от плота поочередно взорвались 4 боеприпаса, а затем с побережья начали стрелять противовоздушные орудия.

Одновременно на центральном посту американской подлодки С. Лумис находился на взводе. Он отлично осознавал, что подъем на поверхность закончится неминуемой гибелью «Стингрея», а бездействие равносильно предательству и убийству летчика. Сэм решил прибегнуть к ССП – способу спасения перископом, о чем сообщил своему старпому Р. Муру.

Как поймать субмарину: американские способы спасения в открытом море
Douglas SBD-2 Dauntless

Последний выразил надежду, что все летчики прошли соответствующий инструктаж, и когда вблизи пилота проплывет прибор наблюдения, тот обмотает себя линем, а затем субмарина оттащит плот в спокойное место. Командир подлодки не особо верил в успех, но решил пойти на риск.

Лумис распорядился дать малый ход вперед и отслеживать глубину, чтобы «Стингрей» не задел нижней частью дно бухты.

Чтобы пилоту было проще ориентироваться, решили поднять 2 перископа, и подлодка проплыла совсем рядом с плотом. Однако летчик проигнорировал ее. Лимус пришел к заключению, что спасаемый ни разу не слышал о способе спасения перископом.

Кандидат на звание начальника отхожего места подлодки

С центрального поста донеслась отборная ругань. Плавать на мелководье под японским обстрелом – это не на прогулку в сквер сходить! Вдобавок на перископной глубине субмарину можно было легко обнаружить с неба. Любое воздушное судно противника с легкостью уничтожило бы ее.

Времени было в обрез, но Лумис не собирался сдаваться. Через 50 мин. подлодка опять проплыла вблизи плота. Летчик снова не понял намека… После второго фиаско Сэм принял решение сделать небольшой перерыв.

Как поймать субмарину: американские способы спасения в открытом море
Агано под обстрелом

Ситуация накалилась до предела. Командир подвергал команду и субмарину смертельной опасности – и все безрезультатно. Собрав волю в кулак, Лумис продолжил плавать вокруг плавсредства. Авиамашины США снова стали проводить бомбардировку ВПП и орудийные расчеты Агано. Хотя подавить противника у них не получилось. Солдаты неприятеля продолжили практиковаться в меткости, ведя огонь по плоту и тому участку, где ориентировочно плавала подлодка.

7 снарядов взорвались в непосредственной близости от прибора наблюдения субмарины.

Через 60 мин. Сэм решил поставить на карту все! Подводное судно смело выставило 2 перископа на поверхность и двинулось к плавсредству с пилотом, но снова потерпело фиаско. Но теперь летчик все-таки попытался зацепиться линем. Это давало надежду, в связи с чем Лумис решился на заключительную, 4-ю попытку.

Перед пилотом встал выбор: оказаться во вражеском плену либо все же попытаться прибегнуть к ССП. Сэм заявил команде, что если он достигнет успеха, то даст спасенному глупцу должность руководителя отхожего места подлодки за свои мытарства.

Спасение

Приступая к 4-му заходу, командир «Стингрея», пользуясь богатством американской ненормативной лексики, высказывал множество «комплиментов» в адрес бестолкового летчика. Его спич оказался столь эмоциональным, что ни о каком соблюдении инструкций о выдержке командиров субмарин речи не шло.

Как поймать субмарину: американские способы спасения в открытом море
Фото спасённого пилота и заметка о его спасении в журнале «Тайм»

Однако теперь удача улыбнулась Лумису. «Летун» заарканил линем за перископ. Подлодка вытянула плот в безопасное место. Буксировка длилась 60 мин., а потом пилота взяли на борт.

Между прочим, данное подводное судно затем подобрало еще 5 подбитых летчиков, но ситуация с Брандтом являлась первым использованием способа спасения перископом в истории американского подводного флота.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: