Колесные танки, как одно из чудес Франции

В 1914 году, во время Первой мировой войны, стратегия боевых действий каждой из враждующих сторон Западного Фронта больше ориентировалась на маневренность, чем на прямые вооруженные столкновения. Именно тогда получила свое боевое крещение первая боевая техника французского производства.

Изготовление броневиков происходило ускоренными темпами. Французские предприятия устанавливали броню на машины «Пежо» и «Рено», оборудуя их пулеметами и пушками. Осенью 1914 г. первые бронеавтомобили, произведенные во Франции, появились на фронте.

Колесные танки, как одно из чудес Франции

Появление первых танков и бронетехника двух мировых войн

Во Франции изготавливали медлительные «шнейдеры» и внешне нелепые «сен-шамоны», пока основатель компании «Рено» не продемонстрировал всей планете, что танк может сочетать в себе быстроту и малогабаритность. Бронеавтомобили во Франции по-прежнему изготавливались, невзирая на наличие крупнейшего парка танков в мире.

В период между двумя мировыми войнами проводилось множество экспериментов по созданию новых танков. Например, линию полугусеничных бронемашин компания «Schneider» изготовила на основе проектов Адольфа Кегресса.

Корпорация «Panhard-Levassor» в первой половине 1930-х годов выпустила бронеавтомобиль «Панар 178» (по военной классификации – «AMD-35»). Машина была оснащена 2-мя постами контроля, 25-миллиметровой пушкой «Hotchkiss» с приличным пробивным действием, полным приводом и спаренным пулеметом. С фронтальной стороны слой брони составлял внушительные для бронеавтомобиля 1930-х годов 2,6 см.

Колесные танки, как одно из чудес Франции
Бронеавтомобиль «AMD-35» («Панар 178»)

Бронемашины «Панар 178» в разведывательных подразделениях механизированных и танковых частей показали себя вполне достойно, участвуя в сражениях с бронеавтомобилями и танками Третьего Рейха почти на равном положении.

В Германии бронеавтомобилям отдали должное и несколько сотен из них взяли на вооружение служба СС и Вермахт.

В 1944 году некоторые «AMD-35», включая те, где не было башен, участвовали в боях в дивизиях освобожденной Франции.

Развитие бронемашин в послевоенные годы

Колесные танки, как одно из чудес Франции

После окончания вновь был налажен выпуск популярной серии «Панаров». Новая башня предназначалась для размещения 47-мм ствола СА-35 – прежнее 25-мм орудие морально устарело. В начале 1950-х годов несколько десятков единиц бронетехники «Panhard 178B» приняли участие в боях во Вьетнаме. Бронеавтомобили занимались сопровождением колонн и конвоев до крупного поражения Франции в Долине глиняных горшков (Дьен-бьен-фу) в 1954 г.

Франция всеми силами боролась за сохранение своего статуса метрополии и использовала модели «AMD» для подавления партизанского движения в колониях Северной и Северо-западной Африки. «Панары» применялись вплоть до 1964 г.

Создание броневиков для подавления восстаний в африканских колониях

После войны приоритет получила легкая бронетехника. Она обладала двумя важными достоинствами: сравнительно низкой ценой и высокой мобильностью. Так увидел свет уникальный легкий танк «AMX-13», оснащенный автоматом заряжания для 75-миллиметрового орудия на 2 револьверных барабана, в каждом из которых находилось по 6 снарядов.

Новая модель бронеавтомобиля от «Panhard» была оборудована башней ФЛ-11 с 75-мм стволом. К её созданию вернулись в 1945 г. Еще до Второй мировой войны во Франции стремились создать бронемашину нового поколения – «Panhard AM 40 P».

Колесные танки, как одно из чудес Франции

Низкий профиль, устрашающие изгибы, прочная защита, гигантские ребристые колеса. С фронтальной и тыльной стороны – устойчивые к пулям покрышки. Средние пары имели нелепые грунтозацепы. Планировалось выпустить шесть сотен единиц «Panhard AM 40 P», но вторжение гитлеровских войск и оккупация не позволили это сделать. Модель осталась в 1 экземпляре. После войны на базе данной бронемашины был создан «Panhard EBR».

Компания «Hotchkiss» выпустила колесный танк «Hotchkiss EBR», но последний не выдержал соперничества с «Панаром». Производство усовершенствованного варианта «Panhard EBR» стартовало в начале 50-х годов минувшего столетия и продолжалось до 1970-х годов.

Колесные танки, как одно из чудес Франции

По весу бронемашина мало различалась с танком «AMX-13». Броня приблизительно идентичная: впереди – 4 см, а борт – 2 см. По уровню огневой мощности они были аналогичными. Обособленная подвеска позволяла перемещаться даже с поврежденными колесами и отличалась высокой проходимостью, если сравнивать с танком.

Сразу после начала переоснащения 75-миллиметровых орудий на 90-миллиметровые пушки на легких гусеничных танках, идентичному усовершенствованию в 1960-х годах подвергся и «Панар», превратившись в «Panhard EBR 90».

В 1960-х годах в иностранных представительствах Франции по-прежнему сохранялась острая обстановка – партизанское движение не ослабевало. «Panhard» представил легкий бронеавтомобиль с 2-мя осями. Первая версия обладала пулеметом, 90-мм орудием и 60-миллиметровым минометом, расположенным в башне.

Развитие колесной бронетехники с 1970-х годов по настоящее время

Колесные танки, как одно из чудес Франции

Бронеавтомобили пользовались у французов неизменным успехом.

В 1975 г. «Panhard EBR» был заменен моделью «AMX-10 RC». Новый колесный танк обладал 3-мя осями и внушительным 105-миллиметровым орудием. Данные бронеавтомобили, как и более легкие «Panhard ERC 90», используются вооруженными силами Франции и в настоящее время.

Любопытно, что в соответствии с программой переоснащения французских сухопутных войск «Скорпион», к 2025 г. бронеавтомобили уйдут в историю.

Вместо них появится военная разведывательная техника модели «Ягуар» с менее внушительными 40-миллиметровыми стволами с телескопическими снарядами, а также ПТУР.

 

 

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: