Messerschmitt Ме.163 «Komet»: история самого маленького самолёта времён Третьего Рейха

Ме.163 – это один из самых странных и загадочных самолётов в истории не только гитлеровской Германии, но и всей Второй мировой войны. Его особенности не ограничиваются одними только маленькими габаритами, благодаря которым эта модель «Мессер» считается самым маленьким самолётом. Это ещё и единственный принятый на вооружение Люфтваффе бесхвостый бомбардировщик, оборудованный реактивным жидкостным двигателем.

Messerschmitt Ме.163 «Komet»: история самого маленького самолёта времён Третьего Рейха
Messerschmitt Ме.163 «Komet» в компьютерной игре

Небольшой истребитель умел развивать невероятную для своих размеров и времён скорость полёта, благодаря чему и получил ёмкое прозвище «Комета». Этот самолёт выделялся ещё и отсутствием колёсного шасси. Для осуществления взлёта использовалась специальная небольшая тележка, а при посадке выдвигалась специальная лыжа. Бомбардировщик не совсем честно получил название Messerschmitt.

Вилли Мессершмитт и его известное конструкторское бюро внесли относительно небольшой вклад в создание этого самолёта. Настоящим изобретателем и создателем «Кометы» стал немецкий профессор, один из первопроходцев планеростроения Александр Липпиш. Именно он стал первым в мире человеком, кому пришла в голову идея установить ракетный двигатель на бесхвостый самолёт. Получившийся бомбардировщик получился действительно миниатюрным – длина 5,8 м и размах крыльев 9,6 метров.

Первые прототипы этого самолёта были испытаны в немецком Аугсбурге в 1941 году. После этого все летные испытания из соображений безопасности было решено переместить на авиационную базу в Пенемюнде, что на берегу Балтийского моря. Уже 13 августа 1941 года немецкий авиатор-испытатель Хейни Дитмар совершил первый в истории вертикальный взлёт на «Комете».

Самолёт был невероятно быстрым и 2 октября 1941 года сумел превысить скорость в 1000 километров в час. Люфтваффе вскоре после этого дал приказ выпустить ещё 70 подобных бомбардировщиков. Впрочем, в то время Третий Рейх пока ещё доминировал на поле боя, и потому проект «Кометы» не считался приоритетным. Из-за этого к началу 1943 года немецкая авиапромышленность успела создать лишь десяток маленьких «Мессеров» в разнообразных модификациях.

Messerschmitt Ме.163 «Komet»: история самого маленького самолёта времён Третьего Рейха
Messerschmitt Ме.163 «Komet» в музее авиации

Кабина самолёта закрывалась при помощи фонаря. Он отвечал за обеспечение герметичности во время высоких полётов на повышенных скоростях. По обеим сторонам кабины пилота размещались два бака, наполненные окислителем для центровки бомбардировщика, если в нём вдруг израсходуется топливо. Именно это и сыграло с пилотами «мини-Мессера» злую шутку.

Во время полёта пары окислителей вызывали у лётчиков обильное слезотечение. Был случай, что при аварийной посадке этот бак лопнул, и ядовитое вещество буквально растворило лётчика внутри кабины. Только после этого баки с боков самолёта всё-таки решили убрать.

Сначала на вооружении «Комет» стояла пара пушек «Маузер» калибром в 20 миллиметров. После создания тридцатого прототипа их заменили на пулемёты Рейнметалл-Борзиг 30-го калибра. Это решение тоже вызвало недовольство лётчиков и военных специалистов. Запас снарядов позволял сделать всего по 60 выстрелов из каждого ствола, что было недостаточно для уничтожения тяжёлого истребителя. Конечно, пушки можно было перезарядить, но на это уходило слишком много времени.

Впервые «Комета» совершила боевой вылет в июле 1944 года, почти в самом конце войны. Люфтваффе хотело основать маленькие авиачасти с этими самолётами, которые должны были перехватывать истребители союзнических войск. К тому времени на вооружении Третьего рейха было всего лишь 279 «Комет».

Они подбили 10 самолётов, самих же их погибло 17, причём большинство не в бою, а на учениях. Самыми главными минусами этих самолётов были проблемы с регулировкой скорости и низкий запас работы двигателя. Управиться с «Кометами» было под силу только опытным лётчикам, но их категорически не хватало.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: