Несбыточная мечта пастора Гаррета: история прототипов первых подлодок

Экипаж включал трех человек: капитана Джексона, пастора Гаррета (акционера и конструктора), мистера Дж. Прайса (конструктора-механика). Компанию им составил мотор мощностью в 6 л.с.

Команда отплыла из Биркенхеда и проплыли по Мерси в направлении Ливерпульского залива. Стоял сильный туман. Плыть приходилось крайне осторожно. Ведь экипаж передвигался на первой в истории Великобритании субмарине.

Первая попытка

В 1878 г. Гаррет заявил патент на улучшение подлодок. Он предлагал размещать на подводных судах торпеды (мины) и использовать субмарины для наблюдения под водой.

Одновременно служитель церкви создал частную фирму с уставным капиталом 10 000 фунтов стерлингов и даже организовал эмиссию акций компании. На заработанные средства пастор создал одноместную модель субмарины. Гаррет назвал свое изобретение «Ресургам».

Несбыточная мечта пастора Гаррета: история прототипов первых подлодок
Resurgam I

Подлодка водоизмещением 4,5 т двигалась посредством физических усилий самого конструктора. Он вращал ручку. Поскольку экипаж включал 1 человека, то времени было немного.

Необходимо было крутить винт, управлять рулем, настраивать глубину погружения и засовывать руки в промасленные перчатки из кожи, установленные в корпусе субмарины.

Это требовалось для осуществления размещения и установки взрывчатки на корпусе неприятельского корабля либо якорной цепи. Дело закончилось тем, что «Resurgam» пошел ко дну, а компания изобретателя нашла нового крупного партнера.

Ресургам II

Новую модель субмарины пастора создала биркенхедская фирма «Cochran & Co», занимавшаяся созданием бойлеров. Подлодку спустили на воду 26.11.1879 г. Подводное судно создали из металлических пластин, закрепленных на рамах из железа.

Центральную часть субмарины обили деревом, удерживаемым металлическими ремнями. Протяженность подлодки достигала 14 м с диаметром в 3 м. Водоизмещение – 30 тонн. Команда включала 3 подводников.

Несбыточная мечта пастора Гаррета: история прототипов первых подлодок
Resurgam II

Изобретение Гаррета оборудовали мотором на пару замкнутого цикла, патент на который в 1872 г. получил инженер из США Э. Ламм. Аналогичный двигатель применялся в поездках подземки английской столицы.

Внутри субмарины поставили угольную печь, нагревающую воду в огромном бойлере под давлением 10,3 бар. Пар запускал мотор. Температура воздуха на подлодке была высокой 32оС. В качестве осветительных приборов на субмарине выступали свечи.

«Resurgam» обладал положительной плавучестью, погружение отслеживалось с помощью 2-х горизонтальных рулей, находящихся в миделе. Как говорил сам Гаррет, подлодка была способна опуститься на глубину 45 м и разогнаться до 2 узлов (3,7 км/ч).

После благополучного завершения испытаний в Уолласи судно должно было проплыть от Биркенхеда до Портсмута для показа своих возможностей руководителям британского Адмиралтейства.

Фантастические мечты

Однако создать судно легче, чем управлять им. Новоявленные моряки надеялись на внутренний голос и двигались больше на юг, нежели на север. 11 декабря трое подводников были вынуждены подняться на поверхность, чтобы спросить у пораженных рыболовов, где находится Портсмут.

Так как до него было необходимо плыть больше 500 морских миль, в те же сутки стало понятно, что испытания проходят благополучно. Однако до конца пути было еще очень далеко.

На следующий день, после 36 ч с момента отплытия, на субмарине возникли проблемы с ходовой частью, вынудившие команду остановиться в гавани г. Рил для сервисного обслуживания. В общей сложности субмарина на пару проплыла меньше 10 морских миль.

Несбыточная мечта пастора Гаррета: история прототипов первых подлодок
Resurgam II

Мысль, что маленькие, но шустрые подводные суда будут стеречь английские воды, обороняя гавани и населенные пункты от неожиданных нападений и длительных морских осад, требовала доработки.

Про размещение на субмарине мин пришлось забыть.

Паровой мотор здорово подвел изобретателя. Ремонт продлился 3,5 мес., но пастор не хотел расставаться с мечтой о создании подводного судна. Несмотря на то, что логика подсказывала: претворить ее в жизнь невозможно.

В конце концов, победил здравый смысл. Гаррет купил паровую лодку «Эльфин» для подстраховки. Яхта могла бы взять «Resurgram II» на буксир.

Очередная неудача

Ночью 24.02.1880 г. подводники вновь предприняли попытку отправиться в море, невзирая на приближающуюся бурю. Ненастье разыгралось буквально в течение нескольких часов. В довершение ко всем бедам у «Эльфина» заглох мотор.

Так как единственный инженер был на борту субмарины, за ним отправили лодку. Все испытатели перешли на яхту, а подлодку взяли на буксир.

Утром 26.02.1880 г. на глазах преподобного и его экипажа оторвался буксировочный трос, не выдержавший веса впитавшей воды субмарины. «Resursgam II» утонул. Судно пробыло на дне Коулвин Бэй до 1995 г., пока его не нашли рыбаки.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: