Почему в войну советские самолёты обшивали фанерой?

В старых советских фильмах часто появляется самолёт У-2, всегда обшитый фанерой. Именно поэтому появился стереотип, что военная авиация Красной Армии была морально устаревшей. Но не всё было так просто.

На самом деле учебное воздушное судно У-2 обладало смешанной конструкцией. Корпус в действительности был из дерева с полотняной обшивкой. Крылья же делали из стальных труб и обшивали деревом. Обода оперения и крыльев изготавливали из дюралюминия, а мотораму – из стальных труб. А передняя сторона фюзеляжа как раз была фанерной.

Почему в войну советские самолёты обшивали фанерой?
У-2

Это был не единственный фанерный самолёт. Все самолёты из серии Як имели сходную конструкцию. Фюзеляжный каркас состоял из стальных труб и обшивался фанерой и тканью. Крылья тоже были из дерева, с обшивкой из фанеры и дюралюминиевыми лонжеронами. В последних моделях дюралюминия было побольше, но в целом конструкция была почти такой же.

Перед началом ВОВ в КБ Яковлева два новых самолёта – Як-3 и Як-5. Первая модель была полностью металлической, а у второй был металлический фюзеляж и оперение хвоста, а крылья остались деревянными.

Эти самолёты оказались дорогим удовольствием для СССР и в серию не пошли, причём название Як-3 потом перешло к другому самолёту. Это впоследствии привело к небольшой путанице в советской научной литературе, посвящённой авиации.

Почему в войну советские самолёты обшивали фанерой?
Як-3

Не обошлось без фанеры и на самолётах из КБ Лавочкина. Первые самолёты, ЛаГГ-5 и ЛаГГ-7 были полностью деревянными (кроме вооружения и мотора). А вот поздняя модель Ла-5 уже хотя и имел металлический каркас, но обшивку всё же сохранил фанерную. Примерно такая же ситуация была и с Ла-7, разве что дюралевых деталей там было больше.

Почему в войну советские самолёты обшивали фанерой?
ЛаГГ-5

МиГи, появившиеся в начале войны, тоже обладали смешанной конструкцией. Фюзеляжный каркас сваривали из труб, обшивка спереди была дюралевой, а всё остальное – фанерным. Что касается более старых советских истребителей, вроде «Чаек» или «Ишаков», то и они, как нетрудно догадаться, имели каркас из деревянных труб.

Не все самолёты на вооружении СССР были деревянными. Американские воздушные судна, поставляемые в Советский Союз по ленд-лизу. Надо сказать, что и советские инженеры планировали начать строить цельнометаллические фронтовые или дальние бомбардировщики – всё-таки деревянные машины не внушали уверенности.

Однако планы конструкторов изменила война.

В 1941-м захватили Запорожье, а также заблокировали выход к Волхову. Из-за этого производство алюминиевых сплавов в Советском Союзе снизилось до критических отметок. Материала для построения самолётов стало просто не хватать. Чтобы экономить алюминий, приходилось вводить деревянные части в конструкцию.

Так, у самолётов Ил-2 и Ил-4 часто делали деревянную хвостовую часть. Впрочем, иногда всё-таки делали смешанные хвосты из дерева и металла. Кстати, в Люфтваффе все воздушные судна были цельнометаллическими, но Третий Рейх всё равно проиграл войну, да и наши лётчики всё-таки чаще проявляли себя как бесстрашные асы.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Тимур

    «Чаек» или «Ишаков», то и они, как нетрудно догадаться, имели каркас из деревянных труб.
    интересно. деревянные ТРУБЫ по лэнд лизу поставлялись???

  2. антон

    “да и наши лётчики всё-таки чаще проявляли себя как бесстрашные асы.” – это конечно восхищает. Как жалко, что счёт сбитых самолётов у немцев шёл на сотни, а у русских лишь на десятки. Зато у русских героизма больше ;-)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: