Пятерых за раз, или первый ас американской военно-морской авиации

Международный аэропорт в Чикаго назван в честь пилота, отец которого являлся защитником знаменитого Аль Капоне – главаря чикагской мафии в период действия сухого закона. Как это вышло – рассказано ниже.

Адвокат Эдвард О`Хэйр был известен в преступной среде тем, что защищал самого Аль Капоне. Однако именно этот человек способствовал его посадке в 1932 г. за неуплату налогов. Не исключено, что данная помощь властям и дала возможность его отпрыску, носящему имя отца, поступить в элитное училище ВМС в Аннаполисе. Здесь даже для сдачи экзаменов необходимо поручительство члена Конгресса.

Пятерых за раз, или первый ас американской военно-морской авиации
Расстрелянный автомобиль Эдварда О’Хэйра-старшего

Преступники не оставили предательство безнаказанным и в 1939 г. адвоката расстреляли в собственной машине. К этому времени Эдвард-младший окончил училище, стал лейтенантом и попал в летную школу. Любовь к небу ему привил отец, который в юношестве успел побывать и летчиком.

Ко Второй мировой войне Эдвард О`Хэйр успел получить звание старшего лейтенанта и стать командующим дивизионом 3-ей истребительной эскадрильи авианосца «Саратог». Но 11.01.1942 г. в судно попал вражеский «угорь». Авианосец пришлось отправить в ремонт.

Самолеты переместили на «Лексингтон», который 30.01.1942 г. отправился на очередное задание – провести атаку по взятому японцами порту Рабаул на о. Новая Британия.

Пятерых за раз, или первый ас американской военно-морской авиации

Воздушный бой

Попытка освобождения Рабаула с треском провалилась, но у их противников тоже было далеко не все гладко. В захваченном порту у японцев имелось полторы дюжины ударных авиамашин G4M1 «Бетти». Эти самолеты на примере английских «Принца Уэльского» и Repulse продемонстрировали, что способны отправить на дно даже линейные корабли.

Однако их хотели задействовать для поддержки десантирования на Новую Гвинею. Поэтому торпеды к ним отсутствовали.

У самураев были сложности и с самолетами-перехватчиками. Невзирая на фантастическую дальность «Зеро», 1700 км до цели и обратно истребители могли преодолеть лишь с подвесными баками. По закону подлости последних в Рабауле не было.

Поэтому для нападения на американский авианосец и его авиагруппу армия Страны восходящего солнца послала только «бомберы» с двумя фугасными снарядами весом 250 кг на каждом самолете. Истребители их не защищали.

Из-за ненастья 2 дивизиона (тютая) японских «Бетти» разделились и разыскивали врага отдельно друг от друга. Первыми американцев обнаружили 9 бомбардировщиков второго дивизиона. Локаторы США их тоже засекли. Для поддержки дежурных соединений перехватчиков с авианосца быстро подняли в небо все машины, находившиеся на палубе. Через некоторое время в воздухе оказалось 16 Grumman F4F Wildcat.

Пятерых за раз, или первый ас американской военно-морской авиации
Строй морских бомбардировщиков «Мицубиси» G4M «Бетти»

Пока подмога летела, 4 бомбардировщика смогли пробиться к «Лексингтону», но не сумели точно поразить цель. Командир этих «Бетти» предпринял попытку протаранить авианосец. Однако противовоздушные пулеметы судна разнесли его авиамашину в клочья. Через некоторое время все 9 японских бомбардировщиков уничтожили.

В этом сражении группа самолетов О`Хэйра не участвовала, поскольку находилась в резерве.

Тут прилетели 8 вражеских бомбардировщиков первого дивизиона. Японская авиация удачно выбрала время для атаки: американские локаторы их обнаружили, но из-за хаоса в небе их упустили из вида, поскольку у 50% перехватчиков заканчивалось топливо и им требовалось приземлиться, а вторая половина истребителей на небольшой высоте преследовала оставшиеся самолеты второго тютая.

Авианосец остался беззащитным. От гибели его могла спасти лишь резервная группа самолетов Эдварда О`Хэйра. Ему представился шанс проявить себя и 2 Grumman F4F Wildcat отправились в бой.

Подвиг старшего лейтенанта

Сначала летчик атаковал правое звено из 3 «Бетти». Нападая справа сверху, пилот изрешетил один из моторов правого, а потом и левого ведомого. Бомбардировщики запылали и выбыли из строя. О`Хэйр быстро пролетел под другими самолетами противника и стал готовиться к новой атаке.

Пятерых за раз, или первый ас американской военно-морской авиации
Схема последовательности атак «Уайлдкэта» Эдварда О’Хэйра

Тут командир звена заметил отсутствие собственного ведомого, у которого сломались пулеметы. Так сын адвоката остался единственным, кто мог спасти «Лексингтон». Следующее нападение Эдвард осуществил не поперек звена, а по диагонали сзади слева. Результатом атаки стало повреждение моторов еще у 2-х «Бетти».

Поднявшись выше, истребитель старшего лейтенанта приступил к 3-му нападению спереди слева. В качестве мишени Эдвард выбрал самолет командира дивизиона. Огонь О`Хэйра буквально снес мотор бомбардировщика и тот выбыл из строя. Американский летчик начал стрелять по двигателю правого ведомого командирской группы самолетов, но после короткой очереди огонь прекратился.

У истребителя Эдварда закончились боеприпасы.

В описании все это может показаться легкой прогулкой, но необходимо помнить, что «Бетти» вовсе не являлись беззащитными «котятами». На подбитых старлеем самолетах находилось 32 ствола пулеметов калибра 7,7 мм и 8 автоматических орудий калибра 20-мм.

Пятерых за раз, или первый ас американской военно-морской авиации
«Мицубиси» G4M

Однако за счет правильного выбора направлений нападений самолет О`Хэйра получил только 2 пулевых попадания. Собственные зенитные пулеметы причинили намного больше ущерба.

Финальный бой происходил непосредственно над авианосцем, и оставшиеся «Бетти» смогли провести бомбардировку – снаряды упали в 30 м от борта «Лексингтона».

Самолет японского командира без левого мотора смог выровняться. Его летчик, как и предшественник из предыдущего тютая, решил пойти на таран. Однако он разделил судьбу командующего второго японского дивизиона – зенитки судна сбили его, и авиамашина упала за пределами корабля.

В это время прибывшие к месту воздушной схватки перехватчики в компании пикировщиков «Донтлесс» стали преследовать и уничтожать поврежденные «Бетти».

В итоге из 17 отправившихся на задание бомбардировщиков назад возвратились только 2, да и те восстановлению не подлежали. Иначе говоря, японцы потеряли примерно 50% бомбардировочного воздушного полка, если оценивать по отечественным меркам. В бою они потеряли и 3 тяжелых летающих лодки.

Пятерых за раз, или первый ас американской военно-морской авиации

Дружественный огонь и заслуженная награда

После 2-х бомбардировок и пары попыток тарана зенитчики авианосца находились на взводе. Когда истребитель Эдварда начал садиться, один из них открыл огонь по нему из «Браунинга» калибра 12,7 мм. Свидетели схватки О`Хэйра и японцев сначала отметили 6 сбитых им машин. Но сам летчик был твердо уверен только в 5.

Так или иначе, за 4 мин. первого в жизни сражения пилот не только сумел защитить «Лексингтон», но и заслужил репутацию аса. Первого в истории авиации ВМС США.

Хотя отобрать у японцев порт не вышло, итоги операции объявили удовлетворительными. Пилоты авианосца получили множество наград. Однако сын чикагского адвоката стал единственным, кому вручили высший государственный знак отличия – Медаль Почета. Одновременно Эдварда повысили сразу на 2 чина.

Пятерых за раз, или первый ас американской военно-морской авиации
Эдвард О’Хэйр с женой Ритой

Жизнь командующего авиагруппой корабля «Энтерпрайз» капитана 3-го ранга Эдварда О`Хэйра оборвалась 26.11.1943 г. во время ночного сражения с японскими «Бетти», в ходе прикрытия десантирования на коралловые острова Макин и Тарава. На момент гибели ему было 29 лет.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: