Советские авианосцы: судьба после развала СССР

Развал Советского Союза повлек за собой не только масштабную социальную катастрофу, но и крушение тысячи производственных линий. Заводы остро нуждались в сырье, а из-за новых границ поставки резко прекратились: промышленные комплексы находились на грани развала. Более того, «молодые» независимые республики часто банально продавали станки и технологии за границу, где их охотно скупали все, кто только мог.

А что в СССР?

В СССР основное место занимал ВПК (военно-промышленный комплекс), и развал Страны Советов сказался на нем больше всего. По этой причине прекращалось обслуживание дорогостоящих военных кораблей.

До распада в СССР имелось аж 9 авианесущих крейсера. Они были поменьше обычного авианосца. Зато более автономными и маневренными.

На их содержание тратилось огромное количество денег.

Зато они обеспечивали военное прикрытие по всему миру, неся на себе вертолеты и самолеты. Все резко изменилось после 1991 года.

Советские авианосцы: судьба после развала СССР
Советские авианесущие крейсеры проекта 1143

Финансирование флота резко сократилось, и он больше не мог позволить себе такую технику. Часть крейсеров сняли с постройки, а другую перепродали за границу. Там они были либо включены в военно-морской флот, либо превращены в увеселительные заведения.

Советские флагманы, превращенные в аттракционы или груду металла

Одним из самых известных авианосцев в СССР был крейсер «Киев». Судно стало на вооружение в 1975 году и представляло интересы Союза в Средиземном море и на просторах Атлантики.

На своем борту «Киев» нес 12 палубных самолетов Як-38, а также противокорабельные вертолеты Ка-27 и Ка-25.

Советские авианосцы: судьба после развала СССР
На палубе «Киева»

В 1993 году из-за снижения финансирования корабль сначала отправили в порт приписки, а затем сняли с вооружения ВМФ РФ. Через некоторое время судно выкупила группа предприимчивых лиц за 1,6 млн долларов.

После чего перепродала в Китай за большую в четыре раза сумму. В 2000 году «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь, где он стал частью парка-музея морского флота.

Спустя десять лет боевое судно превратили в плавучий отель.

Аналогичная судьба постигла и «Минск». Его списали в 1993 году и через два года продали Южной Корее. Затем корабль уже корейцы продали в Китай. Бизнесмены Поднебесной превратили авианесущий крейсер в аттракцион «Minsk World».

Советские авианосцы: судьба после развала СССР
«Минск» в качестве аттракциона

Он доступен туристам с 2006 года. Гордость Тихоокеанского флота, крейсер «Новороссийск», также продали корейцам за 4 млн баксов. В Южной Корее его благополучно разобрали на металлолом. В 1992 году недостроенный авианосец «Ульяновск» был разобран на металлолом прямо на стапелях.

Оставшиеся на службе

В настоящее время в российском флоте остался только один авианесущий крейсер, который носит имя «Адмирал Кузнецов». Авианосец принимал участие в помощи РФ Сирийской Арабской Республике и долгое время находился у берегов САР.

Советские авианосцы: судьба после развала СССР
Авианосец «Адмирал Кузнецов»

В 2018 году корабль был отправлен на ремонт. Здесь с ним произошла неприятная ситуация: плавучий док, в котором происходила проверка всех узлов судна, пошел на дно. Авианосец успели вывести, но он получил серьезное повреждение корпуса и «нахлебался» воды. Сейчас рассматривается план ремонта корабля в доках Китая.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: