Сумасшедшая идея: история экранопланов с МБР

Многие любители боевой техники любят вести жаркие дискуссии. Что лучше, какая идея заслуживает внимания, а какая – плод больной фантазии. Отдельные темы являются особенно спорными. В их число входит и тема экранопланов.

Неполноценный корабль и неполноценное воздушное судно или достижение не оцененное по достоинству? Доводы имеются у каждой стороны. Однако в одном вопросе оппоненты единодушны: история у экранопланов довольно плачевная.

Сумасшедшая идея: история экранопланов с МБР
Атомная тарелка «Конвэйр»

Данные машины придумали и создали достаточно давно, а найти им достойное применение не могут по сей день. Любители этой необычной техники придумывали ей разнообразные применения – от носителя противокорабельных ракет до десантной машины, от пожарного и спецтранспорта МЧС до огромного комфортабельного морского судна. Однако все оказалось тщетным.

Идея разместить на экраноплане МБР возникла давно, еще в 1950-е годы. Это произошло не в Советском Союзе, а в Америке. Проект курировал «Convair». В то время параллельно с необычными машинами свой путь начинал транспорт на воздушной подушке. Идеи имели сильное сходство.

Разница между ними заключалась лишь в том, что одни надувают подушку сильными вентиляторами, а у других динамическая подушка появляется благодаря скорости.

В какой-то момент в голову конструкторам пришла идея объединить два вышеуказанных принципа. Сказано – сделано. В результате получилось очень необычное транспортное средство, названное «Гидроскиммер». Снаружи данная техника походила не на морское или воздушное судно, а на летающую тарелку.

Его габариты были гигантскими: диаметр – 122 м, толщина – 20 м. Запускалось данное «НЛО» с помощью целого комплекта реактивных двигателей. Часть из них находилась по периметру аппарата (для возможности повернуть в ту или иную сторону во время движения).

Сумасшедшая идея: история экранопланов с МБР
Два варианта проекта «Конвэйр»: с ракетами «Поларис» и «Регулус»

После формирования динамической подушки, создающейся благодаря набегающему потоку, активировались дополнительные нагнетательные приспособления, образовавшие нечто похожее на обыкновенную воздушную подушку. Все вышеуказанное запускал ядерный реактор.

Создатели из «Convair» считали, что у их детища может быть множество назначений. Однако предложили его в качестве транспорта для размещения стратегического ядерного вооружения.

Тогда активно создавались будущие тактические глубоководные ракетоносцы, и «Hydroskimmer» призван был стать их соперником. Специалисты «Конвэйр» полагали, что скорость в 100 узлов являлась более эффективной защитой для ракетоносителя, нежели чем морская глубина и незаметность.

Вооружение «НЛО» должно было включать 10 самых современных по меркам тех лет ракет UGM-27 «Polaris», либо 8 менее новых крылатых ракет ССМ-Н-8А «Регулус». Однако ВМФ идея не понравилась, и проект не профинансировали. Попытка создать на основе «Hydroskimmer» авианосное судно тоже провалилась. Про экранопланы забыли.

Мирное чудо техники на казахских просторах…

Об экранопланах вспомнили спустя 20 лет в Советском Союзе. В конце 1970-х годов обычные варианты размещения атомных ракет стали терять актуальность.

Если прежде ядерная боеголовка обладала точностью «плюс-минус город» и практически не несла угрозу отлично защищенным шахтам МБР, то с появлением новых информационных технологий ее точность заметно увеличилась. Соответственно противник имел возможность без труда если не взорвать, то нанести серьезный ущерб стволу шахты, саботировав запуск.

Сумасшедшая идея: история экранопланов с МБР

Субмарины стало также проще обнаружить: в морских просторах установили системы обнаружения, американцы и русские использовали субмарины-охотники, следовавшие за ракетоносцами противника след в след, ничем не выдавая своего присутствия.

В подобной обстановке вновь упор стали делать на быстроту передвижения. Если гонять по огромным степям либо тундре нечто высокоскоростное, то враг будет вынужден забрасывать боеголовками всю территорию, рассчитывая на случайное попадание.

В Америке приоритет отдали кораблям с воздушной подушкой, а в Советском Союзе видели будущее в экранопланах.

Последние предложил сам Р. Алексеев. Будучи человеком интеллигентным, Ростислав Евгеньевич прежде всего хотел, чтобы назначение его проекта было мирным: новый транспорт должен был доставлять части ракет мирной космонавтики на космодром. Однако, являясь человеком рациональным, конструктор понимал: намного легче добиться финансирования у армии.

Сумасшедшая идея: история экранопланов с МБР
Мирный советский экраноплан

Поэтому предполагалось, что его детище может использоваться и в военных целях. В частности, целая армада новых машин должна была перевозить по территории базирования как настоящие ракеты, так и макеты – круглосуточно и ежедневно.

Получив команду, что пора нанести удар, экранопланы бы отправились к ближайшей стартовой площадке, откуда и запустили бы боеголовки. Однако реализовать свой проект Ростислав Евгеньевич не успел.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: