Танк Т-34 85: ТТХ «тридцатьчетверки», вес и размеры

Т-34-85 — результат глубокой модернизации легендарной советской «тридцатьчетверки». Техника разрабатывалась для противодействия немецким машинам «Тигр» и «Пантера», с появлением которых, советские танки утратили своё преимущество. Т-34-85 создавался на базе серийной модели Т-34-76, однако, в отличие от прототипа, новые машины получили более серьёзное вооружение и новую башню с усиленным бронированием. Познакомимся с этим танком более детально.

История создания

Начнём с того, что Т-34, который был принят на вооружение перед самой войной, превосходил по характеристикам любую немецкую бронетехнику. Противотанковые орудия гитлеровцев не пробивали броню советского танка. При этом «тридцатьчетверка» без труда уничтожала любые бронемашины Вермахта. Однако назвать Т-34 того времени совершенным оружием нельзя. В условиях боевого применения, у танка был выявлен ряд серьёзных недостатков, которые устранялись путём модернизации. Фактически, первые модификации этой машины стали появляться практически сразу после начала серийного производства.

Так появился проект Т-43. Работы над этой машиной начались ещё в 1642 году, а печальный опыт Курской битвы только форсировал процесс. Это средний танк, который почти на 80% был унифицирован с серийной «тридцатьчетверка». В частности, неизменным осталось вооружение, корпус, основные узлы трансмиссии и ходовой части. Т-43 получил литую башню, усиление лобового и кормового бронирования. В результате этих нововведений, масса танка возросла до 34 тонн, что негативно повлияло на маневренность и скоростные качества. Несмотря на это, танк был принят на вооружение.

Проблема заключалась в вооружении. На Т-43 устанавливалось 76-миллиметровое орудие Ф-34, которое было неэффективно против новых немецких танков. Это наглядно продемонстрировали испытания в Кубинке. Здесь из этого орудия стреляли в борт трофейному «Тигру», и снаряд не смог пробить броню с 200-метровой дистанции. На этом фоне, более перспективным вариантом оказалось зенитное орудие 52К обр. 1939 года. Это орудие без проблем пробило «Тигра» в лоб с расстояния в 1 километр. На этом основании было принято решение о создании танковых орудий с зенитной баллистикой. Первым образцом этой серии стало 85-миллиметровое орудие Д-5Т, которое после испытаний было принято на вооружение.

Оставался открытым вопрос: на какие танки устанавливать новые орудия? Решение было найдено довольно быстро. Т-43 отсеялся из-за своей конструкционной массы. Если оснастить машину более мощным, следовательно, и тяжёлым орудием, танк становился откровенно неуклюжим. Поэтому было принято решение установить пушку на Т-34, предварительно оснастив «тридцатьчетверку» новой башней. Так появился танк Т-34-85, который после ряда испытаний был принят на вооружение. Произошло это в январе 1944 года.

Танк Т-34 85: ТТХ «тридцатьчетверки», вес и размеры

Причины модернизации

Здесь нужно уточнить, что немецкие танковые конструкторы тоже не сидели, сложа руки. Результатом труда инженеров стало появление танков «Тигр» и «Пантера», которые начали поступать в бронетанковые части в 1943 году. Именно с этими машинами столкнулись советские Т-34 в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. Да, победа в этой грандиозной битве осталась за СССР, однако, общий итог был неутешительным.

В частности, немецкие танки расстреливали наши Т-34 с дистанции в 1.5 километра. При этом «тридцатьчетвёркам», для ведения эффективного огня, приходилось сокращать расстояние до 500-600 метров. По сути, победа в Курской битве была достигнута за счёт численного превосходства боевой техники. Из этого опыта были сделаны правильные выводы, поэтому советским конструкторам была поставлена задача по созданию нового танка, который должен превосходить немецкие танки по всем параметрам.

Конструкция Т-34-85

Рассмотрим основные узлы этой модификации серийной «тридцатьчетвёрки».

Орудие

Выше мы упоминали, что в качестве основного вооружения на Т-34-85 было заявлено переработанное зенитное орудие. После модернизации, пушка Д-5Т была опробована на самоходных орудиях СУ-85, которые, кстати, строились на базе т-34. Однако это было временное решение. Фактически, испытание нового орудия в полевых условиях. Когда были построены первые боеспособные образцы Т-34-85, пушка стала устанавливаться на танки. Отметим, что массовым это орудие не стало.

Дело в том, что в период 1943-1944 гг. было выпущено порядка 600 орудий этого типа, 200 из которых было установлено на танки КВ-85 и ИС-1. Поэтому модернизированных «тридцатьчетверок» с этим типом вооружения было считанные единицы.

На серийные танки устанавливалось орудие ЗиС-С-53. Когда встал вопрос о вооружении нового танка, было заявлено 4 проекта орудий. Среди опытных образцов были пушки ЗиС-53 и С-18. Орудия получили высокие оценки, однако, без существенной модернизации установить их в новую башню «тридцатьчетверки» не представлялось возможным. Именно поэтому на первых порах выбор был сделан в пользу Д-5Т.

После доработки С-18 и ЗиС-53 было создано танковое орудие ЗиС-С-53, которое устанавливалось на все танки Т-34-85, выпущенные в 1944 году и позже.

Танк Т-34 85: ТТХ «тридцатьчетверки», вес и размеры

Башня

Установка более мощного вооружения требовало решения попутно возникающих проблем. В частности, у переработанных зенитных орудий была очень сильная отдача, что требовало установки более просторной башни.

Здесь за основу была взята пятигранная трехместная башня, разрабатываемая для танка Т-43. Этот элемент был доработан под ТТХ Т-34-85. В результате получилась шестигранная литая башня с закругленной амбразурной частью. Толщина лобовой брони составляла 90 миллиметров.

Корпус

Этот элемент танка сварной, выполнен из катаной брони. Конструктивно корпус состоит их пяти элементов;

  • Лоб;
  • Корма;
  • Борта;
  • Днище;
  • Крыша.

Лобовая проекция состоит из верхнего и нижнего бронелиста, соединяющихся носовой балкой. На танках более позднего года выпуска, ВЛД и НЛД сваривались между собой встык. В верхнем бронелисте вырезался люк для мехвода и пулеметная амбразура.

Борта изготавливались из наклонных бронелистов. Здесь приваривались надгусеничные полки горизонтального расположения, которые выполняли функцию грязезащитного крыла, служили опорой для перевозимого на броне десанта, использовались для размещения ящиков ЗИП.

Кормовой бронелист крепился болтовым соединением, мог откидываться назад. В днище предусматривались ревизионные люки, обеспечивающие быстрый доступ к сливным пробкам, топливным насосам, основным узлам трансмиссии и подвески.

Силовая установка и трансмиссия

Модернизированные «тридцатьчетвёрки» оснащались дизельными двигателями В-2-34. Это 12-цилиндровые четырехтактные силовые агрегаты бескомпрессорного типа. Чистая конструкционная масса движка, с учётом установленных электрогенераторов составляла 750 килограмм. Максимальная производительность — 500 «лошадок».

Для охлаждения силовой установки предусматривалась жидкостная система с принудительной циркуляцией. Подача горючего осуществлялась посредством топливных насосов НК-1. Общая вместимость топливных баков составляла 545 литров. Поступающий в рабочие цилиндры воздух очищался установками класса «Мультициклон».

Для запуска двигателя был предусмотрен электростартер. В качестве альтернативы предлагалась возможность пуска посредством сжатого воздуха. Для этого были установлены два пневмобаллона.

Коробка передач у Т-34-85 была 5-скоростная, основные элементы трансмиссии: многодисковый главный фрикцион, бортовые передачи и тормозная система.

Танк Т-34 85: ТТХ «тридцатьчетверки», вес и размеры
Чертеж танка Т-34-85

Наблюдение и связь

Для наблюдения за окружающей обстановкой, командир машины пользовался перископическим устройством МК-4. Устанавливался прибор в командирской башенке. Аналогичным средством пользовался и наводчик орудия. Помимо этого, наводчики Т-34-85 пользовались телескопическими прицелами серии ТШ-16. На случай выхода этих приспособлений из строя, в командирской башенке было предусмотрено 5 смотровых щелей.

Механик водитель осуществлял наблюдение через приборы наблюдения перископического типа. Стрелку предлагалось прицельное приспособление ППУ-8Т.

Ходовая часть

Гусеничный движитель танка включал по 5 опорных катков с прорезиненной поверхностью по каждому борту. Направляющие катки были литыми, оснащались приспособлениями кривошипного типа для натяжения траков. Ведущие катки оборудовались роликами, обеспечивающими надёжное сцепление с внутренним гребнем гусеницы. Каждая гусеница весила 1 150 килограмм, ширина траков 500 мм, расстояние между прилегающими звеньями — 172 миллиметра.

Подвеска боевой машины была индивидуальной, относилась к пружинному типу.

Тактико-технические характеристики Т-34-85

  • Конструкционная масса — 32 200 килограмм;
  • Компоновка — классическая схема Т-34;
  • Экипаж — 5 человек;
  • Внешние габариты корпуса: длина/ширина/высота — 8 600/3 000/2 700 миллиметров;
  • Дорожный просвет — 400 мм;
  • Основное орудие — ЗиС-С-53, калибром 85 мм с зенитной баллистикой;
  • Углы вертикального наведения — +22/-5 градусов;
  • Загружаемый боекомплект — 56 снарядов;
  • Вспомогательное вооружение — два танковых пулемета ДТ калибром 7.62 мм;
  • Лобовое бронирование башни и корпуса — 90 и 45 миллиметров соответственно;
  • Максимальная скорость — 55 км/час;
  • Преодолеваемый угол подъёма — 35 градусов;
  • Запас хода — 250-300 километров в зависимости от типа дорожного покрытия;
  • Двигатель — 500-сильный агрегат В-2-34 с V-образным расположением цилиндров;
  • Ходовая часть — стальной гусеничный движитель на пружинной подвеске.

Танк Т-34 85: ТТХ «тридцатьчетверки», вес и размеры

Боевое применение

Не секрет, что Т-34 был самым массовым советским танком времён Великой Отечественной войны. Эти машины были приняты на вооружение в самом начале ВОВ, поэтому принимали участие во всех сражениях военной компании, пройдя боевой путь от Москвы до Берлина.

Отметим, что последующие модификации, в частности, Т-34-85 органично сочетали высокую мобильность и отличную огневую мощь. Эти качества делали любое направление атаки потенциально танкоопасным. «Тридцатьчетвёрки» могли появиться буквально неоткуда, и прорвать оборону немецких войск, поддерживая пехоту огнём и маневром. Это заставляло немцев выстраивать минные заграждения и ставить противотанковые орудия по всей линии фронта, независимо от того, находились в этом районе бронетанковые части РККА или нет. Но даже несмотря на это, Т-34-85 всегда оставляли за собой возможность нанесения неожиданного танкового удара.

Отметим, что ближе к концу войны, Т-34-85 начал технически устаревать. Советские конструкторы не увеличивали бронирование машины, сделав выбор в пользу маневренности и вооружения. При этом немцы предпринимали ответные шаги, направленные на эффективное противодействие советским танкам. В частности, на вооружение принимались новые противотанковые орудия, появились гранатометы реактивного типа. В результате в 1945 году, практически каждое попадание в Т-34-85 заканчивалось пробитием брони.

Несмотря на нюансы, после Победы Т-34-85 продолжали активно использоваться во многих странах мира. Отметим, что эти боевые машины принимали участие в следующих военных конфликтах:

  • Война в Корее;
  • Суэцкий кризис;
  • Восстание в Венгрии;
  • Война во Вьетнаме;
  • Гражданское противостояние в Нигерии;
  • Операция по поддержанию мира на Кипре;
  • Война в Ливане;
  • Боевые операции в Афганистане;
  • Военные конфликты в Боснии и Хорватии.

Отметим, что на вооружении иракской армии, советские «тридцатьчетвёрки» оставались вплоть до начала 2000 года.

Танк Т-34 85: ТТХ «тридцатьчетверки», вес и размеры
Танковый выстрел

Модификации Т-34-85

Начнём с того, что на базе этой машины были построены самоходные противотанковые орудия СУ-85, СУ-100, СУ-122. Цифровое обозначение указывает на калибр установленного орудия. Была и другая боевая техника, при создании которой, в качестве прототипа использовалась советская «тридцатьчетверка». Сюда относятся:

  • Ремонтно-эвакуационная машина VT-34 (Чехословакия);
  • Истребитель танков Т-100 (Египет);
  • 122-миллиметровая САУ Т-122 (Египет);
  • Самоходное артиллерийское орудие Т-34/122 (Сирия и Куба);
  • 100-миллиметровая зенитная установка (Куба);
  • Самоходное артиллерийское орудие Т-34-130 (Куба).
Танк Т-34 85: ТТХ «тридцатьчетверки», вес и размеры
Захваченный под Харьковом танк Т-34 130-й танковой бригады

Помимо этого, была очень удачная модификация Т-34-85, сделанная югославскими конструкторами. В отличие от прототипа, здесь были установлены скосы брони в лобовой проекции корпуса, штатное орудие получило дульный компенсатор, а крыша башни стала выпуклой. Помимо этого, были доработаны некоторые узлы трансмиссии, установлен дизельный двигатель югославского производства. Отметим, что работы над этим проектом не получили продолжения, и были свёрнуты в 50-ом году прошлого века. Всего было выпущено 7 таких машин, одна из которых сейчас находится в военном музее Белграда.

Заключение

Именно Т-34-85 можно назвать настоящим оружием победы. Эти машины создавались для противодействия немецким «Тиграм» и «пантерам», и справились с поставленными задачами на 100%. При этом конструкция танка получилась настолько удачной, что эта модификация продолжала участвовать в военных конфликтах вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия. Несмотря на то, что на вооружении всех стран имелись более эффективные образцы бронетанковой техники.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: