Технические характеристики БТР-80: вес и габариты

БТР-80 — боевая машина, обеспечивающая безопасную транспортировку и огневую поддержку мотострелковых подразделений в районах боевых действий. Бронетранспортёр был запущен в серийное производство в середине 80-х годов прошлого века, стоит на вооружении и изготавливается в настоящее время. Техника прошла через все вооружённые конфликты, прокатившиеся волной по территории постсоветского пространства.

Эта модификация БТР активно поставлялась на экспорт, и используется армиями 26 стран мира.

История создания

Начнём с того, что вопрос о безопасной перевозке живой силы воинских частей и подразделений возник сразу после победы СССР во Второй мировой войне. Первые шаги в решении этой проблемы были сделаны КБ Горьковского автозавода. Именно здесь в 1940 году, разрабатывался проект с рабочим индексом «Объект 141». Это была конструкция лёгкого бронетранспортёра, который был запущен в серийное производство, как БТР-40. Произошло это в 1949 году.

Интересно! К слову, советские инженеры практически полностью скопировали американский броневик Scout Car M3A1, который поставлялся в страну по ленд-лизу.

Дальше пошла доработка и модернизация серийной модели. Например, в 59-ом году была создана амфибия БТР-60. На его базе построили БТР-70, отличавшийся от прототипа более мощным вооружением. Эта модификация была поставлена на вооружение в 1976 году, поэтому обкатка фактически проводилась в горах Афганистан.

Технические характеристики БТР-80: вес и габариты

Печальный опыт Афганской войны наглядно продемонстрировал все недостатки этой машины, к слову, унаследованные от предыдущей модификации.

  • В частности, у 70-ки проявились проблемы со спаренными карбюраторными движками, которые некомфортно чувствовали себя в условиях высокогорья: теряли мощность, и очень неэкономично потребляли казённое топливо.
  • Помимо этого, неудачной оказалась и конструкция загрузочных люков десантного отсека, затрудняющих посадку/высадку бойцов.
  • Максимальный угол возвышения спаренного пулемёта КПВТ не обеспечивал прикрытие пехоты в горах.
  • Бронезащита машины оказалась недостаточной, водомётный двигатель забивался речным илом.

В результате было решено модернизировать 70-ку, построив на её базе более совершенный БТР-80. Работа была поручена группе конструкторов Мухина и Мурашкина. Проектировалась машина в КБ Горьковского автозавода, рабочий индекс — ГАЗ-5903. Несмотря на то что речь шла о модернизации, специалисты провели полную реконструкцию БТР-70.

Из внесённых в конструкцию изменений можно выделить следующее:

  • Отказ от двух бензиновых двигателей в пользу одной дизельной силовой установки большей производительности;
  • Монтаж двустворчатых десантных люков;
  • Усиление бронирования;
  • Увеличение корпуса;
  • Реализация возможности ведения огня из-под брони;
  • Уменьшение дорожного просвета.

При этом ставшую традиционной компоновку БТР-70 конструкторы сохранили полностью. После прохождения испытаний, БТР-80 был принят на вооружение. Произошло это знаковое событие в 1986 году.

Технические характеристики БТР-80: вес и габариты

Тактико-эксплуатационные характеристики

  • Общепринятая классификация — бронетранспортёр на колёсном ходу;
  • Двигатель — КамАЗ-7403, объёмом 10.8 литра, агрегат дизельный с турбированной подачей топлива, заявленная производительность: 260 «лошадок»;
  • Коробка передач — 5-ступенчатая;
  • Запас топлива — 300 литров;
  • Снаряжённая масса — 13.6 тонн;
  • Скоростные значения: максимальная/крейсерская/плавающая — 85/30/9 км/час;
  • Подвеска — торсионная независимая;
  • Внешний габарит: длина/ширина/высота — 7650/2900/2350 мм;
  • Дорожный просвет — 475 мм;
  • Ширина колеи — 2.4 метра;
  • Запас хода — 600 км по асфальту и около 300 по пересечённой местности;
  • Вместимость — 10 человек включая экипаж;
  • Бронирование — противопульная броня, толщиной 7-10 мм;
  • Установленное вооружение — пулемёты ПКТ и КПВТ.

Технические характеристики БТР-80: вес и габариты

Общее описание

Компоновка БТР-80 условно подразделяется на три модульных блока:

  1. Головной отсек с механиком-водителем и командиром машины;
  2. Десантный отсек, где находится оператор-наводчик и 7 бойцов;
  3. Моторный отсек с двигателем.

Здесь нужно уточнить, что порядка 10-15 человек обычно размещаются на бронемашины. Для быстрого обслуживания силовой установки предусмотрены ревизионные люки, обеспечивающие доступ к основным узлам двигателя.

Люки десантного отсека состоят из двух частей: верхняя откидывается в бок, нижняя опускается, образуя небольшой трап. Такая компоновка заметно упрощает высадку десанта, в том числе, из движущегося бронетранспортёра.

Корпус выполнен из слабо дифференцированной брони, обеспечивающей защиту от стрелкового вооружения. Обтекаемые обводы «тела» БТРа нацелены на лучшее преодоление водных преград. Когда техника плывёт, в передней части поднимается волноотражающий щиток, обеспечивающий защиту смотровых стекол мехвода.

Технические характеристики БТР-80: вес и габариты

Конструкция

Рассмотрим основные узлы и элементы 80-ки более детально.

Корпус и башня

Сразу нужно отметить, что броня техники рассчитана на защиту от стрелкового вооружения. Огонь артиллерии (даже мелкокалиберной), минометный обстрел, попадание кумулятивных гранат и ракетных комплексов для БТР-80 смертельны. От крупнокалиберных пулемётов, защита также не спасает.

Внутри корпуса расположены сиденья, соединённые спинками для размещения десанта. Бойцы сидят лицом к корпусу, при необходимости могут вести автоматный огонь из личного оружия через шаровые установки.

На заметку! В таком боевом положении мёртвыми зонами остаётся задняя полусфера и передняя левая часть корпуса.

Штатное вооружение

На БТР-80 устанавливаются два танковых пулемета:

  1. КПВТ — крупнокалиберный пулемёт, разработанный конструктором-оружейником Владимировы, калибра 14.5 мм;
  2. ПКТ — танковый пулемёт созданный Калашниковым, калибра 7.62 мм.

Вооружение скомпонованное, турель размещается на цапфе в лобовой проекции башни. Угол вертикальной наводки варьируется в границах −4/+60 градусов. Прицеливание осуществляется через монокуляр 1ПЗ-2 с переменным кратным увеличением.

Эта особенность позволяет обстреливать наземные цели на дистанции до 2-х километров, поражать воздушные объекты на расстоянии до 1000 метров.

Боекомплект КПВТ составляет 500 патронов в 10 лентах. Сюда входят бронебойные, трассирующие и зажигательные пули. Этот пулемет рассчитан на поражение воздушных целей и слабозащищённой техники. ПКТ подавляет и уничтожает живую силу противника. Боекомплект этого пулемёта рассчитан на 2000 выстрелов. Сектор ведения обстрела — 360 градусов.

Технические характеристики БТР-80: вес и габариты
БТР-80 внутри

Мобильность

Благодаря КАМАЗ-овскому двигателю и торсионной подвеске с гидроамортизаторами, «восьмидесятка» может передвигаться по асфальтированным дорогам и пересечённой местности. Тип грунта влияет на скоростные характеристики и общий запас хода.

Водные преграды преодолеваются за счёт установленных водомётных движителей.

Средства связи и визуального контроля

В спокойной обстановке, механик-водитель и командир машины контролируют окружающую обстановку через открытые люки или смотровые стёкла. В зоне боевых действий, ситуация меняется.

В частности, для безопасности мехвода предусмотрены четыре устройства класса ТНПО-115, обеспечивающие полноценный обзор переднего сектора. Для тёмного времени суток, два смотровых прибора заменяются бинокулярными перископами ночного видения серии ТВНЕ-4Б, работающих по принципу усиления натурального освещения.

Для обзора командира машины предусмотрен электронно-оптический модуль ТКН-3 с независимыми каналами и ночного видения. Этот перископ бинокулярного типа соединяется с прожектором, дополненным ИК-светофильтром. В распоряжении оператора-наводчика имеются приборы обзора ТНП-205 и ТНПТ-1, скомпонованные в левой боковой проекции и крыше башни соответственно. Для обзора бойцов, находящихся в десантном отсеке установлены приборы визуального наблюдения класса ТНПО-115, расположенных в верхних бронелистах по обоих сторон люков.

Функцию переговорного устройства внешней связи используются радиостанции Р-163 либо Р-173. Внутренняя связь доступна только членам экипажа, и организуется штатной рацией Р-124.

Компоновка ходовой части

БТР-80 построен по колесной формуле 8×8, с четырьмя ведущими мостами (передний отключаемый). Это обеспечивает бронетехнике отличные показатели динамики разгона, маневренности и проходимости. Поворот шасси осуществляется посредством гидроусилителя рулевого управления.

Высокая проходимость обеспечивается за счёт централизованной регулировки давления в камерах шин. Эта особенность обеспечивает высокую мобильность техники в условиях бездорожья, характерную для боевых машин на гусеничном двигателе.

На заметку! Реализация ходовой части позволяет машине сохранять подвижность даже при подрыве на противопехотной или противотанковой мине. В таких ситуациях энергия взрыва выводит из строя только одно колесо, остальные сохраняют полную функциональность.

Силовая установка и основные узлы трансмиссии

В качестве основного силового агрегата на «восьмидесятку» устанавливается двигатель КАМАЗ-7403, оснащённый турбокомпрессором. Воздухозаборники расположены высоко, чтобы исключить попадание воды внутрь двигателя в процессе преодоления водных преград.

Ниже радиатора располагаются два водомётных движка, воздухозаборные камеры которых направлены вниз, и находятся за крайним задним шасси.

Сцепление двухдисковое, сухого типа, сочленяется с 5-ступенчатой коробкой передач, с синхронизированным переключением. Усилие передаётся через карданный вал на раздаточную коробку. Схема трансмиссии предусматривает возможность принудительной блокировки дифференциала для передвижения по пересечённой местности.

Чтобы избежать выхода из строя основных узлов в результате перегрузки, в «раздатке» предусмотрена муфта критического момента.

Технические характеристики БТР-80: вес и габариты

Особенности боевого применения

БТР-80 принимал участие практически во всех локальных конфликтах. Машина чётко выполняла возложенные на неё функции: занималась переброской бойцов мотострелковых подразделений, обеспечивала огневое прикрытие.

Например, в 1996 году, на БТР-80 вывозили раненых военнослужащих внутренних войск, которых боевики заблокировали на площади Минутка в Грозном. Тогда БТР имитировал поджог, выпустив дымовую завесу и сбросив скорость. Когда дудаевцы покинули укрытия, ожидая эвакуации бойцов из раненой машины, оператор-наводчик «восьмидесятки» прижал боевиков огнём, после чего бронетранспортёр набрал скорость и вырвался из кольца.

Аналогичных ситуаций в истории боевого применения БТР-80 было много, и всегда техника демонстрировала свою надёжность и выносливость.

Модификации

В рамках модернизации прототипа, на вооружении российской армии появились следующие машины:

  • Командирский БТР-80К, оборудованный дополнительными средствами связи;
  • Бронетехника с башней лафетного типа БТР-80А;
  • Доработанная версия предыдущей машины, адаптированная для войск Росгвардии БТР-80С;
  • Машина с удлинённым корпусом и двигателем ЯМЗ-238 БТР-80М.
Технические характеристики БТР-80: вес и габариты
БТР-80А

Боевые машины, построенные на базе БТР-80

Сразу отметим, что модернизировалась «восьмидесятка» не только российскими конструкторами, но и иностранными инженерами стран, куда машина поставлялась на экспорт. Например, в Венгрии, на платформе этого шасси создавались инженерные, ремонтно-эвакуационные и разведывательные машины.

В российской армии БТР-80 был взят за основу при создании следующих видов боевой техники:

  1. Мобильный командно-наблюдательный пост «Капустник Б»;
  2. Разведывательная бронемашина БРДМ-3, и её модификации БРВМ-К и БРЭМ-К;
  3. Самоходная артиллерийская установка «Нона-СВК»;
  4. Противодиверсионные машины «Тайфун» и «Тайфун-М»;
  5. Противопожарная машина «Пурга»;
  6. Командно-штабной комплекс «Кушетка Б»;
  7. Передвижной комплекс радиоэлектронного противодействия «Инфауна»;
  8. Бронемашины для химической и биологической разведки РХМ-4 и РХМ-6.

Помимо этого, на базе «восьмидесятки» создавались унифицированные шасси, даже гражданский вездеход ГАЗ-59037.

Технические характеристики БТР-80: вес и габариты
Бронемашины для химической и биологической разведки РХМ-4

Культурное наследие

БТР-80 по праву считается самой массовой боевой машиной последних десятилетий. Бронетранспортёр часто снимается в фильмах и сериалах, посвящённых военным событиям на Кавказе и территориях бывших союзных республик.

Кроме этого, техника часто принимает участие в военных парадах, которые проходят на Красной площади Москвы и улицах других городов России. Для коллекционеров предлагаются сборные модели, которые выпускает отечественная компания «Звезда», итальянское предприятие ITALERI и китайская фирма TRUMPETER.

Заключение

Несмотря на массу преимуществ, БТР-80 является далеко не идеальной машиной. Ключевые недостатки были выявлены в ходе военных операций, где участвовали бронетранспортеры первых серий. Примечательно, что конструктивные недоработки не были устранены и в последующих модификациях.

В частности, во время первой и второй Чеченских компаний, БТР-80 использовался бойцами патрульных групп. При этом военнослужащие предпочитали размещаться на броне, рискуя попасть под огонь снайперов. Это было обусловлено тем, что корпус ЬТР не обеспечивал защиту от мин, и наезд машины на фугас практически со 100% вероятностью приводил к гибели или тяжёлым ранениям всех, кто находился внутри.

Кроме этого, размещение экипажа в передней части машины не совсем удачное решение: у аналогичной техники других стран мира здесь расположен двигатель, обеспечивающий дополнительную защиту. Шаровые установки для ведения огня изнутри десантного отсека не обеспечивают круговой сектор обстрела, оставляя мёртвые зоны.

Несмотря на это, БТР-80 продолжает оставаться основной «рабочей лошадкой» мотострелковых подразделений и войск Росгвардии.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: