В следующий раз повезёт: самый провальный военный проект Германии

Благодаря двум мировым войнам немцы прославились не только как прирождённые воины, но и как находчивые изобретатели. Причем изобретения сумрачного тевтонского гения порой поражали как своими масштабами, так и своей бесполезностью — это и «Колоссаль-Ваген», гигантский танк Первой мировой войны, и еще более гигантские танки «Маус» и «Ратте», проектировавшиеся в рамках «Оружия возмездия», и опередившие своё время.

Но военный проект, о котором пойдёт речь в этой статье, напротив, какими-то особыми масштабами не отличается, поражает своей скромностью и вполне заурядным внешним видом. Но на своё время он был достаточно революционен для того, чтобы быть единственным в своём роде, и достаточно бесполезен для того, чтобы стоить Германии миллионов рейхсмарок и многих проваленных операций. Итак, встречайте — самоходная мина на дистанционном управлении «Голиаф»!

Мина или танкетка?

В следующий раз повезёт: самый провальный военный проект Германии

Определить, чем же именно был «Голиаф» – миной или танкеткой — довольно трудно. По своему назначению (подрыв танков и пехотных полков) он был скорее мобильной миной, но размером и внешним видом напоминал миниатюрный танк. В наши дни «Голиаф» поочередно называют то танкеткой, то миной.

Грандиозный проект

В следующий раз повезёт: самый провальный военный проект Германии
Первый прототип “Голиафа”

Идея, как всегда, была по-тевтонски амбициозной: немцы планировали создание передвижной мины, которую можно было бы направлять прямиком под гусеницы вражеских танков и под нос зазевавшимся воякам, ликвидируя таким образом целые батальоны, даже не приближаясь к ним. С этой целью в 1940 году автокомпании Карла Боргварда и была поручена миссия по созданию машины, которая могла бы перевозить от 50 килограмм тротила. Такая машина в итоге и была создана, получив истинно библейское название «Голиаф». Однако её производство оказалось слишком дорогостоящим, а практический эффект от её применения, мягко говоря, не радовал.

Технические характеристики

В следующий раз повезёт: самый провальный военный проект Германии

Самой заметной особенностью этой чудо-машины были танковые гусеницы, которые вкупе со слабым коллекторным двигателем (позже замененным на двигатель внутреннего сгорания) позволяли ей развивать скорость чуть более 9 километров в час, что было слишком мало даже для того, чтобы догнать танк.

Управлялись «Голиафы» при помощи пультов, похожих на джойстики от современных приставок, подсоединенных к машинам при помощи длинного кабеля. Само собой, этот кабель при должной внимательности смотрящего легко выдавал местоположение оператора, управляющего танкеткой. 10-миллиметровая броня не спасала машину не только от взрыва простой гранаты, но и от прицельной пулеметной очереди. При должной сноровке «Голиафы» можно было легко вывести из строя, паля по ним из обычного стрелкового оружия. Словом, это был полный провал.

Применение во время войны

В следующий раз повезёт: самый провальный военный проект Германии
Солдаты США катаются на захваченной самоходной мине

Впервые «Голиафы» были применены в битве на Курской дуге и уже тогда доказали свою полную неэффективность. Довольно быстро стало понятно, что подвести эту машину под танковую гусеницу практически нереально, а для использования в инженерных и диверсионных целях её заряд был слишком мал.

Применялись «Голиафы» и в некоторых других битвах, но их серийное производство довольно быстро было прекращено. За всю войну их было произведено чуть более семи с половиной тысяч, что довольно много и, учитывая высокую стоимость, затратно в финансовом плане. Сейчас эти мины выставляются в многочисленных военных музеях как напоминание о том, насколько непрактичной порой бывает немецкая гениальность.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: