​​Самолет Ту-95: возможности «Медведя»

После окончания Второй мировой войны в СССР продолжалось проектирование и разработка ядерного оружия. Одной из самых актуальных задач в этом направлении являлось создание самолетов, имеющих возможность переносить атомные заряды на большие расстояния. На тот момент уже был выпущен стратегический бомбардировщик Ту-4, однако он не имел возможности совершать дальние перелеты.

История создания

Ту-95-1

В 1951 году были сформированы технические требования к конструкции и характеристикам военного самолета. Во главе команды, которая разрабатывала Ту-95, назначили Н.И. Базенкова. Для силовой установки было решено использовать спаренные турбовинтовые двигатели ТВ-2Ф, спроектированные на базе трофейного UMO-022. Образец получил название Ту-95-1. Два первых воздушных судна создавались на авиационном заводе No 156 в Москве. Уже в 1952 году готовая модель (в разобранном состоянии) была привезена в подмосковный Жуковский для испытательных мероприятий. Осенью 1952 был осуществлен первый полет, который прошел успешно. Тестирование 95-1 длилось в течение 2 лет, однако в 1953 году, во время семнадцатого вылета, произошло возгорание третьего двигателя. Командир корабля, А. Д. Перелет, приказал остальным летчикам воспользоваться парашютами и оставить воздушное судно. А сам продолжил полет, надеясь «дотянуть» до посадочной полосы. Однако вскоре бомбардировщик потерял высоту и рухнул вниз. В этой катастрофе погибли 4 пилота.

​​Самолет Ту-95: возможности «Медведя»

Ту-95-2

Первый вариант был готов к 1954 году. Его оборудовали моторами ТВ-12 (НК-12). Впервые он оторвался от земли в 1955 году (командир М.А. Нюхтиков). Испытательные полеты длились около одного года (около 168 часов). В эксплуатацию военный бомбардировщик поступил уже в 1956 году, а через год уже была выпущена новая модель — Ту-95М, строительство которой осуществлялось авиазаводом в Куйбышеве до 1958 года. После чего завод был переоборудован под выпуск ракетоносителя Ту-95К. Он производился до 1965 года.

​​Самолет Ту-95: возможности «Медведя»

Ту-95 МС

Начиная с 1970 года, в производство запускается новая модификация военного воздушного судна — 95 МС. Он создан на базе предыдущих моделей и собирается на том же Куйбышевском заводе. Всего было построено 90 таких кораблей (с 1970 по 1992 год). Факт. Самолет имеет и другое название — изделие «В», которое по кодам НАТО расшифровывается как Bear — «Медведь».

​​Самолет Ту-95: возможности «Медведя»
​​Самолет Ту-95-МС

Ту-95 МС

Начиная с 1970 года, в производство запускается новая модификация военного воздушного судна — 95 МС. Он создан на базе предыдущих моделей и собирается на том же Куйбышевском заводе. Всего было построено 90 таких кораблей (с 1970 по 1992 год).

Факт. Самолет имеет и другое название — изделие «В», которое по кодам НАТО расшифровывается как Bear — «Медведь».

Характеристики Ту 95

Экипаж состоит из 8 — 9 человек.

Ту-95 имеет следующие габариты (м):

  • длина — 46,17;
  • высота — 12,5;
  • размах крыльев — 50;
  • площадь крыльев — 283,70 м2.

Масса (кг):

  • без загрузки — 83000;
  • для взлета (макс) — 172000;
  • масса горючего (макс) — 88700.

Летные характеристики:

  • силовая установка — 4х ТВД НК-12;
  • тяга — 4×12000 кгс;
  • скорость (макс) — 882 км/ч;
  • скорость (средн) — 720-750 км/ч;
  • протяженность перелета — 12100 км;
  • потолок высоты — 11,900км.
​​Самолет Ту-95: возможности «Медведя»
Ту-95

Конструкция

Планер самолёта

Прототипом модели 95МС служит Ту-142МК. Самолет выполнен по схеме свободнонесущего цельнометаллического моноплана, оснащенного четырьмя ТВД, утопленными в крыльях. Двигатели снабжены двумя соосными винтами с четырьмя лопастями. Крыло имеет стреловидную форму. Грузовое отделение размещено в средней части корпуса.

Шасси и силовая установка

Шасси имеет три опоры и втягивающуюся конструкцию. Входные люки основных опор снабжены механизмами МПШ-18МТ.

Один из самых мощных в мире двигателей, НК-12, оснащен 14-ступенчатым компрессором и пятиступенчатой турбиной. Регулировка компрессора производится с помощью перепускных клапанов.

Факт. КПД турбины — 94%, это рекордный показатель среди силовых установок такого типа.

Для подачи топлива применяется командно-топливный элемент, сконструированный в едином агрегате (блоке).

Ту-95МС снабжен автоматической системой для запуска силовой установки. Использование высокомощных турбовинтовых двигателей делает невозможным скрытое применение воздушного судна, что обусловлено повышенной шумностью. Однако это не является существенным недостатком для выполнения боевой задачи.

Факт. Замена двигателя НК-12 трудоемкий и сложный процесс, который требует специальных навыков.

Топливная система

Для хранения топлива в крыльях и фюзеляже закреплены мягкие резиновые баки, соединенные трубопроводами, которые образуют независимую топливную систему для каждой силовой установки.

Использованием топлива и его поступлением из кессонов управляет автоматическая система СЭТС. Она же управляет аварийным сливом горючего, и включается при возникновении необходимости сохранения центровки и снижения полетного веса.

Самолет оборудован системой нейтрального газа, которая представляет собой батарею из 8 баллонов с углекислотой в жидком состоянии. Она предотвращает воспламенение топливных паров при пробитии бака.

На левой и правой консоли воздушного судна находятся 4 горловины для пополнения запасов топлива.

Воздушная система

На приводных коробках силовых установок размещены поршневые нагнетатели воздуха (компрессоры АК-150НК). Этот комплекс подает сжатый воздух для аварийных систем:

  • выход шасси;
  • слив горючего;
  • экстренное открытие переднего люка в кабине;
  • уменьшение давления в герметичной кабине;
  • закрытие заслонок для продува генераторов в случае возгорания двигателя;
  • перезарядка орудий.

​​Самолет Ту-95: возможности «Медведя»

Гидросистемы

Гидравлика Ту-95 «Медведь» — это системы высокого и низкого давления, не зависящие друг от друга. Первая ГС (120–150 кг/см²) получает питание от гидропомпы (агрегат 465А) и дает возможность обеспечить работу впускного и выпускного механизма шасси, торможение и поворот передних колес, изменение положения верхней орудийной башни, а также движение привода подвижного пола и работу стеклоочистителей.

ГС низкого давления (бустерная 75 кг/см²) связана с гидронасосами (437Ф) и обеспечивает действие гидроусилителей, используемых системой управления воздушным судном.

Система управления полетом

Работает по электрогидромеханической схеме и состоит из двух штурвалов и двух пар педалей, которые связаны с комплексом управления. Чтобы снизить прилагаемую силу на рулевое управление установлены гидроусилители.

Противообледенительная и противопожарная системы

Включает в себя нескольких элементов:

  • комплекса электрообогрева крыльев, винтовых лопастей и втулок и стекол;
  • системы электрообогрева двигателей и их составляющих;
  • сигнализации, сообщающей об обледенении двигателей.

Комплекс противопожарной безопасности состоит из автоматической и ручной системы. Самолет оборудован сигнализацией (тип ССП-2А) и пятью огнетушителями (ОУ). Также спроектировано оборудование, предупреждающее воспламенение силовых установок при их повреждении (ОСУ-5).

Электрооборудование

Этот комплекс включает в свой состав:

  • устройства переменного тока (стабильной и нестабильной частоты);
  • источники постоянного тока;
  • распределительная сеть;
  • приборы, потребляющие электроэнергию.

Основное питание — восемь генераторов (ГСР-18000М), установленных по две штуки на каждую силовую установку. Аварийное питание — два аккумулятора (12САМ-55). Для работы первичной сети переменного тока используются четыре генератора переменного тока (СГО-30У). Питание вторичных цепей осуществляется при помощи двух однофазных преобразователей (ПТ-1000). В моделях, выпущенных после 1970 года, используются три трехфазных преобразователя (ПТ-600).

​​Самолет Ту-95: возможности «Медведя»
​​Самолет Ту-95 кабина

Навигационное и радиоэлектронное оборудование

Ту-95 оборудован следующими элементами:

  • автопилотом (АП-15Р);
  • навигационно-вычислительным комплексом (ЦНВУ-И-1);
  • пилотажно-навигационным устройством (Путь-1Б);
  • системой определения курса (КС- 6Д);
  • прибором ориентации (БЦ-63А);
  • двумя астрономическими компасами (ДАК-ДБ-5 и АК-53П);
  • авиационным сектантом перископического типа (СП-1М).

Модификации

На базе прототипа были разработаны следующие модели.

Ту-95 базовый вариант
Ту-95 модернизация для осуществления дальних перелетов (запас горючего увеличен)
Ту-95A оборудован термоизоляционной защитой, шторами со светозащитным покрытием и комплексом по обогреву бомбового хранилища. Вооружение — ядерные боеголовки
Ту-95К бомбардировщик, имеющий в своем арсенале КР Х −20
Ту-95У и Ту-95КУ самолеты для обучения пилотов
Ту-95Н используется как носитель для бомбардировщика РС
Ту-96 отличается от прототипа дополнительно установленными ТВ-16 и большей площадью крыльев
Ту-95М эта модификация обеспечена мотором НК-12М
Ту-95М-5 опытный образец, используется в качестве носителя для сверхзвуковой КР КСР-5
Ту-95В с его помощью производились исследования термоядерной боеголовки
Ту-95КД имеет возможность для воздушной заправки
Ту-95РЦ разведывательный самолет, использующийся для указания целей военно-морским силам
Ту-95МР стратегический разведывательный вариант
Ту-95КМ бомбардировщик модернизированный под КР Х-20М
Ту-95К-22 самолет-носитель для К-95-22 и КР Х-22
Ту-95МС спроектирован для КР Х-55
Ту-95М-55 экспериментальная лаборатория для испытаний Ту-95МС
Ту-95ЛАЛ Ту-95ЛАЛ — испытательный комплекс для воздушного судна, работающего на ядерном топливе.
Ту-116. модернизация базовой модели в пассажирское судно
Ту-119 летающий исследовательский комплекс, снабженный штатными НК-12М и экспериментальными ядерными комплексами
​​Самолет Ту-95: возможности «Медведя»
​​Самолет Ту-95КМ – бомбардировщик модернизированный под КР Х-20М

Вооружение

Бомбовый отсек базовой модели выдерживает нагрузку около 12 тонн боеприпасов. В нем возможно размещение авиационных бомб (включая ядерные боеголовки).

  • Модификации 95-20 и 95-КД снабжены ракетами КР Х-20, с ядерными зарядами. Дистанция поражения — от 300 до 600 километров.
  • Ту-95В (единственный экземпляр) был использован в октябре 1961 года для перемещения самого мощного термоядерного боезаряда (Царь-бомбы).
  • Ту-95МС является стратегическим бомбардировщиком, который обеспечен наличием КР Х-55. Его модификация МС6 оснащена барабанной пусковой установкой.

В варианте МС16 предусмотрена дополнительная подвеска, закрепленная под крыльями, в которой находятся десять дополнительных боезарядов Х-55.

​​Самолет Ту-95: возможности «Медведя»
Ту-95КМ

Эксплуатация

Перелеты в Ту-95 сопровождался значительными сложностями для экипажа. Самолет был не приспособлен для длительного пребывания в воздухе. Неудобные кресла и уборная, загрязненный масляными парами воздух и повышенная сухость, вызывала быструю усталость у членов команды. При модернизации воздушного судна часть недочетов была устранена.

Сложностями сопровождалась зимняя эксплуатация, поскольку масляная смесь становилась густой и вязкой при температуре ниже нуля. Для того чтобы взлететь, силовые установки нагревались наземными обогревателями, а при их отсутствии, моторы необходимо было прогревать через несколько часов. После разработки моторного масла МН-7,5У эта проблема перестала быть актуальной.

Факт. После модернизации была установлена дополнительная силовая установка (в форкиле), забирающая теплый воздух для обогрева двигателей.

Одним из серьезных недостатков Ту-95 является отсутствие механизма катапультирования для экипажа.

На вооружении

В 2013 году самолеты прошли модернизацию. На базе Ту-95МС-16 (35 единиц с системой «Спрут») появилась новая модель — Ту-95МСМ. Доработки коснулись радиоэлектронных систем воздушного судна. Также произошла смена вооружения. Установка комплекса, использующего глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС), позволила оснастить корабль КР Х-101. В 2018 году в рядах военного воздушного флота находятся две модели: Ту-95МС и 14 Ту-95МСМ в количестве 46 единиц.

Заключение

В наши дни Ту-95 «Медведь» несет верную службу в вооруженных силах России. Его история наполнена многочисленными боевыми вылетами и дежурствами, экстренными ситуациями и испытательными полетами. Эти самолеты получили высокую оценку международных экспертов и входят в боевой костяк вооруженных сил РФ.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: