Возвращение Ту-244: возрождение пассажирского сверхзвукового авиасообщения

Сверхзвуковые самолеты в СССР были перспективным направлением. Знаменитый Ту-144 являлся первой подобной пассажирской воздушной машиной на планете. Через несколько десятков лет РФ может снова возродить многообещающий транспорт авиаперевозок. Это подтверждается возвращением к работе над Ту-244 – перспективной разработке 70-х годов, который некогда не удалось претворить в жизнь.

Возвращение Ту-244: возрождение пассажирского сверхзвукового авиасообщения
Ту-144

Проект стартовал в 1971 г. в КБ им. Туполева. Он базировался на ТУ-144. Конструкторы рассчитывали, что в 1980-х годах получится наладить массовый выпуск сверхзвуковой авиамашины Ту-244.

Инженеры ответственно подошли к проекту. Они учли как специфику конструкции, так и перспективность воздушного судна в плане экономики, степень удобства пассажиров и безопасность для окружающей среды. Принимая во внимание колоссальную скорость полета в сравнении с дозвуковыми аналогами, была возможность создать гораздо меньше машин Ту-244. Однако это оказалось бы выгоднее в плане прибыльности проекта.

В то же время более высокий уровень громкости, повышенный выброс токсичных веществ и вред для озонового слоя планеты был гораздо сильнее, чем у обыкновенных авиамашин. Перечисленные причины являлись минусами сверхзвукового самолета.

Впрочем, в 1970-х годах проблемы с окружающей средой не считались такими значимыми, как в настоящее время. Советский самолет создавали, по меньшей мере, в 2 версиях: огромное судно весом 360 т, способное перевозить свыше 300 пассажиров, а также не столь крупная авиамашина с массой примерно 275 т.

Технологии каждого самолета были тесно связаны с новыми моторами, которые в то время находились на раннем этапе разработки.

Пионером среди отечественных сверхзвуковых пассажирских самолетов стал СПС-1, увидевший свет в 1973 г. На судне было 4 мотора с суммарной тягой 37,5 кгс. Развив крейсерскую скорость в 2 400 км/ч, лайнер был способен пролететь 8 000 км на высоте до 20 000 км.

Возвращение Ту-244: возрождение пассажирского сверхзвукового авиасообщения
Макет Ту-244

Одновременно конструкторы трудились над СПС-2, где установили моторы на жидком водороде. Работы по его созданию возглавлял сам А. Туполев. Одним из ключевых отличий Ту-244 от старого Ту-144 было отсутствие наклоняемой вниз носовой части и слабое остекление кабины летчиков. В результате в 1985 г. конструкторы решили построить самолет массой 275 т с взлетным весом мотора 24 000 кгс.

Применение двигателей переменного цикла дало возможность претворить в жизнь возможность функционирования силового агрегата в различных режимах полета.

Казалось, что сверхзвуковой самолет в СССР вскоре появится, но перестройка помешала этому. Все технические сведения о Ту-244 были обнародованы в 1993 г. в ходе авиасалона во французской столице. На 20 с лишним лет проект предали забвению. Лишь в 2014 г. в интернете стали всплывать сведения о вероятном возобновлении работ по разработке Ту-244.

Официально это произошло 29.01.2019 г. Сейчас сверхзвуковой самолет находится на этапе создания. Ожидается, что работы над ним закончатся спустя несколько лет. Есть сведения, что в 2025 г. Ту-244 взлетит в воздух. Разумеется, внешне он будет немного отличаться от проекта КБ Туполева 1970-х годов. Впрочем, с технической точки зрения он окажется идентичен советской разработке.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: