Летающая крепость B-17: история и характеристики самолета

Boeing B-17 Flying Fortress — известнейший американский бомбардировщик, прекрасно зарекомендовавший себя в годы Второй мировой войны. Несмотря на то что в американском воздушном флоте в то время были машины с аналогичными и превосходящими характеристиками, именно B-17, благодаря надежности и боевым качествам, по мнению большинства, символизировал мощь авиации США.

Рассмотрим основные характеристики летающей крепости, как неофициально прозвали этот самолет, историю разработки и роль в массовой культуре.

История бомбардировщика

Работа над созданием бомбардировщика, призванного усилить оборону морского побережья США, началась в 1934 году, когда был объявлен конкурс на подобную модель воздушного судна.

Компанией «Боинг» при планировании Б-17 изначально планировалась четырехмоторная модель с цельнометаллическим планером, полностью закрытой кабиной для экипажа и скрываемым шасси, согласно передовым идеям эпохи.

Первый опытный образец прошел публичную демонстрацию в июле 1935 года, после чего получил свое известное прозвище летающей крепости.

Спустя месяц В-17 значительно превзошел образцы конкурирующих фирм в проводимых сравнительных испытаниях, получив отличные шансы на госзаказ. Но в конце августа того же года опытная модель бомбардировщика под названием «Модель 299» разбилась, в результате чего не смог выиграть в конкурсе и был дисквалифицирован.

Однако прекрасные технические характеристики самолета не остались без внимания специалистов, и в январе 1936 года «Боингу» предложили доработать В-17, представив тринадцать бомбардировщиков для подготовки к серийному производству.

Доработанные экземпляры прошли суровую проверку в различных условиях, в течение года налетав более девяти тысяч километров, избежав существенных аварий и неисправностей. В результате «Боинг» получил желаемый контракт, и машина с индексом В-17 поступила в серийное производство.

Бомбардировщик начал производиться серийно в июле 1939 года, и выпускался в течение шести лет в Сиэтле, Бэрнбенке и Лонг-Бич. Общий объем производства за эти годы составил более двенадцати тысяч семисот машин различных модификаций.

Летающая крепость B-17: история и характеристики самолета

Конструкция планера самолета

На всех этапах разработки самолет планировался с цельнометаллическим фюзеляжем — полумонококом. Корпус состоял из четырех блоков, выполненных на болтовых соединениях. Каждый из указанных блоков включал девять составных модулей, к которым на заклепках крепились силовые элементы.

Крыло собрано из восемнадцати секций с ферменной конструкцией главных лонжеронов. Стыки лонжеронов обшиты гофрированными дюралевыми листами, обшивка элеронов — полотняная.

Бомбардировщик разработан с цельнометаллическими килем и стабилизаторами, дюралевой обшивкой нервюров и стрингеров. Металлический каркас управляющих плоскостей выполнен с полотняным покрытием.

Интересно! Самолет В-17 славился отличной живучестью — способностью дотянуть до аэродрома при любых поломках, даже с очень сильными повреждениями сохраняя целостность.

Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами

Учитывая наступательный характер вооружения фашистской Германии, немцы не планировали производство тяжелой бомбардировочной авиации. Поэтому аналоги летающей крепости В-17 по большей части входили в арсенал союзнических армий. Но модели советских самолетов подобного класса Пе-8 ввиду малочисленности не могли сравниться по значимости с американскими машинами.

Если сравнивать летно-технические характеристики В-17 с качествами аналогичных самолетов, можно отметить, что по большинству позиций американская разработка при сопоставимых геометрических размерах, существенно превосходила конкурентов по следующим параметрам:

  • боевой нагрузке — семь тысяч восемьсот килограммов при пяти тысячах у советской модели;
  • максимальной взлетной массе — почти тридцать тонн. По данному компоненту незначительно превосходил только советский Пе-8;
  • предельной скорости — свыше 500 км/час, при 488 у ближайшего конкурента;
  • крейсерской скорости — 400 км/час при сходных параметрах у того же Пе-8;
  • практическому потолку — 10850 метров, что на семьсот метров выше ближайшего соперника.

Предельная граница боевого радиуса составляла 3219 км, что совпадает с данными большинства конкурентов.

Аналогичная машина Люфтваффе вообще была переоборудована с пассажирского лайнера, поэтому не могла быть конкурентом в мощи вооружения и объеме бомбового арсенала при большой дальности полета и сходных габаритах.

Летающая крепость B-17: история и характеристики самолета

Вооружение В-17

Защитный арсенал воздушной крепости составлял тринадцать пулеметов калибром 12,7 миллиметров при размере боекомплекта — 6380 патронов. Особенности расположения:

  • впереди — на спаренной подфюзеляжной турели, оборудованной электрическим приводом;
  • по обе стороны носовой части — два ручных «скуловых» пулемета;
  • над фюзеляжем — два варианта турели, при силовом приводе со спаренным пулеметом;
  • еще одна приводная турель шаровой конструкции под фюзеляжем для спаренного огня;
  • радиорубка оснащена ручным пулеметом (не устанавливался на поздних моделях);
  • амбразуры по бортам — еще по пулемету с каждой стороны;
  • хвост — спаренная турель ручной наводки.

Состав вооружения изменялся, в зависимости от модификации и постепенно совершенствовался в ходе войны, с учетом выявленных недоработок.

Самолет мог нести бомбовую нагрузку до 7900 кг, но подобная практическая необходимость возникала нечасто. Обычно вес бомб составлял в среднем около 2300 кг. Предусматривалась возможность размещения в бомбовом отсеке двух дополнительных топливных бака, для увеличения предельного боевого радиуса.

Летающая крепость B-17: история и характеристики самолета

Защита бомбардировщика

Учитывая основное предназначение машины, она не могла успешно противостоять истребительной авиации. Конструкторами было максимально увеличено количество пулеметов — изначально их было установлено четыре.

К достоинствам летающей крепости из всех аналогичных самолетов Второй мировой войны следует отнести превосходство в боевой дальности поражения пулеметов, благодаря чему бомбардировщик мог атаковать противника с километровой дистанции против четырехсот метров у вражеских истребителей.

Особенно уязвима машина была с передней стороны по причине меньшей защищенности. Но это направление атаки в связи с большой скоростью сближения создавало для противника большие сложности при нападении — время ведения огня не превышало двух секунд.

По опыту боестолкновений, большая часть бомбардировщиков оказывалась сбитой при отсутствии огневого прикрытия. Поэтому основная тактика действий с использованием этих самолетов предусматривала групповую атаку при шахматном построении машин, что обеспечивало максимальную защищенность, одновременно создавая сложности для уклонения от зенитного огня.

Большой процент потерь бомбардировщиков продолжался до тех пор, пока эскадрильям не стали выделять боевое истребительное сопровождение.

Летающая крепость B-17: история и характеристики самолета

Тактико-технические характеристики

В-17 Flying Fortress отличался следующими тактико-техническими характеристиками:

  • длиной — 22,66 м;
  • размахом крыла — 31,62 м;
  • высотой — 5,82 м;
  • площадью крыла — 131,92 квадрата;
  • массой без груза — 16,391 т;
  • снаряженной массой — 24,495 т;
  • предельной взлетной массой — 29,71 т;
  • четырьмя поршневыми двигателями, предусматривающими турбонаддув, с мощностью каждый по тысячу двести лошадиных сил.

Учитывая летные характеристики, указанные ранее, летающая крепость В-17 стала грозной силой, обеспечивающей выполнение поставленных задач, с высокой степенью защиты экипажа, комплектовавшегося следующим составом:

  • командиром;
  • вторым пилотом;
  • штурманом, одновременно управлявшим носовой турелью;
  • бомбардиром, отвечающим за вторую носовую турель;
  • бортинженером, совмещающим основные функции со стрельбой из пулеметов верхней турели;
  • стрелком-радистом;
  • стрелком подфюзеляжной турели;
  • правым и левым бортстрелками;
  • стрелком хвостовой турели.

Данные качества позволили самолету значительно опередить конкурентов.

Летающая крепость B-17: история и характеристики самолета

Основные модификации Боинг B-17 «Flying Fortress»

В-17 под неофициальным названием «Летающая крепость» выпускался в следующих модификациях:

  • Y1В-17 — предсерийный самолет. Оборудовался девятицилиндровыми двигателями с воздушной системой охлаждения, пятью пулеметами калибра 7,62 мм, с максимальной бомбовой нагрузкой 3,63 т. С января по август 1937 года изготовлено тринадцать подобных машин, еще одна, с дополнительным индексом «А» в обозначении, переоборудована под более мощный двигатель, с предполагавшимся использованием для статиспытаний;
  • В-17В — усовершенствованный вариант Y1В-17А с аналогичным стрелковым вооружением на девять членов экипажа. Общее количество произведенных экземпляров — тридцать девять;
  • В-17С — машина с мощностью двигателей 1200 лошадиных сил, вооруженная пятью пулеметами, количество членов экипажа — аналогичное. Произведено тридцать восемь бомбардировщиков, большая часть которых (двадцать единиц) экспортирована в Великобританию;
  • В-17D — самолет с аналогичными двигателями, доработанной электрической схемой. Количество пулеметов — шесть. Масса бомбового груза и комплектация экипажа аналогичны предыдущей машине. Всего произведено сорок два самолета и переоснащены до указанной версии два бомбардировщика В-17С, избежавшие отправки на экспорт;
  • В-17Е — первая массовая модель, с удлиненным фюзеляжем, увеличенным размахом стабилизатора, введенным форкилем и некоторыми другими усовершенствованиями. Двигатели остались без изменений, количество пулеметов возросло до восьми, масса бомбового комплекта увеличена до 36,30 т, а экипаж — до десяти человек. Общее количество произведенных самолетов — пятьсот двенадцать, сорок пять из них были переданы Великобритании;
  • В-17F — усовершенствованный вариант, учитывающий недостатки, выявленные в ходе боевых действий. У машин последних серий мощность двигателей возросла до 1380 лошадиных сил, комплект пулеметов — до девяти, с дополнительным вооружением наиболее поздних самолетов. Вырос допустимый вес перевозимых бомб до 4,355 т, с началом использования носовых бомбодержателей снизу центроплана. Общее количество построенной техники — 3405, поставлено Великобритании — сорок пять;
  • В-17G — наиболее популярная (классическая) модель с описанными выше техническими характеристиками. Всего произведено 8680 бомбардировщиков, передано Великобритании — восемьдесят пять;
  • В-17H — спасательное морское судно. Для указанных целей было оборудовано около ста тридцати самолетов;
  • F-9 — 71 — различные исполнения В-17, применявшиеся для фотографической разведки;
  • РВ-1 — пятьдесят машин модификации В-17G получено службой береговой охраны от ВМС, для использования в поисково-спасательных операциях и радио обнаружения.

В единичных экземплярах выпускались два пассажирских варианта, применявшихся в транспортных целях.

Летающая крепость B-17: история и характеристики самолета
Boeing B-17H

Боевое использование Боинг B-17 «Flying Fortress»

Первоначально, после поставки самолетов в ВМС во второй половине 1939 года, в их основную задачу входило противолодочное патрулирование. В первых столкновениях с Японией США понесли большие потери, включая различные модификации Б-17. Несколько уцелевших самолетов участвовали в атаке на японские конвои, а впоследствии были эвакуированы с линии противостояния.

В 1942 году после появления усовершенствованных модификаций, В-17 неплохо себя зарекомендовал в операциях на японском фронте. А в 1943 году бомбардировщики успешно использовались в налетах на Германию. Однако большая уязвимость от нападения истребителей противника с последовавшими огромными потерями вынудила американское командование воздержаться от использования бомбардировщиков без истребительного прикрытия, до появления подобной возможности. После этого, в 1944 году, самолеты применялись с большой эффективностью при незначительных потерях — не более одиннадцати машин из двухсот.

Незадолго до завершения войны по причине незначительных потерь даже отпала необходимость в поставках новой техники.

Летающая крепость B-17: история и характеристики самолета

Сравнение с другими аналогичными самолетами

Летающая крепость В-17 значительно превосходила современные аналоги в огневой мощи, скоростных параметрах и бомбовой нагрузке. Но самолет не мог успешно противостоять нападениям истребителей, без использования соответствующего прикрытия.

Эксплуатанты

Большая часть выпущенных В-17 эксплуатировалась американским ВМС, но некоторая часть машин была поставлена в Великобританию. Несколько бомбардировщиков воевали в СССР, отдельные машины попали в плен и достались Германии и Японии

В послевоенные годы самолеты экспортировались в некоторые европейские страны, включая Данию, Португалию и Францию, три невооруженных единицы неофициально проданы Израилю, были поставки в Латинскую Америку.

Общее количество государств, эксплуатирующих В-17 — двадцать два.

В массовой культуре

Б-17 оставил большой след в массовой культуре. Этой машине посвящено огромное количество популярных песен, самолеты встречались во многих художественных кинофильмах, описывающих события Второй мировой войны, ему посвящено несколько литературных произведений.

Бомбардировщик присутствует во многих компьютерных играх из числа шутеров и стратегий, завоевавших огромную популярность.

Заключение

B-17 — модель бомбардировщика, по праву получившая почетное звание летающей крепости. Высокие защитные качества самолета сохранили жизни многим пилотам, впоследствии высоко отзывающихся об этих боевых машинах. Это подтверждается многочисленными отзывами противников, упоминающих о противостоянии этим бомбардировщикам и их неуязвимости.

Благодаря отличным техническим характеристикам, самолет успешно применялся не только в военное время, но и остался востребованным в мирной жизни, продолжая эксплуатироваться еще длительное время во многих странах.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: